Interview

«Я не хотела брать какую-то рабочую модель, мне было интересно создать свою» – художница Любовь Гуменюк о карагандинском проекте «Гражданин художник»

Есть два четких ориентира развития искусства в регионе – это  появление андеграунда и самоорганизаций художников. Караганда как раз переживает свою «оттепель» в арт-сфере и происходит это в значительной мере благодаря неформальному проекту «Гражданин художник», созданному три года назад художницей Любовью Гуменюк.

Проект появился в результате художественной практики Любови, но в итоге стал и пространством, и ориентиром, и точкой сбора молодого поколения арт деятелей. 

Лариса Карчевская специально для Art of Her поговорила с художницей о влиянии её проекта на художественную сцену Караганды, о проблемах выставочных пространств в городе и оттоке молодых творцов.

Давай начнем с самого начала: ты художница, у которой уже есть мастерская, активная выставочная деятельность и собственный зритель. В какой момент, ты решаешь открыть «Гражданин художник»? Что изначально это был за проект, и какие у него были задачи и цели?

В 2020 году я задалась вопросами: насколько художнику необходимо иметь продукт деятельности или достаточно иметь идею? Нужен ли зритель? Как работать со зрителем, чтобы он понимал моё искусство? Как быть в профессии при неработающих институциях? Как быть актуальным и оставаться идентичным самому себе? Я обрисовала проблему и начала её решать. Так, у меня появилось новое пространство для мастерской и характер моей будущей работы, но это был ещё не ГХ (прим. ред: ГХ — «Гражданин Художник»).

В мае 2021 я провела первую лабораторию «УРБАНИСТИЧЕСКОЕ ЯЗЫЧЕСТВО» при новой мастерской и тогда же начались разговоры о такой форме локации, какой сейчас стал ГХ.

Весь 2021 год площадка работала без особой стратегии, естественно и хаотично. Были знакомства, совместные идеи, проекты и презентации. Иногда мы даже обходились без зрителей, сам процесс делал нас полноценными участниками совриска (прим. ред: современного искусства).

Ты сказала: «Провела первую лабораторию», расшифруй, что это значит?

«Лаборатория» – это такой формат, когда я работаю над каким-то проектом, исследую тему и периодически организую дни открытых дверей в своей мастерской. В эти дни любой человек может прийти ко мне и посмотреть работы, которые я создаю, задать вопросы, обсудить тему, возможно даже повлиять как-то на меня и будущую экспозицию. Таким образом, на итоговой выставке, у зрителя будет свой бэкграунд по моей теме, он сможет тоже подготовиться к выставке. Лаборатории очень часто похожи на выставку, но это не так. Важно помнить, что это всего лишь промежуточный этап.

Я назвала «Гражданин художник» – проектом, это правильно?

Всё верно, ГХ – это исследовательский проект внутри моей художественной практики. Это поиск решения для художника, который хочет иметь обратную связь от зрителя, взаимодействовать с ним.

Я не хотела брать какую-то рабочую модель из мира искусства, мне было интересно создать свою и наблюдать за ней, сохраняя при этом идентичность. Я думала, что могла бы стимулировать появление в городе художественных самоорганизаций, а также оказаться внутри образования нового «комьюнити», связанного с визуальным искусством и совриском. Каждую из идей пришлось трансформировать под влиянием города и сейчас спустя два года я провожу аналитику этого явления.

То есть, тут, думаю, важно уточнить, что «Гражданин художник» – это не место, а в первую очередь – идея?

Да.

А как правильно понимать название проекта?

Для меня, это про трансформацию художника. Выход в социум. На мой взгляд, сегодня художник просто обязан как-то контактировать со зрителем и быть настоящим гражданином во всех смыслах этого слова.  

Можно ли сказать, что такое явление, как ГХ было неизбежно в карагандинской художественной «тусовке»?  

Я бы выбрала слова: натурален и естественен, вместо неизбежности. По сути, наш сценарий – это artist-run space. Это простая, удобная мировая модель работы.

Для Караганды здесь всё совпало: искренность, желание объединяться и наш контент – визуальное искусство, экспериментальная музыка, видео арт, танец, литература. Всё что любят карагандинцы.

С тех пор, через пространство ГХ прошло много андеграундной молодежи и не только. Расскажи о наиболее значимых проектах внутри ГХ.

Ноябрь 2021 – проект «Предчувствие». Четыре художника представляли свои художественные практики в четырех разных локациях по городу. «Гражданин Художник» предчувствовал появление городов – лабораторий, куда стекаются все «креативщики», чтобы делать экспериментальные проекты.

5 марта 2022 – «Троеточие». В стенах ГХ было представлено визуальное искусство и поэтический перформанс одновременно.

Лето 2022 – выход в степь с проектом «УРБАНИСТИЧЕСКОЕ ЯЗЫЧЕСТВО». Степь для ГХ стала своим «Музеем MoMA», мы снимали там фильм, делали мини выставку и прочее.

3 сентября 2022 – «Берлинский маркет». Выставка – продажа работ разных художников и арт деятелей, где 90 % от идеи самого проекта – это манифесты: «Культура – преодоление смертности человека» и «У человека есть ещё и свобода». Самый свободный и живой проект за два года.

Помню, что однажды, ты сказала: «Я вдруг поняла, что люди воспринимают «Гражданин Художник» как галерею и выставочное пространство» и тебя это удивило. Почему? Вообще, есть ли потребность в выставочном пространстве в Караганде?

Для меня было важно работать в мастерской с другими художниками, и я не выстраивала стратегию галереи. Зная это, я не могла признать ГХ выставочным пространством, это противоречило бы моему пониманию работы галереи и художника.

Но ГХ появился, в том числе, и из-за отсутствия интересных выставочных пространств, хотя, я сразу уточнила, что это модель artist-run space.

Наверное, закономерный вопрос: если в Караганде появится новая галерея, есть ли кого в ней выставлять?

Я бы не думала о количестве художников. Я смотрю на этот вопрос иначе: в городе нет современных мест для получения актуальной культуры. То есть локаций, говорящих современным языком, о сегодняшнем дне.

Карагандинцам предложили торговые центры и приятные «кафешечки» для проведения досуга. Люди вынуждены сами, за свой счёт снимать, обустраивать, придумывать программу локаций для интересного времяпрепровождения.

Удалось ли найти новых художников за время работы со зрителем? Кому-то помочь, наставить, дать возможность высказаться? 

Для себя я отмечаю важность общих проектов, как среди художников, так и с «креативщиками» из других медиа. «Гражданину Художнику» удавалось совместить интересы и идеи разных групп. Если брать конкретных авторов, то сотрудничество с художницей Олесей Киссер – самый продуктивный опыт.

«Гражданин художник» отслеживал как-то, что происходит с карагандинским художественным сообществом? Молодежь все также уезжает в большие города или что-то изменилось?

После двух лет работы в ГХ, мне пришлось принять реальность, что Караганда необходима для становления художника, но для подтверждения своей компетенции, для связи с центрами, которые выстраивают систему искусства, Караганда сегодня не подходит.

Возможно, моя позиция ошибочна, и другие художники, работающие в традиции или коммерческом формате, находят здесь всё необходимое.

Есть ли какие-то мысли, что должно произойти, чтобы эта тенденция изменилась?

Я очень надеялась на программу развития КИ (прим. ред: креативной индустрии) в Казахстане. Представляла, что в ней будут кейсы для таких городов как Караганда. Раньше я думала, что достаточно инициативы и профессионализма креативного сообщества, сейчас вижу большую роль государства в этих вопросах.

Вернусь к теме выставочного пространства. В Караганде есть с ними проблемы, это факт. Даже если взять областной музей, его почти каждую весну топит, здание требует «апгрейда», причем не только физического. Почему такое отношение к искусству в городе, как ты думаешь?

Думаю, это проблема всего мира – «центры и периферия». Возможно, сейчас мы работаем «вхолостую», пользуясь институциями, доставшимися нам от Советского союза. Возможно, новые застройки в новых районах уже предусматривают новые культурные центры. Возможно, причина ещё и, в неопытности зрителей и пассивности креативного сообщества.

Расскажи о планах ГХ? Может там есть и галерейная деятельность?

В 2023 ГХ ждёт оптимизация. Сейчас я работаю над новой структурой и вообще стратегией. Мне хочется улучшить модель, учитывая работу над ошибками, которую пришлось провести этой зимой. Увеличим и изменим характер выставочной деятельности и просветительской работы с художниками и зрителями.

Ну и поделись своими личными планами, планами художницы Любовь Гуменюк, предположим, на ближайшие два года.

Я сфокусирована на работе над устаревшими убеждениями, навыками, а также получении доказательства своей компетенции за пределами города и страны, чтобы потом внедрить этот опыт в Караганду.


Любовь Гуменюк родилась в 1981 году в городе Караганда, Казахстан. Работает с самопознанием и идентичностью (искусство вовнутрь). Темы её исследования: культ любви [от личности — до любви], культ героя [что такое личность, как формируется личность].

В своих исследованиях опирается на концепции древней мифологии, философии, учения. В искусстве переосмысливает и работает с традицией примитивизма (иконопись, вышивка, лепка и примитивизм современный) В материалах для неё важна смешанная среда, коллаж. Участница групповых и персональных выставках в Караганде и Астане.

Лариса Карчевская

Искусствоведка, кураторка современного искусства, авторка Art of Her

View Comments

  • Любовь Гуменюк для меня — художник в самом обширном смысле этого слова. Когда мысль, идея не становится второстепенной по отношению к результату, скорее, она даже главенствует. И я чувствую, что ГХ оказывает большое влияние на сознание карагандинцев и ведёт к креативным трансформациям. Спасибо Ларисе за отличный материал!

Recent Posts

Созданный Альянс кинематографистов Казахстана возрождает кинопремию «Тулпар»

Национальная киноакадемия, Союз кинематографистов и Лига кинематографистов объединились в Альянс кинематографистов Казахстана. Уже в этом…

August 2, 2024

Айдара Омарова назначили врио президента «Казахфильма»

Азамат Сатыбалды покинул пост главы киностудии имени Шакена Айманова. Временно исполняющим обязанности президента «Казахфильма» назначен…

August 2, 2024

Новый логотип Лондонского музея вызвал неоднозначную реакцию британцев

Лондонский музей, ранее известный как музей Лондона, представил свой новый логотип в виде белого фарфорового…

August 1, 2024

Фаррелл Уильямс предлагает вернуть конкурсы искусств на Олимпийские игры

Американский рэпер и креативный директор Louis Vuitton Фаррелл Уильямс предлагает вернуть конкурсы искусств на Олимпийские…

August 1, 2024

Более 1,5 млн зрителей посетили театры Казахстана с начала года

Всего с начала года состоялось 170 премьерных спектаклей в 57 государственных театрах страны. Об этом…

July 30, 2024

Великобритания не будет строить тоннель недалеко от Стоунхенджа

Новое правительство Великобритании приняло решение отказаться от проекта строительства тоннеля недалеко от Стоунхенджа. Проект стоимостью…

July 30, 2024