Весной 2022 года в мире стали бурно обсуждать экоактивистов движения Just Stop Oil: весь апрель они устраивали акции протеста в топливных терминалах в Англии, блокируя въезд, заправку и выезд машин, занимающихся перевозками топлива. Но, тогда и никто не мог подумать, что эти экопротесты против нефтяной промышленности переместятся в музеи и галереи по всему миру.
В июле участники Just Stop Oil приклеили свои руки (приклеивание – излюбленный прием участников движения) к раме картины Горацио Маккалока «Мое сердце в горах» (1860) в Глазко (Англия) и Винсента Ван Гога «Персиковые деревья в цвету» (1889) в Лондоне. Отметим, что сообщений о повреждении картин не поступало.
К акциям Just Stop Oil подключись и другие экоактивисты по всему миру: участники итальянского движения Ultima Generazione приклеили себя к картине Сандро Боттичелли «Весна» (1480) и скульптуре Умберто Боччони «Уникальные формы непрерывности в пространстве» (1913), немецкие экоактивисты облили картофельным пюре картину Клода Моне из серии «Стога сена» (1888-1891).
Наибольший шум наделала акция протеста с картиной Ван Гога «Подсолнухи» (1888) в Национальной галерее Лондона, где активисты вылили банку супа на защитное стекло. В сети стали активно обсуждать действия экоактивистов, и многие, радикально относились к их способу привлечения внимания к проблемам окружающей среды.
Мы должны немедленно понять, что на разрушающейся планете не будет искусства
Главную цель акций участники формулируют так: повысить осведомленность граждан о серьезном влиянии нефтяной промышленности на изменение климата. Группа требует прекратить все новые проекты поставок топлива и остановить действие всех лицензий на разработку новых месторождений.
По большей части все эти протесты совершены зумерами. Согласно многочисленным исследованиям, представители этого поколения заботятся об экологии больше, чем кто бы то ни было: они сортируют мусор, выбирают только «устойчивые» бренды и в целом сокращают потребление – и призывают делать это других.
Привлечь внимание к экологическим проблемам планеты экоактивисты решили с помощью искусства не спроста. Они утверждают, что в случае неминуемого экологического бедствия и гибели всего живого на планете, исчезнут в том числе и эти произведения.
Редакция Art of Her решила узнать мнения кураторов, искусствоведов, художников и музейщиков о последних нашумевших акциях зеленых.
Айгерим Беккали, куратор, основательница галереи изобразительного искусства Центральной Азии «Oyanu»
Я считаю, что это акт вандализма. Мне это крайне неприятно. Художники не виноваты, что происходило или происходит на планете. Это работа художника. Она никакое отношение не имеет к тому, что сейчас происходит. По мне, это делают молодые люди, которые ещё не пришли к какой-то мудрости, они унижают человеческий труд и всю историю картины.
Они выливают банку супа, только чтобы показать свой протест. Если протестуешь, то делай все сам. Иди в волонтерство, оказывай конкретную помощь, делай что-нибудь. Легче всего что-то портить. Я тоже негодую из-за климатических проблем, которые сейчас происходят, но я сама оказываю прямое участие, занимаюсь волонтерством.
Ортруд Вестхайдер, директор музея Барберини (Германия)
Эти нападения показали, что и без того высокие международные стандарты по защите произведений искусства в случае действий активистов недостаточны и нуждаются в изменениях. Мы изучаем сложившуюся ситуацию с партнёрами и кредитными организациями. Необходимо обсудить возникшие риски в связи с деятельностью экоактивистов. В частности, могут быть пересмотрены требования к хранению музейных экспонатов.
Я понимаю неотложные проблемы, о которых говорят активисты в свете катастрофических изменений климата. При этом меня ужасают методы, которыми они пользуются, чтобы подкрепить свои требования.
Александра Кудряшова, искусствовед
Если говорить откровенно, то эти акции звучат не первый раз, и не первый год. Эти акции происходят достаточно часто на протяжении многих лет. И это не только молодые активисты, но и взрослые, пожилые. Здесь посыл очень понятен. Если бы они просто хотели уничтожить картины, они бы сделали что-то более радикальное. Это не жест вандализма. Для меня это было бы жестом вандализма, если бы активист как-то испортил картину, не имея никакого манифеста. В этих акциях картины находятся под защитным стеклом. Они делают такой громкий жест, как и многие другие художники 20-21 века.
Акции должны у людей вызывать желание подумать, почитать. Возможно, через такую яркую эмоцию активисты и хотят добиться этого мыслительного процесса. Мы знаем в каком сейчас состоянии экодвижение.
К этим ситуациям не нужно относиться очень позитивно или очень негативно. Самое главное – это подумать, почему так происходит.
Муниса Гулиева, художница
В целом, конечно, я отношусь к этому отрицательно. Я не понимаю, почему нужно это делать на шедеврах искусства. Я считаю, что можно найти другие предметы для активизма. Можно не выбирать такие вещи, которые потом будет невозможно восстановить. Это же большая ценность.
Однако, если активисты учитывают, что картина имеет защитное стекло, то тогда это вполне допустимо. Тогда это привлекает внимание к самой картине, а это всегда меня радует.
Новогодний Rabbit Art Market от платформы QAZART
Урбанистическое язычество: в Караганде открылась выставка Любови Гуменюк