В современном искусстве особенно важно личное высказывание автора. Как его личность, контактируя с миром, пропускает через себя события, мысли и впечатления, выдает свое неповторимое произведение – соединение внешнего мира с внутренней философией творца. Некоторые события проходят через его душу, резонируя и подсвечивая самое прекрасное и светлое, но реальность и искусство не всегда про доброе и красивое – окружающая действительность может нанести кровоточащие раны и боль и это не менее достойная тема для создания работы.
Всматриваясь в произведения Аружан Жумабек, в первую очередь, мы можем увидеть очень качественно исполненную графику, выверенную и сбалансированную композицию, часто ритмичную, а также четкое построение. Техника исполнения – это не главное в её работе, художница только даёт понять, что перед вами талантливый человек. Суть искусства не только в том, чтобы понимать и оценивать технику исполнения (фасад), но и в том, чтобы пойти дальше и постараться понять глужбе творчество автора.
Атмосфера работ художницы вызывает гнетущее впечатление. Сочетание черного и красного – двух доминантных цветов – вызывает чувство стресса или тревоги. Сразу становится понятно, что картины Аружан не про самые лёгкие и радостные моменты жизни. Характерные символы – отсеченный безымянный палец, мухи, кровь и неестественно мутировавшие тела. Поскольку художница не даёт объяснения о чем её работы, у нас появляется простор для собственной интерпретации.
В своих социальных сетях, художница указывает, что это безымянный палец. В этом можно проследить намёк на отрицание традиционных семейных ценностей и даже на отголоски феминизма. Возможно, автор выразила протест против навязчивого давления общества, особенно на девушку по поводу её роли в семейной жизни и обязательной необходимости вступать в брак, без которого она будет считаться неполноценной и социально не одобряемой. Также отсечённый палец, равно как и любой другой орган человеческого тела, вызывает ощущение боли или травмы. Аружан не просто намекает о травме в своих картинах, а буквально пропитывает болью своё творчество. Выражает ли она что-то личное, некую травму общества, каких-либо тяжелых событий в мире или в стране? Здесь открывается целое поле для размышлений.
Мухи в основном появляются над тем, что уже гниёт, и, возможно, их изображение в работах – это отклик на то, что было нарушено в этом мире или во внутреннем мире самой художницы, чему не было уделено должного внимания или вовремя рассмотрено и «уже начали кружить мухи». Также мухи могут быть символом запущенной раны общества, которая не затягивается уже много лет. Данный символ создаёт впечатление безнадёжности и упадка.
Относительно позитивный признак, в отличие от мух. Да, конечно, кровь появляется в результате нарушения целостности организма, но в теле, истекающем кровью всё ещё присутствует жизнь и кровь обращает на себя пристальное внимание как сигнал опасности, крик о помощи или предупреждение. Какой-то острый момент, требующий незамедлительной реакции, пока не стало слишком поздно.
Мутированные тела отсылают к ощущению неестественности, дискомфорта; этот символ может отражать реальные события, связанные с болезнями. Слишком большая голова, неопределенность с конкретным полом, печаль в образе – всё это также навевает на мысль о людях, отличающихся от большинства, о тех, кто не соответствует, не вписывается в общество. Также это может быть набором взглядов и идей, которые слишком нестандартны, не вписываются в понятия «нормальности», привычности и своей неординарностью отпугивают и остаются не понятыми.
Остаётся загадкой, использовала ли Аружан образы продуманно или это инстинктивные, интуитивные рисунки, рвущиеся из подсознания и созданные спонтанно. Когда произведения того или иного автора не однозначны или не понятны с первого взгляда, осмыслить их вам может помочь интуиция. Даже если вы ошибётесь с интерпретацией и ваши взгляды на понимание картины разойдутся с автором, вы проживете что-то своё, о чём-то задумаетесь, вспомните о наболевшем, чтобы светом своего внимания рассеять тьму внутри. Творчество Аружан действительно вскрывает застарелые раны, если они есть. Могу отметить это на личном примере: как человек, неоднократно подвергавшийся хирургическому вмешательству, смотря на кровь, отрезанные органы, болезненные тела, причем изображённые талантливо и с чувством, я поначалу испытала отторжение и удивилась своей реакции, но потом поняла, что образы художницы указали на то, что ещё болит, пусть не физически, но как-то фантомно. Это всколыхнуло во мне те ощущения, которые, как выяснилось в результате прикосновения к произведениям Аружан, не прошли, а просто были вытеснены. Теперь я понимаю с чем мне нужно работать. У искусства много задач, и это не только стремление к красоте и Вселенской гармонии, но и подсвечивание того, что нуждается в исцелении.
Картины Аружан Жумабек едва ли смогут служить милым акцентом на кухне. Искусство в принципе не утилитарно – оно и не должно быть полезным в быту. Искусство выражает контекст времени или личного проживания художника. В подобном искусстве вы всегда можете найти отражение своего опыта и справиться с ним, если нужно. С этого ракурса, произведения Аружан могут служить своеобразной терапией для общества. Сочетание великолепного исполнения и заставляющих взбодриться образов не оставляют шанса зрителю быть равнодушным. Да, её работы скорее про теневую сторону личности, только приняв которую вы можете по-настоящему стать свободным.
Hermes выиграл суд против художника, создавшего NFT-сумки Birkin
В Амстердаме открылась крупнейшая в истории выставка картин Яна Вермеера