Пять авторов столичного коллектива «Adyr Aspan»: Гульмарал Татибаева, Бейбит Асемкул, Наталья Лигай, Алия Канибекова и Женис Молдабеков представили публике свои работы, созданные в техниках фотографии, скульптуры, инсталляции, живописи, графики, аудио- и видео-арта. Художники активно работают и выставляются в Казахстане, и за его пределами. Их совместное творчество началось в 2011 году.

Основной нарратив выставки выстраивается вокруг феномена степи, которая исторически являлась местом горизонтальных социальных связей, обмена идеями и товарами, подвижной системой этических и эстетических координат, где людям разных культур приходилось находить, а иногда и изобретать, язык понимания друг друга.

«Участники группы создавали свои произведения индивидуально, но вместе. Эти работы напоминают язык одного художника, цельное высказывание, которое обсуждалось горизонтально, без очерченного центра или лидера. Вместе художники подводят итог своего многолетнего сотрудничества, меняют название своей группы и открывают новый этап в развитии своей мысли и визуального словаря», ‒ отмечает куратор выставки Влад Слудский.

Как заявляют сами художники, для них подготовка к этой выставки своего рода перерождение. После многочисленных потрясений последних лет стало очень важным начать процесс изучения себя, своего народа, своего кода и наследия. Именно поэтому, название группы и название выставки ‒ «ADYR-ASPAN» имеет двойное прочтение. С одной стороны, сочетание земли и неба, миров земного и возвышенного. С другой стороны – растение адыраспан имеет настолько глубокие корни, что его очень трудно выкорчевать.

«Смысл в том, что каким бы испытаниям не подвергался казахский народ, он всегда сохранял свои корни и возрождался», – рассказали художники.

В работах группы нашли отражение темы войны, социальных потрясений, поиска своих корней, осмысления своей истории и национальной культуры, проблемы языка, искусства и гендерного равенства.

При входе на выставку зритель сразу видит серию графических работ и портрет мужчины, который создал Бейбит Асемкул. На портрете изображен амбивалентный мужчина с явным косоглазием, которого художник соотносит с собой.

«У меня бывает такое, что я одновременно люблю свой народ и особо его не люблю за какие-то определенные качества. То есть почему в портрете косоглазие это означает, что мы до сих пор не научились делать свои выводы индивидуально. Мы обязательно должны к кому-то прислушиваться. Это качество есть у многих казахстанцев. Все пытаются надеть маску и спрятаться и думают, что их не узнают. Но мы не слепы, мы все это видим», – поделился Бейбит.

Дальше по залу посетитель встречается с инсталляцией в несколько уровней Натальи Лигай, которая делится своим трагическим опытом детских воспоминаний, последовавших после Грузино-Абхазской войны 1992 года.

«Внутри инсталляции можно прослушать аудио того, что я чувствовала. Там фотография реального подвала и ключ надежды. Я хочу, чтобы этот ключ был там, чтобы это означало что все закончится и я выйду наружу. Второй этаж я крашу белым цветом всю эту черноту, потому что это освободило меня. Мне было сложно вытащить это наружу и показать людям».

Центральную часть зала занимает музей Аманат и художественные работы из природных материалов Гульмарал Татибаевой. В коллекции музея Аманат можно увидеть национальную одежду, сундуки и предметы домашнего обихода. Метафора музея в музее, музея как части художественного высказывания, живого и открытого архива, выделенного из институции становится негативом, отрицательным пространством выставки, неким третьим местом, спрятанным внутри тела выставки.  Пройдя чуть дальше и подняв голову вверх, зритель видит работы выполненные в технике цианотипии. Это портреты женщин нанесенные на белые простыни.

«Эта инсталляция портретов сделана в виде пчелиных сот. Центральная часть состоит из архивов моих родных, бабушек, дедушек, людей, которых я встречала на своем пути. Почему простыни белые: я нашла специальные советские простыни с печатью. Это женщины, которые пережили времена перестройки и они выстояли сделали какой-то шаг вперед, сохранили свою самобытность, свою ценность. Каждой из них я вдохновлялась это давало мне мотивацию идти дальше познавать в себе женщину, познавать в себе казашку», – говорит о своих работах Гульмарал Татибаева.

Погружаясь все дальше в экспозицию, зритель переходит в соседний зал, где на полу представлена инсталляция Жениса Молдабекова. Художник сам из Туркестана и вдохновение искал именно в древних священных зданиях этого города. На коллективной выставке он представил инсталляцию из кирпичей и отпечатков человеческих следов на них.

«Я ездил по разным городам. Изучал информацию о выдающихся личностях Казахстана, смотрел исторические и священные места. Я подумал, что это будет хорошей идеей запечатлеть их исторический след здесь на кирпичах как олицетворение древних зданий. Каждый может интерпретировать и развить мысль про значение отпечатка по-своему», – рассказывает автор.

Завершающей точкой путешествия по выставке стала работа Алии Канибековой «Белое». Отпечатки белых следов плавно перетекают на белое полотно на стене и сливаются с ним. Это произведение сделано из шерсти текемет размером 5 на 3 метра. Как отмечает художница:

«Искусству валяния войлока меня обучила моя мама, “Белое” — мое посвящение всем матерям нашей страны. Мама всегда давала свое благословение перед началом этой непростой кропотливой работы. Поэтому Белое — это мое благословение всем нам вступающим в новую фазу истории — в новый Казахстан».

Экспозиция «Adyr Aspan» представлена в Зале временных выставок №2 на 4 этаже Национального музея РК.  Выставка продлится до 30 апреля 2023 года.

Адрес: г. Астана, ул.Тауелсиздик 54.

График работы: вторник-воскресенье с 10:00 до 18:00.

Вход платный: 700 тенге.

Фото: Алишер Аманбаев.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *