Interview

«Я считаю, что вышивать сюзане – это дар от бога» – Мадина Касымбаева о своём искусстве в эксклюзивном интервью Art of Her

Вышивание – это искусство с многовековой историей, которое берёт своё начало ещё до времен нашей эры. Те, кто сталкивался с вышивальщицами, знают насколько это сложная и кропотливая работа.

Особое признанное мировое мастерство получают те, кто работает в сложных техниках, которые издревле считались показателем высокого уровня работы. Такой считается техника «сюзане» – вышитое вручную шелковыми или хлопковыми нитями декоративное панно или текстиль.

В основном эта техника получила распространение в Узбекистане, Таджикистане и Иране. Именно узбекские сюзане, которые известны ещё со времен древней Согдианы, получили большую популярность в мире. На протяжении многих столетий в искусстве вышивки сюзане сложились различные узбекские школы: Нуратинская, Бухарская, Самаркандская, Ургутская, Шахрисабзская, Ташкентская и Ферганская. Каждую из школ отличают свои особенности шитья и оригинальные расцветки.

Редакция Art of Her поговорила с одной из самых известных мастериц узбекского сюзане – Мадиной Касымбаевой, о том, как развивать традиционное искусство в современных реалиях, как попасть на Венецианскую биеннале и как сохранить традиционные техники в условиях глобализации.

Напомним, работа Мадины Касымбаевой выставлялась совместно с художницей Саодат Исмаиловой на 59-ой Венецианской биеннале.

Мадина, как вы стали вышивать? Традиции сюзане пришли к вам из семьи?

У меня это начиналось с детства, вышивкой занималась моя бабушка. Правда, она вышивала не сюзане, а тюбетейки. Я ей помогала, отсюда и родилась моя любовь к вышивке.

После 9 класса я поступила в лицей прикладного искусства, там, кроме учебы, я брала дополнительные занятия по вышивке сюзане. Закончив лицей, я сразу начала работать, одновременно поступив в колледж на дизайнера модельера.

Как ваша семья отнеслась к вашему выбору профессии? Были ли они рады, что вы продолжаете дело бабушки и планируете развивать традиционную вышивку Узбекистана?

Если честно, мои родители не то, что были против, они были рады, что я увлекаюсь этим. Но, как они говорили, это просто хобби. Моя мама мечтала, чтобы я поступила в университет иностранных языков и стала переводчицей. Я любила свою вышивку, и никогда не хотела её бросать. Однако, мнение родителей для меня очень важно, я не могу идти им поперек. Ежегодно я подавала документы в университет иностранных языков, но внутри понимала, что я хочу вышивать.

Сюзане я начала заниматься в 16 лет, я не спала ночами, за это родители меня ругали.

Фото с инстаграм страницы @suzani_kasimbaeva

Насколько нам известно, в Узбекистане очень хорошо поддерживают ремесленников, особенно тех, кто развивает традиционное ремесленничество. Как на вас оказало влияние эта поддержка?

В Узбекистане именно ремесленников очень высоко поддерживают. Мы освобождены от налогов, у нас есть льготы, у нас по всей республике строят города ремесленников. Города ремесленников – это специально построенные дома на 5 соток, где мастера живут, работают и открывают собственный шоурум. Это удобно.

Когда я езжу в другие страны и рассказываю о привилегиях ремесленников в Узбекистане, многие восхищаются.

Можно ли сказать, что если бы в Узбекистане не поддерживали ремесленников, то ваша работа осталась бы незамеченной?

Да, можно сказать так. Вышивка есть же не только у нас, она есть в Таджикистане, Кыргызстане, Казахстане и других странах. Вышивкой сюзане также занимаются и в Таджикистане. Но у нас это более развито, у нас много ремесленников, которые занимаются этим. Я думаю, что это всё благодаря поддержке президента и правительства Узбекистана.

Мадина, а что вы видите в технике вышивания сюзане? Что это для вас? Почему вы остановили выбор именно на этой технике?

Вы знаете, если от других видов деятельности человек устаёт, то от сюзане – нет. Это что-то духовное. Если ты окунешься в это, то уже не сможешь жить без вышивки.

Вот представьте, вы творите, начинаете какую-то композицию, и когда вы это вышиваете, всё начинает оживать, и вам хочется всё дальше и дальше, чтобы оживить всю работу. От этого я получаю большое удовольствие.

К тому же, я люблю создавать что-то из старинных рисунков 19 века. Я всегда удивляюсь и восторгаюсь вышивкам, которым несколько веков. Как они это создавали ещё тогда? Я считаю, что вышивать сюзане – это дар от бога.

Сюзане издревле было активным ремеслом. Во всех прикладных музеях мира вы удивите именно узбекское сюзане разных школ. И сейчас узбекское сюзане также ценится, и будет в будущем цениться.

В работе с другими марками и брендами, вы предпочитаете продвигать свои рисунки или подстраиваетесь под клиента?

Скорее я подстраиваюсь под них. Я стараюсь, чтобы вышивка не повторялась и была уникальной у разных заказчиков. Все хотят что-то новое, чтобы отличалось.

Иногда думаю, что я буду делать, если у меня не останется идей? Я всегда боюсь этого…

Вы принимали участие в 59-ой Венецианской биеннале совместно с художницей Саодат Исмаиловой. Расскажите, как это было? Чья была инициатива?

Это была инициатива Саодат, она попросила сделать вышивку в традициях ташкентской школы «палак», что означает «небесный свод». Правда, сам рисунок я не рисовала, нам его предоставила Саодат, я только занималась вышивкой. Раньше в Узбекистане молодые женщины вешали такую вышивку в спальне, чтобы космологические силы положительно влияли на продолжение рода. Но, на самой выставке, к сожалению, я не смогла присутствовать.

Сейчас с Саодат мы делаем ещё одну работу, в этот раз она попросила, чтобы я сама нарисовала рисунок. Это будет тот же рисунок, только созданный моими руками, без компьютерной графики.

Мадина, о вашей вышивке говорят не только в Центральной Азии, но и в мире. Каких успехов вы достигли уже сейчас?

Мы делаем вышивку для многих первых лиц разных стран. Много наших работ хранится у частных коллекционеров по всему миру. Музейные фонды приобретают, в том числе и British Museum.

Каждый год мы участвуем в выставках в Европе и Америке, мы получаем очень много заказов. Часто бывает так, что мы с командой работаем днями и ночами, но все равно не успеваем выполнить такой большой объём.

Сейчас вы продолжаете вышивать или больше занимаетесь руководством?

Я не могу отойти от создания. Я вышиваю. Хотя, у меня очень много учениц, большая команда вышивальщиц. Но каждое изделие, даже самое маленькое, я от нулевой точки до самого конца полностью контролирую, особенно то, что связано с цветом. Я очень требовательна к цветам.

У меня нет каникул и выходных. Я не могу оторваться от производства. Даже на мировые выставки едет мой папа, поэтому заказчики больше его знают в лицо, чем меня.

Вы создаёте сюзане для личной коллекции?

Да, конечно. В 2018 году у нас была выставка «Рождения сюзане», там у меня было большое сюзане 6×4 метра выполненное в ташкентской вышивке. Я не хотела его продавать, потому что работала над ним больше двух лет, но в итоге мне пришлось продать.

Сейчас у меня появилось уже новое сюзане размером 8×6 метров, мы делали его больше трех лет. Мы его ещё не выставляли, но некоторые клиенты услышали о новой работе и уже хотят приобрести. Но я его уже точно не продам.

Какой залог успеха, чтобы сохранить свою культурную ценность? Чтобы традиции развивались и шли в ногу со временем?

Чтобы традиционное ремесленничество развивалось, очень важна поддержка от государства. Важно, чтобы мастер мог работать и улучшать свой навык. Но, от мастера тоже многое зависит. У нас много тех, кто делает вышивку и не сохраняет традиции региона. Очень важно сохранять традиции при производстве.

Например, я никогда не смешиваю техники одного региона с другим, потому что это уже утеря традиций. Каждый регион имеет свою школу и свои правила, по ним и нужно работать. У нас бывает даже такое, когда узбекские рисунки перемешивают с османской вышивкой. Их нельзя перемешивать. Потом начинаются споры, что это наша вышивка, нет наша.

Ещё важно следить за качеством работ. Качество никогда нельзя терять. К примеру, приехал иностранец и купил некачественную работу, а завтра у себя скажет, что такое делают в Узбекистане. Это же лицо нашей страны.

Залог успеха: качество, сохранность традиций и поддержка от государства.

Интервью записано в рамках презентации новой коллекции 2022 года казахстанского бренда Zardozi в коллаборации с Suzane Мадиной Касымбаевой.

Rus Biketov

Главный редактор Art of Her

Recent Posts

Созданный Альянс кинематографистов Казахстана возрождает кинопремию «Тулпар»

Национальная киноакадемия, Союз кинематографистов и Лига кинематографистов объединились в Альянс кинематографистов Казахстана. Уже в этом…

August 2, 2024

Айдара Омарова назначили врио президента «Казахфильма»

Азамат Сатыбалды покинул пост главы киностудии имени Шакена Айманова. Временно исполняющим обязанности президента «Казахфильма» назначен…

August 2, 2024

Новый логотип Лондонского музея вызвал неоднозначную реакцию британцев

Лондонский музей, ранее известный как музей Лондона, представил свой новый логотип в виде белого фарфорового…

August 1, 2024

Фаррелл Уильямс предлагает вернуть конкурсы искусств на Олимпийские игры

Американский рэпер и креативный директор Louis Vuitton Фаррелл Уильямс предлагает вернуть конкурсы искусств на Олимпийские…

August 1, 2024

Более 1,5 млн зрителей посетили театры Казахстана с начала года

Всего с начала года состоялось 170 премьерных спектаклей в 57 государственных театрах страны. Об этом…

July 30, 2024

Великобритания не будет строить тоннель недалеко от Стоунхенджа

Новое правительство Великобритании приняло решение отказаться от проекта строительства тоннеля недалеко от Стоунхенджа. Проект стоимостью…

July 30, 2024