Categories: Интервью

Гендерные неравенства в живописи: искусствовед Александра Кудряшова про деление искусства на мужское и женское

В современном обществе невозможно обойти стороной вопросы гендерного равенства. В искусстве, как и во всех сферах жизнедеятельности присутствует дискриминация по полу.

Однажды, наш корреспондент брал интервью у известного казахстанского художника мужчины, который негативно высказывался о роли женщин в живописи. И это, несмотря на то, что интервьюируемый понимал о записи для медиа-портала, который акцентируется на женщинах в искусстве, и называется Art of Her.

Наша редакция не делит искусство на женское или мужское, но в контексте этой проблемы, которая имеет место быть в жизни почти каждой художницы, мы выделяем понятие «женское искусство» для полного понимая картины.

Разобраться в этом вопросе нам помогла Александра Кудряшова. Искусствоведьма (так именует себя Александра в своём профиле Instagram) ответила на вопросы нашего редактора Руса Бикетова о женщинах искусства в патриархальном обществе.

Александра, можем ли мы сказать, что искусство делится на мужское и женское?

Ну, смотрите, я не могу ответить на вопрос делится ли на мужское или женское. Я не знаю почему, но внутри меня, когда я слышу что-то про женское или мужское искусство, сильно начинает коробить. Давайте рассмотрим мужской и женский спорт. С точки зрения гендера, мы можем сказать: здесь мужчины играют в волейбол, а здесь женщины играют в волейбол. Но, с точки зрения искусства, здесь не подходят системы оценки, которые мы обычно применяем к спорту, условно вы должны пробежать марафон 42 км. и тогда у вас будет результат, и тогда мы поймем кто из вас круче.

Если мы углубимся в историю, когда появилось это разделение на мужское и женское искусство?

С точки зрения исторического контекста, кто делал искусство? У женщин нет образования до 20 века, у женщины нет права голоса до 20 века, нет права владения имуществом, практически отсутствуют любые конституционные права, поэтому мы не можем видеть какое-то не мужское искусство.

Если мы подразумеваем, что мужское искусство – это то, которое делают мужчины, а женское – которое делают женщины, то до 19 века было понятие «Женские мастерские». «Я обречена на одиночество или на посредственность женской мастерской. Здесь вас не толкают вперед, не поощряют, и вы гниете на месте. Ах, почему я только женщина?», — писала художница Мария Башкирцева. То есть, формулировка «женское искусство» подразумевает, что женщины сидят в мастерской и рисуют цветочки, пока мужчины совершают великие дела в живописи.

Во второй половине 20 века появляются Guerrilla Girls, которые выступают с плакатами: «Почему только белые мужчины могут быть художниками?», «Должна ли женщина быть голой, чтобы попасть в музей Метрополитен?», «Самые расистские галереи в Нью-Йорке» и др.

Guerrilla Girls, Benvenuti alla biennale femminista! (from the series \»Guerrilla Girls Talk Back: Portfolio 2\»), 2005; Lithographic poster, 17 x 11 in.; National Museum of Women in the Arts, Gift of Steven Scott, Baltimore, in honor of Wilhelmina Cole Holladay; © Guerrilla Girls, Courtesy www.guerrillagirls.com

Вот смотрите, на 1989 год была только одна персональная выставка женщины художницы в , а в 2015 году (когда казалось, что ещё нужно женщинам, имеются все права) всё изменилось всего на 3-4 выставки. За 30-40 лет прибавилось всего пару персональных выставок в больших музеях искусств. Ну, условно, давайте представим что из 150 выставок только 3 – это персональные выставки женщин.

То есть, исторически так сложилось, что всё искусство – это мужское занятие?

Ну смотрите, если мы даже в Google напишем «10 лучших художников мира» или «10 самых лучших картин мира». Какие 10 самых лучших картин выйдут? Мне кажется, там 100% будут: Сальвадор Дали, Ван Гог, Пикассо, Сандро Боттичелли, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль ну и все. Но это не потому, что художники мужчины ужасные, а женщины бедные и несчастные. Это с точки зрения истории. У меня был когда-то курс по женщинам в искусстве, и по образу женщины в искусстве, и по женщинам художницам. Здесь это в обе стороны все вредит. То есть, это отсутствие других возможностей. В Древней Греции женщины изображались одетые, а мужчины раздетые. Не потому, что мужчин просто больше любили, а потому что это было привилегией. Точно так же, как и в изобразительном искусстве. Да, это вопрос привилегии.

Да, именно поэтому сформировалась картина того, что художник – это мужчина, а муза – обязательно женщина?

Потому что, к сожалению, исторический контекст за маленькое время не прорабатывается. То есть, как в моей любимой 100-летней картинке: давайте запретим женщинам образование до 20 века, а потом скажем, что они тупые, ничего не изобрели. Ну, даже с точки зрения истории. Но если у тебя веками есть образование, есть доступ к этому – картина будет совершенно другой.

И, кстати говоря, даже несмотря на это, очень много женщин, которые появляются в истории, ну совершенно внезапно. Хотя, казалось бы, откуда они там могут взяться? Например, была Артемизия Джентилески, которая в 17 веке была художницей. Она пережила насилие от учителя живописи, которого подобрал её отец. Они его засудили. Представляете, в 17 веке проходил настоящий суд над насильником женщины?!

Артемизия Джентилески. Сусанна и старцы. 1610. Холст, масло. Замок Вайсенштайн, Поммерсфельден

Да, при этом, я тоже отмечаю, что есть женщины, которые как раз-таки доказывают совершенно обратные вещи. И то, что даже если твой муж художник, ты тоже можешь чего-то добиться. Сегодня, по прошествии этих лет, мы видим, популяризацию женщин художниц с тяжелой судьбой. К примеру, Фрида Кало. Многие следуют ее примеру, особенно молодые художницы. Её муж – известный художник Диего Ривера, но при этом, сейчас мы очень мало слышим про Диего и много про Фриду.

Это как, знаете, если даже не говорить о том, что они муж и жена, с точки зрения таланта, и с точки зрения того, что они делают. То есть, у Фриды было достаточно мало заказных работ. Она почти все работы делала про себя, про свои переживания, про свои чувства, про свои внутренние процессы. Диего делал соцреалистические муралы, поэтому в контексте соцреализма он прекрасен. Но, в контексте мирового искусства это не актуально. И если бы это была Фрида, это было бы также неактуально. Здесь гендер совсем не играет роли. Здесь играет то, что они делали.

Поэтому, с точки зрения таланта, можно, наверное, судить как-то. Но я не могу судить, потому что, как мне кажется, мне противопоказано судить о том, кто талантлив, а кто нет. Но в целом, да, какие-то концепции в отношениях между художниками и художницами. Но такое часто бывало, что они боролись. Например, Джорджия О’Кифф (мать американского модернизма) со своим мужем постоянно ругалась или миллион вот этих женщин Пикассо, бедных молодых 17-летних девушек, которых он себе как-то пытался захомутать. Потом одна сошла с ума, другая и вовсе убилась, а с третьей еще что-то плохое произошло. И только одна от него смогла сбежать, будучи тоже, кстати, крутой художницей. И после того, как она от него сбежала, девушка написала книгу «Моя жизнь с Пикассо», и он потом еще очень долго судился с ней.

Как вы считаете, как правильно обращаться к женщине, которая занимается, к примеру, живописью? Художник или художница?

Многие художники и художницы специально отрезают вот эту приставку к женскому или мужскому искусству, потому что, они хотят в принципе концентрировать внимание человека не на этом.

Поэтому, это такой сложный вопрос, всё зависит от контекста. Мне кажется, самое простое, это как с иностранными языками. Когда приезжаешь в другую страну, где они говорят на своём языке, ты спрашиваешь: к вам как лучше обращаться на английском, на французском или на итальянском. Они говорят: давайте на итальянском. И вы понимаете, как обращаться к человеку.

Александра, а вот вам лично, как комфортнее, когда к вам обращаются: искусствовед или искусствоведка?

Мне — искусствовед, но не потому, что это моя принципиальная позиция. Я думаю, что мне пока так нравится. Потом, мне может нравиться что-то другое. То есть, это не принципиально. Можно еще и искусствоведьма, я же подписана в Instagram искусствоведьма, мне нравится, это меня устраивает. Сама я стараюсь использовать большинство феменитивов.

Александра Кудряшова

Вы в своей работе постоянно пересекаетесь со многими деятелями искусства в нашей стране и за рубежом. Все-таки были ли там такие моменты, когда к вам, как к искусствоведу женщине, было какое-то неполноценное отношение?

Ну, если честно, нет. Наверное, здесь было больше такого. Ну, я не говорю, что здесь было плохо, что здесь все кошмар, а там хорошо.

В России было. Но там, я думаю, что это не совсем было про гендер. Знаете, там есть свои внутри искусствоведческие стереотипы. Меня это ужасно раздражало, когда я в Репинке к кому-то подходила или что-то с кем-то обсуждала, мне говорили: — Ну, ты, наверное, выйдешь замуж за художника. — Почему? — Ну, ты же искусствовед, это так всегда происходит. Женщины на искусствоведа учатся, потому что они же не могут на живопись пойти. Они учатся на искусствоведа, выходят замуж за художника и пишут потом ему рецензии, статьи и так далее.

Но в целом, в моей деятельности сейчас этого нет. Максимум, что я могу встретить — это предвзятое отношение, исходя из того, что мне не очень много лет, а я преподаю. Но это уже просто межличностное.

Как обстояли дела с женским искусством в истории Казахстана?

Ну, смотрите. Традиционно, если мы говорим про казахов, которые не саки и скифы, а со времен образования Казахского ханства, то все женщины занимались рукоделием. К ним не относились уничижительно, они были очень уважаемы в обществе. За счет того, что это считалось очень круто. На них держится все, что есть вообще в быту. Не с точки зрения, что они там моют, убирают или вытирают. Они делают украшения, они занимаются какими-то гербами, родовыми какими-то крутыми штуками. Женщины были шаманки. А шаманы — это, кстати, не пятый человек в обществе.

Женщины занимались делами с хлопком, вязанием. И, к сожалению, это очень мало освещено, потому, что как будто бы это не совсем искусство. Это же не живопись. Но вы мне покажите живопись у казахов? Традиционной европейской живописи не было. До 20 века не может быть живописи как таковой. Зачем это казахам, они кочевники. У них вообще другое направление в искусстве. У них были военные снаряжения, ювелирное дело, текстильное дело. Это же целое искусство. Женщины занимались всем этим декоративно-прикладным искусством. Они были очень уважаемы в поселении, к ним приходили учиться. Даже вот эти все платки, которые женщины на себя надевали, это не потому, что они прятались и были какими-то незаметными. Это про достаточно большое уважение. Но какие-то перегибы в разные стороны начались в 20 веке, уже после репрессий, когда открылась живопись, уже появилось училище в Алма-Ате. Первая женщина художница казашка с профессиональным образованием появляется только в 60-ые годы – Айша Галимбаева.

Художница Айша Галимбаева

Как вы думаете, какая современная казахстанская художница? Как она чувствует себя в патриархальном обществе 21 века?

Ну слушайте, я не художница. Поэтому, я не могу себе представить, как она себя чувствует. Но, я думаю, если это художница, которая знает, что она делает и любит своё дело, я могу только сил и удачи ей пожелать. Я надеюсь, что ей хорошо.

Конечно, в каких-то вещах ей сложно, возможно, с точки зрения финансов. У нас не так много историй про заработок. Поэтому, я надеюсь, что современная казахстанская художница – это которая продаёт свои работы, планирует персональные выставки и своё дальнейшее будущее.

Art of Her

Новостная редакция Art of Her

Recent Posts

Созданный Альянс кинематографистов Казахстана возрождает кинопремию «Тулпар»

Национальная киноакадемия, Союз кинематографистов и Лига кинематографистов объединились в Альянс кинематографистов Казахстана. Уже в этом…

2 августа, 2024

Айдара Омарова назначили врио президента «Казахфильма»

Азамат Сатыбалды покинул пост главы киностудии имени Шакена Айманова. Временно исполняющим обязанности президента «Казахфильма» назначен…

2 августа, 2024

Новый логотип Лондонского музея вызвал неоднозначную реакцию британцев

Лондонский музей, ранее известный как музей Лондона, представил свой новый логотип в виде белого фарфорового…

1 августа, 2024

Фаррелл Уильямс предлагает вернуть конкурсы искусств на Олимпийские игры

Американский рэпер и креативный директор Louis Vuitton Фаррелл Уильямс предлагает вернуть конкурсы искусств на Олимпийские…

1 августа, 2024

Более 1,5 млн зрителей посетили театры Казахстана с начала года

Всего с начала года состоялось 170 премьерных спектаклей в 57 государственных театрах страны. Об этом…

30 июля, 2024

Великобритания не будет строить тоннель недалеко от Стоунхенджа

Новое правительство Великобритании приняло решение отказаться от проекта строительства тоннеля недалеко от Стоунхенджа. Проект стоимостью…

30 июля, 2024