Articles

«‎Я не хотел свободы. Я хотел всего-навсего выхода»‎: премьера спектакля «Отчет для академии»‎ в Доме Q

21 апреля в алматинском театре «‎Дом Q»‎ состоится показ спектакля «Отчет для академии‎»‎, премьера которого состоялась в конце февраля этого года. Спектакль отсылает нас к одноименному рассказу Кафки, в котором обезьяна Красный Петер выступает перед группой академиков, рассказывая им о своем превращении в человека. Этот рассказ в свою очередь стал вдохновением для текста современного философа Поля Б. Пресьядо «‎Я монстр, что говорит с вами» (2021)‎, который является записью его выступления на собрании психоаналитиков, где он говорит о своем опыте трансмужчины. Тексты пьес к спектаклю написали на русском Женя Сташков и на казахском Альмира Исмаилова. Главные роли сыграли Елена Набокова и Максим Сиваков. Видеохудожником выступил Дмитрий Соболев.

В преддверии нового показа приглашенный автор Art of Her Максим Исаков делится своими зрительскими впечатлениями о спектакле.

Свобода

Как обезьяна в рассказе Кафки, объясняя свое превращение в человека, так и Пресьядо в своем манифесте трансмужчины принципиально отрицают, что переход приблизил их к достижению свободы.

«‎Я не хотел свободы. Я хотел всего-навсего выхода»‎, — говорит в рассказе Красный Петер.

Эволюция у Кафки теряет пафос видового развития или приобретения души — обучение и овладение речью являются лишь вынужденным изменением, недобровольным запиранием себя в новую клетку. Поль Пресьядо тоже не льстит себе мыслью об освобождении: «‎Мне был приписан женский пол, и, как обезьяна-мутант, я вырвался из этой тесной “клетки” — конечно, чтобы войти в другую»‎‎. Однако, в отличие от рассказа Кафки, на который ссылается автор, здесь мы видим если не свободу, то уже ее тень — автор свободнее бинарно мыслящих психоаналитиков, перед которыми он выступает, потому что, в отличие от них, он выбрал свою клетку самостоятельно. А сделать это возможно лишь осознав себя запертым. Однако, для меня открытым оставался вопрос, почему Пресьядо, добровольно покинувший старую клетку тела цисгендерной женщины и сознательно выбрав для себя новую, изучивший язык психоаналитиков и указавший им на его колониальную и патриархальную природу, все еще отказывается считать себя свободным? Потому что он ограничен необходимостью наименования — отвечают авторы спектакля.

«‎Цель спектакля — хорошо потусить. С этого проект начался, таким продолжался все 14 месяцев и таким остаётся до сих пор. Пока мы искали тему спектакля, болтали о своём и пили бесконечно много кофе, мы обнаружили, что нам не обязательно думать одинаково, чтобы всё получилось. Это и стало основным принципом всей работы», — говорит Кеша Башинский, автор идеи и режиссер. 

Обучение

Стать человеком — значит овладеть языком. Ученик — это тот, кто ломает себя от безысходности, чтобы встать перед своими агрессорами и получить право говорить с ними на равных.

«‎Невиданной доселе в истории концентрацией воли я достиг уровня среднего европейца‎», — говорит обезьяна у Кафки.

«‎Мне стоило огромных усилий стать средним человеком», — вторит ей Елена Набокова, сыгравшая в спектакле одну из двух главных ролей. Обучиться — не значит освободиться или стать совершеннее, но значит спрятаться, скрыться в понятиях, возвести словами новую клетку, чтобы перепрыгнуть в нее из своей.

Среда обучения — это культура. Красный Петер учился пить водку, плеваться и говорить, чтобы спастись от захватчиков. Поль Пресьядо изучал философию, биологию и психоанализ, чтобы освоить язык колонизаторов. Зачем учимся мы с вами? 

Спектакль напоминает нам, что цель для обучения необязательна — культура находит нас сама и окружает нас висящими экранами с отрывками из фильмов и аниме, не оставляя шансов избежать этой принудительной дрессировки. Все, что нам остается — это присваивать эти знания и убеждать себя, что они — результат нашего выбора, нашей свободы. Поверить в это можно только создав себе идентичность, то есть сплетя из этих знаний кокон собственной целостности.

«‎Происходит присвоение феминизма и повестки, замещение их идентичностями. Грубо говоря: вот эти люди — это феминистки и соответственно то, что они говорят — и есть феминизм».

Как и любая клетка, тюрьма знаний становится источником бесконечной радости — очень приятно узнавать на экранах спектакля знакомые фрагменты, стремиться к ним вниманием. Поняв, как приятно иметь идентичность, нам важно не только самим поверить в добровольность ее приобретения, но и убедить в этом окружающих. В этот момент начинается театр.

Театр

«‎Какой актер вам интересен — который что-то делает или который ничего не делает?.. он должен что-то делать».

Действительно. Что останется от меня, если я сниму с себя все идентичности, которые должен носить? Мне часто казалось, что актеры настолько привыкли изображать эмоции, что и в жизни начинают играть их — перестают понимать, что чувствуют и автоматически транслируют мимикой, жестами, голосом те состояния, которые лучше подходят для ситуации или для их личной цели. При этом, парадоксальным образом, имитируя эмоции в личной жизни они выглядят намного более искренними, чем те, кто говорит честно. И вызывают куда больше симпатии.

В спектакле Елена Набокова кажется наиболее живой в момент, когда признается нам, что она актриса, когда начинает играть. Спектакль вовлекает нас в процесс, отодвигает актеров из центра, не выделяя текст, произносимый ими, как наиболее важный или содержательный. Возможен ли прыжок в свободу, а не в новую клетку? Возможна ли радикальная субъектность в мире, где перепроизводство уже стерло грань между искусством и его потребителем? Похоже, что авторы спектакля не очень в это верят, однако, наша общая запертость не видится им поводом для паники. Клетка культуры хороша настолько, насколько она коллективна. Опыт совместного заточения (в тесном зале, в обилии деталей и цитат, в коллективном непонимании происходящего) оказывается если не эмансипирующим, то по крайней мере уютным. А осознавая себя пленниками или актерами, замечая свою скованность или игру, мы уже встаем под тенью свободы, что доказывает, что где-то есть не только она сама, но и источник света.

*В спектакле демонстрируются сцены эротики и насилия.

Art of Her

Новостная редакция Art of Her

Recent Posts

Созданный Альянс кинематографистов Казахстана возрождает кинопремию «Тулпар»

Национальная киноакадемия, Союз кинематографистов и Лига кинематографистов объединились в Альянс кинематографистов Казахстана. Уже в этом…

August 2, 2024

Айдара Омарова назначили врио президента «Казахфильма»

Азамат Сатыбалды покинул пост главы киностудии имени Шакена Айманова. Временно исполняющим обязанности президента «Казахфильма» назначен…

August 2, 2024

Новый логотип Лондонского музея вызвал неоднозначную реакцию британцев

Лондонский музей, ранее известный как музей Лондона, представил свой новый логотип в виде белого фарфорового…

August 1, 2024

Фаррелл Уильямс предлагает вернуть конкурсы искусств на Олимпийские игры

Американский рэпер и креативный директор Louis Vuitton Фаррелл Уильямс предлагает вернуть конкурсы искусств на Олимпийские…

August 1, 2024

Более 1,5 млн зрителей посетили театры Казахстана с начала года

Всего с начала года состоялось 170 премьерных спектаклей в 57 государственных театрах страны. Об этом…

July 30, 2024

Великобритания не будет строить тоннель недалеко от Стоунхенджа

Новое правительство Великобритании приняло решение отказаться от проекта строительства тоннеля недалеко от Стоунхенджа. Проект стоимостью…

July 30, 2024