Categories: Articles

Жизнь Әбілхана Қастеева — не кино. Дублей не будет (часть 2)

Этот год проходит под знаком 120-летия Әбілхана Қастеева — одного из основоположников казахского изобразительного искусства. Казалось бы, столько уже о нем сказано, а сколько ещё, как оказалось, недосказанного. У нас в Казахстане существует проблема с мемориальной литературой. И, пожалуй, пришло время для его персонального биографа. Искусствовед Мария Жумагулова специально для Art of Her провела серию встреч с родственниками, с людьми, так или иначе сопричастными к памяти Әбілхана Қастеева, чтобы открыть некоторые неизвестные страницы жизни и творчества художника.

Первая часть материала доступна по ссылке (кликабельно).


Часть 2.

Творчество Әбілхана Қастеева создавалось в удивительное время. Начало XX века — время настоящего бума в европейском и русском искусстве. Он же находился в совершенно никак неосвоенном изобразительном пространстве Казахстана (в состоянии целины). Естественно, он отталкивался от традиций русского и позже советского искусства. Это период, когда продолжали творить ещё русские авангардисты, некоторые из которых вписались деликатно в План Советской монументальной пропаганды, но продолжали гнуть свою линию. И тогда же стал особо интенсивно развиваться стиль примитива, наива, арт-брют. Чёткого разграничения ещё не было. Әбілхан Қастеев, сам не подозревая об этом, вполне вписался в эти поиски, конечно, неосознанно. Будучи самоучкой, он оказался в центре советской идеологемы в строительстве нового мира. Именно на государственном уровне делается акцент на развитие самодеятельного творчества, в рамках которого был создан, например, Институт имени Надежды Крупской, где, кстати, в течение 2 лет Қастеев проходил курсы.

Наивное искусство было инспирировано властью: базовая модель счастья простого народа. В большинстве своём в СССР художники этого направления опирались на фольклор. Әбілхан Қастеев от начала до конца своего творчества — летописец жизни казахского народа. Он не мог избежать идеологических ориентиров, однако у него сложился свой личностный нравственный, этический, эстетический нарратив, что делает его всегда узнаваемым. Его личностная оптика с этническим уклоном сохранялась до конца его жизни. Он плоть от плоти — народный художник без возвышенного пафоса, а как данность. С годами его стиль менялся, он с мастерством использовал, к примеру, свои пленэрные открытия. И этот удивительный симбиоз самодеятельного и профессионального творчества — неповторимая особенность художника. Уникальность его живописной линии в том, что, если выдающиеся русские авангардисты сделали свое обращение к наиву своим манифестом, то Қастеев не рассуждал об этом, но сохранил от сердца эту чистоту и детскую открытость этому миру. Он сумел с поразительной тонкостью внедрить в своё искусство приемы профессионального мастерства. В этом и состоит феномен творчества Әбілхана Қастеева. Он не раздваивался, будучи цельной личностью. У него сформировался свой индивидуальный изобразительный маркер, в котором его знания основ народного ремесла и профессиональных знаний гармонично сложились в неповторимую конструкцию. В каждой композиции внимательность к деталям, мелочам быта. Они всегда красноречивы, порой доходят до натурализма и при этом не навязчивы, не раздражают глаз, а, напротив, умиляют своей теплотой и любованием уютностью казахского быта. В его работах, особенно раннего периода, прослеживается эта связь знания изобразительных законов и основ народного творчества, как в построении полотна, взаимодействия линейного и живописного рисунка, в особенной ритмике соотношения планов, пространства; и в чисто казахской колористике, совмещающей, как сдержанность степной красоты красок, так и яркость предметов ремесла…

В его художественном контексте слились неизбежность соцреализма с наивом восприятия, что и составило основу его, қастеевского стиля. «Ваш диплом — это всего лишь лист бумаги, ваше образование видно в вашем поведении», —Уоррен Баффет. Это так соотносится с жизненной позицией художника.

Его творчество совпадает с агитационной мотивацией советского времени — своеобразный «синдром Прометея» — и все же это не тенденциозный лозунг, ибо транслирует его искреннее чувство патриотизма и оптимизма, безо всякой показухи. Он искренне радуется кардинальным переменам в жизни страны и поэтому к его работам не возникает негативного восприятия.

Живопись Қастеева на раннем этапе выполняется все ещё с оглядкой на орнаментальное построение. Его изобразительную партитуру во многом отличает ясная линейная отчетливость, во многом аутентичная декоративному узорочью с его позитивно-негативными свойствами. Әбілхана Қастеева всегда отличало удивительное умение существовать в парадигме своего времени. Архив памяти его никогда не подводит. Его включённость во все происходящие процессы позволила ему создать визуальный дневник страны. У него особо обострённое ощущение аула с чувством личной сопричастности. В произведениях художника изначально притягивает этот неповторимый аромат сельской жизни с такой «вкусностью» архаичных деталей. Он чувствует пульс времени и идёт в ногу с происходящими переменами. Тональность в его искусстве постепенно меняется: из жизни внутри юрты он переходит в большие пространства новой социальной жизни. И при этом у него всегда сохраняется возможно коммуникации со своим зрителем. Эта обратная связь не была нарушена до конца его жизни. Он с радостью впитывал запахи перемен. И все же и с течением времени его картины продолжают влиять на состояние нашей ментальности, как точно отмечено Олегом Ройем: «В книге памяти бывают такие моменты, на которых хочется оставить закладки…».

Мария Жумагулова

Искусствовед, постоянный автор Art of Her

Recent Posts

Созданный Альянс кинематографистов Казахстана возрождает кинопремию «Тулпар»

Национальная киноакадемия, Союз кинематографистов и Лига кинематографистов объединились в Альянс кинематографистов Казахстана. Уже в этом…

August 2, 2024

Айдара Омарова назначили врио президента «Казахфильма»

Азамат Сатыбалды покинул пост главы киностудии имени Шакена Айманова. Временно исполняющим обязанности президента «Казахфильма» назначен…

August 2, 2024

Новый логотип Лондонского музея вызвал неоднозначную реакцию британцев

Лондонский музей, ранее известный как музей Лондона, представил свой новый логотип в виде белого фарфорового…

August 1, 2024

Фаррелл Уильямс предлагает вернуть конкурсы искусств на Олимпийские игры

Американский рэпер и креативный директор Louis Vuitton Фаррелл Уильямс предлагает вернуть конкурсы искусств на Олимпийские…

August 1, 2024

Более 1,5 млн зрителей посетили театры Казахстана с начала года

Всего с начала года состоялось 170 премьерных спектаклей в 57 государственных театрах страны. Об этом…

July 30, 2024

Великобритания не будет строить тоннель недалеко от Стоунхенджа

Новое правительство Великобритании приняло решение отказаться от проекта строительства тоннеля недалеко от Стоунхенджа. Проект стоимостью…

July 30, 2024