Выставки

Грёзы и кошмары уйгурского народа: заметки о групповой выставке «Көргәзмә/Көрсетпе»

В начале сентября этого года стало известно, что кинофестиваль «Жаңа Шекара», в рамках которого планировался показ документальных фильмов о жизни уйгуров, казахов и представителей других коренных народов Синьцзяна, был перенесен в онлайн-формат из-за давления со стороны правоохранительных органов на площадку в Алматы. Однако, организаторам все же удалось представить запланированную групповую выставку «Көргәзмә/Көрсетпе», которая открылась 20 октября в алматинской галерее 101 Dump Gallery.

«Мы не представляем вам уйгурское настоящее, ведь для этого хватило бы и зеркала. Всё, что мы показываем – это грёзы и кошмары уйгурского народа» – такими словами зрителя встречает экспозиция. Это слова из манифеста коллектива молодых уйгурских художниц “Сұлтан қизлар” .

Гнетущее ощущение выставки приходит уже на спуске в галерею. Экспонатов немного, и на первый взгляд все выглядит несколько куцо. Однако каждое произведение сопровождает QR-код, позволяющий прочитать авторское пояснение на трех языках. «Көргәзмә/Көрсетпе» прокатывает зрителя по всем аспектам социальной жизни Синьцзяна – от семейного очага до камер исправительных лагерей.

«Мы очень переживали, что выставку ждёт та же судьба, что и фестиваль. Однако всё получилось, чему мы очень рады. Был объявлен open-call, но не все работы прошли из-за небольшого пространства зала. Мы фокусировались на молодых уйгурских и казахских художниках, кто понимает происходящее в Восточном Туркестане», – рассказала Медина Базаргали, одна из организаторок кинофестиваля и кураторка выставки.

За большинством работ стоит личная история. «Я полюбила галимую уйгурскую попсу только после смерти моего буви (дедушки – прим. ред)» – гласит надпись возле телевизора, по которому транслируется концерт национальной музыки. Веселая песня в исполнении пестро одетой уйгурки – то, что художница Рукия Фархадова объясняет как «ситуация утраты и планомерного уничтожения создаёт художественную ценность там, где она даже не планировалась». Для авторки, не понимающей такую музыку, это возможность прикоснуться к родной культуре через обращение к покойному деду.

Или другой, тоже мультимедийный пример. На экране происходит застолье. Такое домашнее и понятное, с разноцветными корпе и пиалушками. Снятое на старую камеру с рябью изображения и оттого еще более трогательное прощание: его автор, теперь уже известный поэт и переводчик Тілек Ырысбек, а тогда совсем юный мальчик последний раз сидит с семьей перед отъездом в Казахстан.

Интересна двусмысленность некоторых работ. Карта Восточного Туркестана в исполнении Мұрагер Шәріпқан располосована толстыми нитками — ала жіп, который используется в ритуале тұсау кесу. Описание говорит, что это маршрут кочевий предков автора. Но еще это очень похоже на колючие непереходимые границы, в буквальном смысле стягивающиеся над регионом.

Жемчужиной выставки можно назвать манифест сообщества уйгурских художниц «Султан Қизләр». Он одновременно открывает выставку и суммирует ее. В тексте девушки рассуждают о том, почему им так важна идентичность уйгурок, хотя родились они в Казахстане, и им гораздо ближе что-то общее из ислама и Центральной Азии. Приходят они к простому объяснению: а кто, если не мы? Именно им принадлежит фраза о кошмарах уйгурского народа. И бок о бок с написанным на стене манифестом стоит то самое зеркало – правда, разбитое. Оно как бы вторит: таким было бы отражение, если бы не…

«Көргәзмә/Көрсетпе» – это выставка отчаяния в простых вещах. Невзирая на казалось бы очевидную геополитическую привязку, она ни к чему не агитирует. Это не крик о помощи или активистская акция. Конечно, есть в экспозиции и небольшой плакат «Хватит молчать», и посвященные заключенным «Ячейки Сынцьзяна» с портретами людей в одинаковых черных рамках. Но это выставка об уязвимости, о культуре, которую принято игнорировать, и историях, которые принято замалчивать. И это отчуждение миллионов людей даже после окончания просмотра еще долго остается горчащим привкусом.


Групповая выставка «Көргәзмә/Көрсетпе» продлится до 5 ноября 2023 года.

Кураторка: Медина Базаргали.

Адрес: г. Алматы, ул. Панфилова, 101 (101 Dump Gallery).

График работы: вторник-воскресенье с 12:00 до 22:00.

Вход свободный.

Алёна Тимофеева

Recent Posts

Созданный Альянс кинематографистов Казахстана возрождает кинопремию «Тулпар»

Национальная киноакадемия, Союз кинематографистов и Лига кинематографистов объединились в Альянс кинематографистов Казахстана. Уже в этом…

2 августа, 2024

Айдара Омарова назначили врио президента «Казахфильма»

Азамат Сатыбалды покинул пост главы киностудии имени Шакена Айманова. Временно исполняющим обязанности президента «Казахфильма» назначен…

2 августа, 2024

Новый логотип Лондонского музея вызвал неоднозначную реакцию британцев

Лондонский музей, ранее известный как музей Лондона, представил свой новый логотип в виде белого фарфорового…

1 августа, 2024

Фаррелл Уильямс предлагает вернуть конкурсы искусств на Олимпийские игры

Американский рэпер и креативный директор Louis Vuitton Фаррелл Уильямс предлагает вернуть конкурсы искусств на Олимпийские…

1 августа, 2024

Более 1,5 млн зрителей посетили театры Казахстана с начала года

Всего с начала года состоялось 170 премьерных спектаклей в 57 государственных театрах страны. Об этом…

30 июля, 2024

Великобритания не будет строить тоннель недалеко от Стоунхенджа

Новое правительство Великобритании приняло решение отказаться от проекта строительства тоннеля недалеко от Стоунхенджа. Проект стоимостью…

30 июля, 2024