Interview

«Образовалась благоприятная ситуация», – Саодат Исмаилова о своём формировании в современном искусстве

Саодат Исмаилова – одна из главных современных художниц и режиссеров из Центральной Азии. В 2013 году она представила свою первую видео-инсталляцию «Зухра» на Венецианской биеннале в Центрально-азиатском павильоне. С тех пор разговоры о таланте художницы из Узбекистана являются главной темой обсуждения в любом культурном сообществе нашего региона.

В 2022 году впервые за историю Венецианской биеннале в основную программу отбирают авторку из Центральной Азии – это Саодат Исмаилова. Спустя 9 лет после первого участия на международной выставке, художница вновь возвращается с фурором. Кроме этого, в этом же году, Саодат приняла участие в выставке современного искусства «documenta» в Касселе (Германия). К слову, на первой документе были представлены Пикассо и Кандинский.

Работы Исмаиловой находятся в коллекциях музея Стеделейк в Амстердаме и в Центре Жоржа Помпиду в Париже.

Редакция Art of Her поговорила с Саодат Исмаиловой о том, как сформировалась современная художница, как запреты побудили её задуматься о новых формах и, конечно, о положении женщин в Центральной Азии.

Саодат Исмаилова; Фото: Анвар Ракишев для Aspan Gallery.

Виталий Симаков из «Қызыл трактора» в одном из интервью сказал, что у искусства есть три периода: авангард, классика и барокко. Как вы считаете, к какому периоду относится ваше сегодняшнее искусство?

Я так не разделяю. Мне кажется, что это не моя работа. Не потому, что я не хочу, а потому, что не могу квалифицировать к какому из этих периодов моя работа относится, если относится. Говоря об языке, понятно, что я выросла из кино. И все же мой опыт работы в документалистике в регионах, наверное, создает определённый язык, и куда его отнести – для меня неясно. Возможно, это смогут определить критики и искусствоведы.

В последние несколько лет ваши работы активно обсуждают в Центральной Азии. Почему так произошло? Можно ли сказать, что изменился ваш подход или направление?

На самом деле, о моей практике стали знать недавно, а так, систематично я работаю именно в этом языке давно. В Казахстан я приезжаю очень много, ещё с начала 2000 годов. Но, возможно, я делала какие-то другие проекты, о которых не знали, и должно было прийти время. Появилась другого рода активность, более общественная, когда приезжаешь и показываешь работу. А так, я бы не сказала, что глобально изменилось. Все также.

Вы долгое время живете во Франции, но все ваши работы связаны с Узбекистаном и другими регионами Центральной Азии. Не мешает ли вам это расстояние рефлексировать и исследовать?

Я считаю, что это большая удача, когда ты можешь уезжать и дистанцироваться. В Узбекистане у меня вся моя семья, и когда я там, я нахожусь дома. Там протекает более жизненный и эмоциональный процесс. Я все же разделяю эти две географические точки. В Европе мне легче фокусироваться на читке, то есть я могу рефлексировать, более внимательно разбираться в своей работе, тогда как в Узбекистане я живу полной жизнью и вдохновляюсь.

Можно ли сказать, что в Европе вы и ваше искусство чувствует себя более свободнее? Все-таки там демократически развитые институты, другое отношение к женщинам.

Я не думаю, что это связано с демократической позицией или же позицией женщин. Наверное, там свобода выражается в том, что у тебя более большой доступ к информации и больше контактов с современным искусством. Скорее об этом.

Саодат Исмаилова; Фото: Анвар Ракишев для Aspan Gallery.

В ваших работах вы поднимаете положение женщин в Центральной Азии. Через исследования и традиционные духовные практики вы созидаете на эту тему. Что вы для себя открыли? Какая женщина или кто она в Центральной Азии?

Ну, они очень разные. Очень заметно узбечки отличаются от казашек. Это связано скорее всего с новой историей последнего 30-летия, потому что Казахстан был более открытым и доступ к информации иной. Девушки выезжали учиться. То есть, процесс был другой. Тогда как Узбекистан был закрыт. У нас в стране более традиционная и религиозная структура. Здесь есть большая разница. Ещё хотелось бы выделить огромную разницу между женщинами в городе и регионе. Это огромная дистанция между ними.

К сожалению, чаще всего наблюдаешь, что многие девушки сегодня зациклены на том, чтобы хорошо выйти замуж. Им кажется, что если они хорошо выйдут замуж, то решатся все вопросы. В этом большая проблема.

До коллектива «DAVRA» у меня был проект о сорока девушках-воительницах «Кырык кыз», где я работала с музыкантами. Традиционные девушки музыканты обычно из регионов, и когда передаётся такая традиция как музыка или танец, то к ним в общество относятся более предвзято. В «Кырык кыз» мне хотелось, чтобы девушки поверили в то, что они умеют делать, поверили в силу музыкальных традиций. Вот что важно. Мы люди, мы уже закодированы так, что большинство устроит свою личную жизнь. Это природа сделает. Тогда как профессиональную жизнь – её нужно долго выстраивать.

Вы рассказывали, что в детстве жили с бабушкой в одной комнате. Это как-то повлияло на вас?

Она была очень религиозная. Отмечу, что я различаю религию и веру. Она передела мне свою религию, но самое важное – она передала веру. Когда мне бывает очень сложно, я знаю, что там я собираюсь и становлюсь сильной. Я считаю, это самое главное, что она передала мне.

Но и другие моменты были. К примеру, она осталась вдовой в 26 лет. Сейчас, когда о ней думаю, я понимаю, что она была сильная одинокая женщина и, наверное, даже в какой-то степени феминистка. Я помню её отношение к женщинам. Она говорила, что женщина она должна быть сильной, и это не о том, что она должна подстраиваться. Она никогда не поддерживала, когда кто-то отдаёт свою индивидуальность или карьеру ради того, чтобы выйти замуж или жить с мужчиной. Хотя сама она была с традиционной религиозной узбекской семьи.

Говоря о бабушке, вы отметили религию и веру. Вы верите в бога?

Я однозначно верю, что есть другие законы, которые мы ещё не способны понять.

Если бабушка сформировала ваше мнение и отношение к жизни, к женщине, какие-то принципы, то кто сформировал в вас художницу?

У меня отец кинематографист, он оператор. Мой брат – художник. Наверное, так и сложилась эта очень хорошая ситуация.

Мой папа учился в Москве и давал нам светскую литературу, он хотел, чтобы мы знали о других религиях и системах, тогда как бабушка воспитывала нас очень традиционно и религиозно.

Мой брат талантливый художник, я всегда была рядом с ним. Он на 8 лет старше меня. Я помню, как бабушка нам рассказывала огромное количество интересных историй. Мне кажется, что наибольшее влияние все же сыграл мой брат Бабур.

Я думаю, что все же там формировалось это. Образовалась благоприятная ситуация.

Мы знаем, что изначально ваша карьера началась в кино, но, неожиданно вы стали заниматься современным искусством. Как это произошло?

Да, сначала я сделала полнометражный фильм. Потом стала делать документальные фильмы, хотя все должно было быть наоборот. Это происходило до тех пор, пока я случайно не сделала «Зухру». Я не преследовала никакой цели, я её создала, потому что мне нужно было что-то сделать из-за того, что затянулась производство фильма «сорок дней молчания», мне не дали снимать в Узбекистане.

В каком плане вам не дали снимать?

В Узбекистане получают разрешение на съёмки. Это был 2010 год. Тогда все было по-другому. Я сейчас думаю, как тогда можно было легко кого-то поломать. И мне не дали разрешение, но, видимо, помогла эта стойкость, которой меня научила бабушка. Я тогда уже жила в Европе, у меня вся финансовая поддержка была из Европы. Я не просила денег в Узбекистане. Тогда я сделала «Зухру», потому что мне все надоело.

Я взяла материал, который я сделала на кастинге, из этого собрала «Зухру». Поэтому там один длительный 30-минутный план. Все вышло случайно. Это было огромное удовлетворение, потому что ты понимаешь, что тебе не нужны деньги, не нужна команда, не нужны разрешения. Именно «Зухру» отобрали в 2013 году для Центрально-азиатского павильона на Венецианской биеннале.

Тогда для меня это казалось очень странным. Я не думала, что имею к этому какое-то отношение, я же больше про кино, я же не художница. Я разделяла эти формы. Но мой муж меня поддержал, и я решилась.

Сейчас я понимаю, что все события были правильными и оптимальными. Сложности должны быть. Если их нет, то мы не растём. Мы остаемся на месте. Если бы тогда мне дали снять в Узбекистане, то это был бы другой фильм. Я считаю, что самое важное и хорошее произошло от этой ситуации, это то, что я начала заниматься другой формой. Меня просто туда выкинуло.

Кадр из видео-инсталляции «Зухра», 2013 год

В своих работах в основном вы говорите о мифах, легендах, традициях и историях женщин Центральной Азии. Но какая реальность жизни в нашем регионе? Исследовать реальность – это скучно?

Ой нет, это очень здорово. Я наоборот считаю, что реальность наша сама слабая точка, мы себя не исследуем. Мы ждём, когда кто-то приедет и нас исследует. Мы искренне этому радуемся, что можем почитать и что-то понять о себе. Но сами мы бездействуем. Я считаю, что с этим нужно срочно что-то делать. Если так будет продолжаться, то мы превратимся в большое «Джайляу». Почему-то я здесь вижу французских исследователей, которые рассматривают музыку, кино, театр, положение женщин в нашем регионе. А где наши? В Казахстане ещё ситуация немного лучше, чем в Узбекистане. У нас ещё хуже.

Для чего вы создали коллектив независимых художниц «DAVRA»? Какая цель?

Мне хотелось передать свой опыт. Вот также и в кино, есть определенные международные схемы и методы, чтобы реализовывать проекты, общаться с людьми, обмениваться опытом, заводить новые контакты. Так как у меня это уже все сформировалось, мне было интересно, чтобы это передавалось. У нас очень талантливые молодые девушки и парни, я хотела с ними поделиться опытом.

Коллектив работал с вами на выставке «Documenta fifteen», а после затих. Совсем недавно вы отправились с показами вместе с «DAVRA» по Центральной Азии. Что будет дальше с этим объединением?

Ну, вы знаете, я с самого начала к этому процессу отношусь максимально натурально. То есть, как получится. Вначале «Documenta fifteen», я не понимала, смогут ли девочки работать вместе, потому что все разбросаны. Мы общались по зуму, в жизни не виделись. Но, получилось. Прижились.

Я вижу, как они поддерживают друг друга, помогают. Это классно. Сообщество уже образовалось. Мы уже прижились. В Ташкенте мы говорили о том, что вдруг со временем, окажется так, что мы все расколемся. У нас же очень расколотое общество в современном искусстве. Но, я думаю, что с нами так не будет. Мы знаем друг друга в первую очередь как человека, и это создаёт хорошую почву. Остальное не важно.

Важно отметить, что DAVRA это не закрытое сообщество. Я думаю, что оно должно быть всегда открытым. Я хочу, чтобы они сами за это взялись, если им нужно. Это же как жизнь.

Завершающий вопрос. Какая вы стихия?

Наверное, я земля. Это ближе к женщине. Но, по гороскопу я огненный знак, поэтому у меня есть импульсивность. Но когда я очень глубоко задумываюсь, то чувствую землю, чувствую тягу к земле (миру). Это все же что-то женское.

Инсталляция «Чиллахона» на 59-ой Венецианской биеннале, 2022 год
Rus Biketov

Главный редактор Art of Her

View Comments

  • Благодарю за интервью. Было приятно познакомиться с таким интересным художником, особенно импонирует что женщина достигает таких больших высот.

Recent Posts

Созданный Альянс кинематографистов Казахстана возрождает кинопремию «Тулпар»

Национальная киноакадемия, Союз кинематографистов и Лига кинематографистов объединились в Альянс кинематографистов Казахстана. Уже в этом…

August 2, 2024

Айдара Омарова назначили врио президента «Казахфильма»

Азамат Сатыбалды покинул пост главы киностудии имени Шакена Айманова. Временно исполняющим обязанности президента «Казахфильма» назначен…

August 2, 2024

Новый логотип Лондонского музея вызвал неоднозначную реакцию британцев

Лондонский музей, ранее известный как музей Лондона, представил свой новый логотип в виде белого фарфорового…

August 1, 2024

Фаррелл Уильямс предлагает вернуть конкурсы искусств на Олимпийские игры

Американский рэпер и креативный директор Louis Vuitton Фаррелл Уильямс предлагает вернуть конкурсы искусств на Олимпийские…

August 1, 2024

Более 1,5 млн зрителей посетили театры Казахстана с начала года

Всего с начала года состоялось 170 премьерных спектаклей в 57 государственных театрах страны. Об этом…

July 30, 2024

Великобритания не будет строить тоннель недалеко от Стоунхенджа

Новое правительство Великобритании приняло решение отказаться от проекта строительства тоннеля недалеко от Стоунхенджа. Проект стоимостью…

July 30, 2024