Специально для Art of Her руководитель экскурсионно-массового отдела Карагандинского областного музея изобразительного искусства Снежана Черкаева провела анализ женских портретов из фонда музея и подготовила материал.
Ева в шинели
Образ человека в изобразительном искусстве и отношение к нему менялось с удивительной частотой, на эти перемены влияло многое: драматические события, такие как депрессия и война, мода и даже урожай своей скудностью или изобилием оказывал воздействие на изображение человека. Женский портрет в портретном жанре стоит особняком, это «жанр» в жанре. Женщину писали абстракционисты, дробя и пряча ее за кусками всякого разного, демонстрируя лишь фрагменты; у импрессионистов она утопала в лучах солнца, превращаясь в легкий неуловимый мираж; реалисты пристрастно говорили с ней, оставляя на её образе свое личное отношение. Так или иначе, Она продолжает жить в произведениях искусства меняя свои образы и ипостаси и остается до конца неопознанной.
Ева – вечная женщина, легкой поступью вошла в мир изобразительного искусства в незапамятные времена и продолжает свой путь в качестве вдохновительницы, модели и мастерицы кисти. Ева появилась, когда древний человек нарисовал её в пещере, художник античности изваял из глыбы мрамора Афродиту, на востоке появились изящные египтянки, украсившие стены храмов и гробниц, и пластичные богини плодородия Индии. Грациозные и неуклюжие, стройные и с округлыми формами восхищают многие тысячелетия. Человек творил, и лучшие его творения – это образы женщин, изображая которых он выражал свои жаркие чувства.
Ежегодно в канун международного женского дня 8 марта Карагандинский областной музей изобразительного искусства открывает выставку женского портрета, где в одной экспозиции на «выставку-девичник» собираются разные женщины. Музейное пространство наполняется женскими взглядами и особой высокой вибрацией, энергией, которую излучают женщины. «Әйел бір қолымен бесікті тербесе, екінші қолымен әлемді тербейді» (Когда женщина одной рукой качает колыбель, то другой она потрясает мир) – говорят казахи. Это выражение вышло из народа. Уважение к женщине, понимание ее ценности в жизни человека – это своего рода всеобъемлющие объятия, в которых хватит места каждому.
В запасниках музея хранятся портреты разных школ и направлений. Это работы в духе реализма и классические портреты русской школы живописи, яркими пятнами выступают образы социалистического реализма, абстракция, кроткие и сдержанные женские образы казахского изобразительного искусства.
Работа «Сёстры» художника Салихитдина Абдысадыковича Айтбаева наполнена духом казахской национальной традиции. Раскалённое летнее солнце врывается в открытую юрту, постепенно согревая её внутреннюю прохладу. Девичий молодой задор двух сестёр создаёт другие лучи в ответ солнечному дню; это абсолютное счастье и покой отчего дома. Сёстры заняты щепетильным делом – младшая помогает прихорашиваться старшей, сосредоточенно держа зеркало маленькими ручками. Здесь две девушки и три лица, одно лицо в зеркальном отражении.
Женщина и зеркало – это обязательный диалог. Пока она маленькая, она говорит со своим отражением так, словно это ее дочь, в девичестве говорит с ней на равных, а став взрослой устало вопрошает, как перед иконой: «Как мне быть дальше?». Почему она так делает? Она примеряет перед зеркалом не только наряды, но и рассматривает в нём новые предметы обихода. Для женщин это уникальный инструмент, это «встреча с другим я», это дворец иллюзий, наверное, каждое зеркало помнит больше девичьих лиц и слез, нежели других, потому что другие появлялись редко, торопливо и были неразговорчивы. Геометрические формы на фигуре старшей девушки напоминают женские фигуры супрематистов, сосредоточившись на середине полотна они рассеиваются и исчезают вовсе, отчего создается эффект деформации и движения. Изображение лиц натуралистичное, местами переходит к абстрактному, не нарушая при этом грань между фигуративным и абстрактным.
Вдали на солнечном горизонте виднеется кобыла с жеребёнком – у них свой диалог, не менее важный.
Картина окутана невероятными цветами, которые, казалось бы, совершенно произвольно стелются на холст, беспрепятственно соединяясь друг с другом, но за этой легкой непроизвольностью стоит единение с природой и ее реальными оттенками. Когда палитру перемешивает не взвешенный глазомер, а собственное чутье цвета, в котором ты рос и знаешь все его оттенки запахов. Соответственно обонянием эти краски складываются легко, словно их кинула Степь, ритмично переступая через порог юрты.
Здесь нет главного героя, у Салихитдина Айтбаева все важны – степь и жаркое солнце, пасущиеся кобыла с жеребенком и бесконечный горизонт, прихорашивающиеся сёстры и каждая деталь их крова. Всё вместе – это абсолютная любовь ко всему окружающему.
Полвека спустя появляется новый художник Талгат Досманов, и рождается его работа «Невеста». Здесь не потеряно чувство национального колорита, а напротив приумножено, не стёрт почерк предков, а заискрился динамичными лучами, и не изменилась та девушка-казашка в юрте, она знает обряды, скромна и так же владеет сложнейшей системой ведения хозяйства и взаимодействия в большой семье.
Кровь с молоком, сила молодого жеребца, мчащегося в степи, отбивая копытами столбы пыли; такая энергия выплескивается через края этого полотна с фрагментом из жизни. Статичность картины, казалось бы, конфликтует с ее сильной энергией и это столкновение отражается на лице, на закрытых глазах девушки. После первого взгляда резкий вдох от буйства цвета и его веерного расположения, а затем неторопливое прочтение картины при постепенном выдохе.
Куски яркого солнца лежат на саукеле и согревают ее голову, но не туманят разум, он остается холодным. Глаза закрыты, остался шаг до порога неизведанного, на устах уже вертится вкус нового для неё слова «катын-женщина». Губы девушки замкнуты, их почти не видно, она готова к тому, что теперь нужно больше слушать, а не говорить. Кротость невестки – это обычай казахской семьи.
Рядом с невестой украшение юрты – шашак-бау. Красная лента вторит изгибу головного убора, как дорога жизни с символичными знаками на языке древнего человека. Это верблюжий след, который символизирует наследственность и долгую дорогу. Кисть на конце шашак-бау, свитая из нитей, напоминает собой ниспадающие вниз распущенные волосы. Где-то за плечом виднеется современное окно, но это будет потом. Краска складывается кусками, один за другим, как вырезанные лоскуты шерстяной ткани. Впереди её ждёт много счастья, которое она сама разложит по полкам и даст им свои названия.
Работа «В розовом» народного художника Казахстана Сабура Абдурасуловича Мамбеева – это лёгкая и живая песня о юности. В картине запечатлён неуловимый момент, когда ребёнок превращается в подростка. Это может быть и мальчик и девочка; надев взрослую одежду, подросток мечтает когда станет взрослым. Длинные прозрачные масляные мазки передают зыбкость и нежность юных грёз. Детские припухлые черты, растворяясь как в аквариуме, исчезают, превращаясь в воспоминание. Сабур Мамбеев мастерски передает сюжеты из обыденной жизни.
Искусство как зеркало отражает окружающую действительность, оно чередуется взлетами и падениями, появляются новые стили и техники исполнения, но женщина Ева продолжает быть вдохновляющей музой и волнующей натурщицей: сильная и слабая, страстная и холодная, нежная и выносливая продолжает смотреть на своего зрителя с полотен и таиться в мраморных скульптурах всех времён. Берегите её! В жизни она не из мрамора…
Автор: Снежана Черкаева.
Позиция редакции может не совпадать с мнением автора материала.
Искусство — лекарство с губительным побочным действием?
Тысяча дней тишины: персональная выставка Изи Смирнова в Караганде