Статьи

Искусство в столице: разбираем паблик-арт в Астане

Паблик-арт — это термин, который скрывает за собой нечто большее, чем просто художественные произведения в общественных местах. Его важнейшее качество — воздействие на неподготовленного зрителя. Памятники и мемориалы являются наиболее узнаваемыми формами паблик-арта, но в эту категорию также входят более эфемерные проявления искусства: уличные представления и театры, муралы, плакаты и инсталляции. Важно не путать их с благоустройством города, установкой праздничного декора и других украшений. Качественный паблик-арт — это искусство, которое меняет городскую среду, придавая ей новые смыслы.

Первый этап развития паблик-арта в Астане (Акмолинске, Целинограде, Акмоле) связан с периодом советской власти. В исторических районах столицы, таких как бывший проспект Целинников (ныне проспект Республики), до сих пор можно найти памятники, свидетельствующие о колониальной эпохе: статуи Сталина и Ленина, а также различные мозаичные панно, созданные в советское время.

После обретения независимости, заметно, что в Астане целью паблик-арта стало создание национальной идентичности и декоммунизации визуального кода, открывая двери к современному миру.


Новая история

Основные проекты астанинского паблик-арта, созданные после обретения независимости — это скульптуры и монументы, которые освещают долгую национальную историю Казахстана или символизируют независимость страны. 

Конец 90-х и начало 2000-х годов характеризуются обретением Акмолы (Астаны) статуса столицы и возведением там таких значимых произведений, как Монумент Независимости Казахстана и памятник Кенесары хану (последней хан всех трёх жузов).

На аллее Улытау, напротив Ботанического сада, выставлены несколько копий артефактов, рассказывающих историю различных мест Казахстана. Одной из них является неровный камень с выбитыми абстрактными изображениями людей, пасущих или наблюдающих за свободно бегущими лошадьми, баранами и верблюдами.

Фото: NUR.KZ

Рядом с объектом установлен QR-код, который должен вести к описанию, однако, система не работает. Работающий QR-код можно найти на плакате в конце аллеи, ближе к Ботаничекому саду. Описание объекта объясняет, что это петроглифы, найденные в долине реки Байконыр.

«Гравюры на камнях отражают историю степи во всем ее многообразии и полноте. Во времена бронзового века, в период ранних кочевников, эти композиции зародились на основе древних мифологических сюжетов и легенд. Искусство живописи на средневековых скалах развивалось в соответствии с древней традицией».

Ряд артефактов завершает трогательный монумент Благодарности Казахскому Народу, изображающий женщину в национальном казахском костюме, обнимающую и защищающую троих детей.

Паблик-арт аллеи Улытау использует понятные символы, такие как петроглифы и образ матери, создавая эмоциональный эффект для зрителя. Даже не читая описания объектов, легко почувствовать долголетие и важность истории Казахстана.

С 2005 года на бульваре Нуржол установлены бронзовые абстрактные статуи стрелков, батыров, девушек в национальных костюмах, сайгаков и верблюдов. Статуи лишены конкретных черт, но именно это делает их невероятно доступными для восприятия. Зритель додумывает историю этих скульптур, вспоминая персонажей легенд или представляя своих предков на месте скульптур. Также, как и исторические монументы Улытау, эти скульптуры создают чувство эмоциональной близости к национальному наследию Казахстана. Однако этот эффект подпорчен тем, что у зрителя нет возможности узнать больше об этих персонажах из-за отсутствия каких-либо идентификаций и описаний скульптур.

Эта проблема характерна для многих других работ, установленных на бульваре Нуржол. Множество произведений не имеют никакого описания, что не позволяет зрителю полноценно взаимодействовать с ними. Паблик-арт должен придавать пространству смысл, потому важно, чтобы искусство было понятно или объяснено, чтобы оно оставалось искусством, а не просто украшением улиц.


Социальные проблемы

На бульваре Нуржол также установлены геометрические скульптуры животных, выполненные из зеркального материала. Они изображают сайгаков, фламинго, барсов и красных волков. Скульптура барса, как нам кажется, является плагиатом работы Аррана Грегори «Амурский леопард» (2015). Грегори создал 20 таких скульптур с целью привлечь внимание к факту, что в мире осталось всего 20 особей этого вида, что составляет треть от оставшейся популяции.

Рядом с некоторыми объектами размещены отвернутые от зрителя таблички с описанием, написанные мелким и неудобным для чтения шрифтом. В тексте говорится о том, что цель этих работ — обратить внимание на угрозу вымирания редких видов животных Казахстана.

Из-за неправильного расположения табличек и неудобного шрифта, посыл о вымирании редких видов не доходит до зрителя эффективно. Этому также мешает некая праздничность стеклянных объектов, которые вызывают ассоциации с диско-шарами, тем самым превращая бульвар Нуржол в своеобразный лес, населенный редкими и магическими видами фауны. Несмотря на то, что скульптуры должны были подчеркивать повышенное внимание жителей Казахстана к экологической проблеме, они скорее подчеркивают туристический образ страны, представляя ее природные особенности для иностранцев.


Муралы как «правильный» паблик-арт

В 2017 году в Астане с поддержкой местных властей появился первый мурал «Открытка из Астаны». Дизайн этого мурала основан на исторической фотографии 70-х годов, которая была использована на открытках о Целинограде.

«По задумке авторов, паблик-арт (прим. ред. — мурал «Открытка из Астаны») не только рассказывает о многовековых национальных традициях, но и иллюстрирует недавнее прошлое, запечатлевая его жителей», — пишет издание The Steppe о мурале.

После 2017 года муралы получили широкое распространение на правом берегу столицы (старого города) в рамках Urban Art Festival. Недавно по инициативе акимата появился новый мурал «Мир», изображающий улыбающуюся девочку, демонстрирующую знак мира. Над ее головой находится надпись «Peace». Образ ребенка с заразительной улыбкой, ассоциирующийся с невинностью и добротой, в сочетании с огромной надписью, не оставляет сомнений в послании работы.

Муралы являются примером «качественного» паблик-арта, так как они отражают мысли жителей столицы в яркой и понятной форме. Они не стремятся создать идеализированный образ, и Оля Веселова, куратор, работавшая над муралами, говорила, что для них было «очень важно учесть мнение зрителей (прим. ред. — жителей Астаны) и уважать это мнение». Возможны сомнения из-за того, что многие эскизы были созданы иностранными художниками, но так как эскизы для реализованных муралов были выбраны голосованием и нашли отклик в сердцах жителей, это говорит о том, что муралы находят понимание и поддержку в обществе.


Какой он — паблик-арт в Астане?

Современное искусство подталкивает людей к творчеству, заряжает креативностью и создает идентичность места. Важно, чтобы искусство становилось доступным как можно большему количеству людей. Паблик-арт за счет размещения в общественном пространстве, а не в стенах музея, ближе всего к широкой публике.

Паблик-арт в Астане представлен в форме исторических монументах, современных абстрактных скульптурах и ярких муралов. Их всех объединяет одна цель – вырвать зрителя из его обычной рутины, заставить остановиться и на секунду задуматься, увидеть в искусстве себя и других жителей столицы.

Актуальным остаётся вопрос о доступности информации об объектах паблик-арта и их сохранности. К сожалению, эта проблема остро возникает во всех регионах Казахстана, и столица здесь не исключение. Установить паблик-арт — хорошее дело. Грамотно установить и сохранить его — правильное дело на века!

Асель Омарова

Автора в городе Астана

Recent Posts

Созданный Альянс кинематографистов Казахстана возрождает кинопремию «Тулпар»

Национальная киноакадемия, Союз кинематографистов и Лига кинематографистов объединились в Альянс кинематографистов Казахстана. Уже в этом…

2 августа, 2024

Айдара Омарова назначили врио президента «Казахфильма»

Азамат Сатыбалды покинул пост главы киностудии имени Шакена Айманова. Временно исполняющим обязанности президента «Казахфильма» назначен…

2 августа, 2024

Новый логотип Лондонского музея вызвал неоднозначную реакцию британцев

Лондонский музей, ранее известный как музей Лондона, представил свой новый логотип в виде белого фарфорового…

1 августа, 2024

Фаррелл Уильямс предлагает вернуть конкурсы искусств на Олимпийские игры

Американский рэпер и креативный директор Louis Vuitton Фаррелл Уильямс предлагает вернуть конкурсы искусств на Олимпийские…

1 августа, 2024

Более 1,5 млн зрителей посетили театры Казахстана с начала года

Всего с начала года состоялось 170 премьерных спектаклей в 57 государственных театрах страны. Об этом…

30 июля, 2024

Великобритания не будет строить тоннель недалеко от Стоунхенджа

Новое правительство Великобритании приняло решение отказаться от проекта строительства тоннеля недалеко от Стоунхенджа. Проект стоимостью…

30 июля, 2024