Только с начала этого года Сауле Сулейменова трижды отметилась на выставочных площадках Алматы: групповая выставка «Туман войны», лекционный цикл на тему «Взаимодействие живописи и фотографии. Национальная идея в деколониальной оптике» и проект «#ЧистоГоры» на экологическую тему. Она уже довольно долго и стабильно присутствует в художественном пространстве страны и не только… И ее появление нынче только подтвердило ее творческую состоятельность и верность собственному кредо. Она, как всегда, держит руку на пульсе времени, последовательна в опциях, в которых когда-то определилась. В наше турбулентное время, когда события стремительно меняются, подобно изображениям в калейдоскопе, Сауле всегда в потоке. Ее оперативная рефлексия на происходящее вокруг совпадает с реакцией репортеров, для которых эта способность – главная составляющая их профессии.
«Мир полон информации и подобен столу со всевозможными блюдами на любой вкус», – совершенно точно выразился неизвестный автор. И при этом важно сделать правильный выбор, чтобы не затеряться в рутине и жить согласно времени, в котором живешь ты сама и живет твоя страна. Именно так и поступает художница Сауле Сулейменова, творчество которой неизменно отражает гражданственность ее позиции; публицистичность и внятность посыла к своим зрителям. Жизнь постоянно подбрасывает новые повестки и по удивительному совпадению они как-то перекликаются с тем, что уже когда-то было. И посему ее оглядка назад, в историю, остаётся актуальной и сегодня, когда прошедшее причудливо повторяется вновь, но уже в несколько ином контексте. По счастью, в нынешнее время никого не устраивает официозная прилизанная трактовка истории и пора уже поставить точный беспристрастный диагноз. Это так необходимо для очищения нашего духовного пространства. А мир циничен. Сулейменова решила окунуться в эти не совсем удобоваримые ситуации на фоне нынешнего комфортного гедонистического существования. Кто-то сказал: «Если бы зеркала отражали не внешность, а сущность, они бы не прижились в этом мире». Художник примерила на себя роль этого зеркала в силу своего обостренного восприятия на окружающее.
В художественной жизни страны заметно повысился интерес к истории своей страны, обусловленный новым форматом, образом жизни в условиях современного государства. И соответственно, как бывает в подобных ситуациях, без определённых клише и издержек не обошлось. Избежать излишнего пафоса, сентенций Сауле удалось, благодаря избранному ею инструментарию. Обращение к документальному материалу помогло ей найти точную интонацию. Сами фотографии буквально передают действительность, которую уже не идеализировать, не принизить невозможно. Этот момент принципиально важен для автора. Ей надо достучаться до современного благополучного поколения, показав неприглядность существования своих далеких и недалеких предков и при этом вызвать адекватную реакцию без чувства отстранённости и уничижения изображённых. Перед нами не абстрактная человеческая масса, а конкретные судьбы, личности, так много претерпевшие и сохранившие чувство собственного достоинства.
«Искусство не может быть приличным» – по дерзкому высказывание Марка Захарова (режиссёр театра и кино), увы, совпадает с реалиями. Сауле идёт туда, где есть болевая проблема, в самую гущу событий. И потому она имеет право на свободу высказывания. Само ее творчество – это историческая ретроспектива, начиная с констатации жизни казахов в дореволюционный период. Это не праздное любопытство. Ей важна ее генетическая составляющая, такая сложная, местами трагичная и… благодарная. Судьба ее прямых предков напрямую связана с судьбой нашей многострадальной страны. И потому она – не сторонний наблюдатель. «Ашаршылык» (Голодомор), Желтоксан, Кантар не могли оставить ее безучастной. Вот она актуальность реакции… живьём, на разрыв сердца. Фотографии – сами по себе автономное искусство. Но, когда Сауле спроецировала их вместе с живописью и пакетной технологией, она просто во много крат усилила градус воздействия на зрителя. Это резонирует по-другому… в семейных альбомах немало черно-белых фото. Это личный архив, не более… При умелом прикосновении художницы они трансформируются в мощную метафору. Она перешагивает формат камерной личной драмы.
Социальная тема, как одна из самых сложных и болевых нашей действительности, практически не находит своего достойного отражения в современном изобразительном искусстве. Остроту ощущений, антагонизм существования в нынешних реалиях, амплитуду «эмоциональных качелей» передать адекватно возможно именно через механизмы Contemporary art’a. Использование нового материала-пластика – не самоцель для Сауле, не попытка к оригинальности самовыражения. Такая опция оправдана возможностью полноты посыла! ЧТО сказать и КАК сказать; как совместить реальное и ирреальное, чтобы документальное не заслонило собой эстетику воплощения, которая идёт рука об руку с сущностью этики.
У Сауле каким-то невообразимым образом создаётся многоуровневый баланс в творчестве, где, порой, несопоставимое совпадает с сопоставимым. Сплошные парадоксы: как архаичная, порой, страшная по своей конкретике наша со слезами на глазах история уживается с современным модернистским видением автора. Сама по себе Сауле – сплошной дуализм. Человек с таким новаторским мышлением по жизни и в искусстве прилеплена к своему народу и не как искусственное образование, а вполне органично. Можно придираться к ее казахскому языку с ярко выраженным акцентом («продукт» советского времени…) тем не менее она разобралась с собственной этнической самоидентичностью.
В выстроенной ею локации гармонично сосуществуют заданная плоскость и глубина позиции. Вхождение вглубь истории и вхождение в мировое глобальное горизонтальное онлайн пространство. Утонченное чувствительное женское восприятие с твердостью, бескомпромиссностью аналитического высказывания. Стиль ее искусства сложился естественным образом. Она нашла свою нишу, где чувствует себя весьма комфортно, ибо ее внутренние ощущения совпадают со способами самовыражения. В какой-то степени она проявляет жертвенность своей избранной стезе: работа с пластиком – далеко не экологичный процесс. Это очень некомфортно и для окружающих, трудоемко… Но тривиально: цель оправдывает средства. Ее «Туман войны» – из документальной констатации перерос в щемящую драматургию, понятную не только узкому кругу эстетов. «Кантар» – здесь все пазлы сошлись при всей лаконичности и лапидарности сюжета. Это целенаправленные поиски именно того единственного фото, через которое откроется во всей глубине фабула этой трагической страницы нашей современной истории.
Сауле очень чувствительна к силе СЛОВА. Она сама пишет стихи – в каком-то смысле универсал. Именно такие способности очень востребованы в Contemporary art, где полная свобода вне жанров и видов искусства; в выборе материалов; способе подачи… А, если ещё учесть, особость ментальности казахов, где точно найденное слово – бриллиант. То здесь использованный слоган народом «Мы – простой народ, мы – не террористы» отражает чистоту помышлений лучших его представителей. И, думая о последствиях, мне приходит на сердце емкое казахское слово «ЗАР».
«Зар болды халкым, не имея возможности свободы высказывания..», – так транслирует Сауле суть этого процесса.
Это симбиоз документальности, силы влияния цвета, очень специфического эффекта фактуры пластика вкупе со смысловым воздействием слова – довольно сложная конструкция, превращающаяся в рупор, услышанный каждым при первом же соприкосновении с ним.
Подача Сауле подобно советским плакатам «Родина-мать зовёт» обладает регенирующей силой. Чего стоит только «Оян Казак!», – это звучит и поддерживается изобразительным рядом с таким накалом искренней страсти без внешней экзальтации и сентиментов. Когда-то, а точнее в 2011 году, Сауле высказала, на мой взгляд, стержневую мысль о своём творчестве:
«Я ищу в себе восторг и восторгом хочу делиться. Для меня это мощная мотивация, которая меня двигает».
Она продолжает создавать свои работы, в которых проявляется аутентичность ее внутреннего состояния, ее самость и персонализация ее размышлений и чувствований в адекватной форме.
16 Comments
Майке Крус назначена директором Art Basel
ЮНЕСКО заявляет о росте числа нарушений свободы творчества