Articles

Репрессированное искусство: как художники Карлага изменили искусство Казахстана

ХХ век стал коренным переломом в изобразительном искусстве, предъявив миру новые правила жизни, творчества и мировосприятия. Волею сталинской репрессивной машины в Центральный Казахстан ссылался весь свет интеллигенции — от художников, ученых и архитекторов, до оперных исполнителей, поэтов и музейных сотрудников.

И, конечно, история искусства Центрального Казахстана неотделима от истории ГУЛАГа. В 1930 году было принято решение о создании ГУЛАГа в малозаселенных регионах Советского союза, а в 1931 году был основан КарЛАГ. Карагандинский исправительно-трудовой лагерь был одним из крупнейших звеньев ГУЛАГа.

По-настоящему, на профессиональном уровне пластические искусства начали развиваться в Караганде именно благодаря творческому потенциалу ссыльных художников. Волею обстоятельств здесь оказывались художники из разных уголков страны. В архивных документах имеется довольно большой список имен художников, чьё творчество в эти годы было связано с Карлагом, о судьбе многих до сих пор ничего неизвестно.

В Карлаге отбывали срок: Александр Григорьев — один из организаторов «Ассоциации Художников Революционной России», Владимир Лебедев — известный ленинградский график , Евгения Овощникова — скульптор, Вера Ермолаева — художник и член группы «Утвердители нового искусства» и др.

Среди художников, которые сделали первые шаги на пути открытия в Караганде отделения Союза художников, был Владимир Эйферт, он оставил заметный след в истории изобразительного искусства Караганды. Эйферт был достаточно известным живописцем, стоявшим у истоков развития советского изобразительного искусства. Был экспертом по антиквариату в торгпредствах СССР в Германии и Франции, директором музея изобразительного искусства имени А.С. Пушкина, членом известных художественных объединений «Жар-Цвет».

С началом войны его высылают в Караганду за немецкое происхождение, где он работает сторожем в совхозе и пишет письма везде, куда можно о том, чтобы ему дали возможность заниматься тем, что он умеет. Несколько лет ответов он не получал.

Такая же учесть постигла другого художника немецкой национальности — Леонида Гамбургера.

Известный московский художник Леонид Усайтис работал в Караганде с 1948 по 1955 год, куда приехал после семилетней отработки на лесоповале как сын «врага народа». В Караганде его встретила мать, оставшаяся одна после смерти мужа, отбывавшего срок в Карлаге.

Карлагу отдал одиннадцать лет своей жизни крупный художник Павел Фризен. В 1936 году он был арестован по ложному обвинению, затем сослан в Карлаг. После освобождения остался в Караганде, преподавал рисунок, живопись и вырастил не одно поколение будущих художников.

В лагерном дневнике другого известного узника лагеря Льва Премирова записано:

«Все, что я здесь изображаю и описываю в меру своих слабых сил – святая правда. Это наш родной Освенцим. Это наше инферно, наш ад наяву… И пусть моя рука помимо воли передаст ужас, передаст то невообразимое и неописуемое, что скрыто под словом тюрьма и лагерь».

автопортрет Льва Премирова

Из воспоминаний художника-нонконформиста Льва Кропивницкого:

«1941 год. Институт. Снова жизнь, как казалось. А ожидало худшее: по сфабрикованному делу – девять долгих лет сталинских концлагерей. Ухта. Балхаш. Подавление личности, издевательства, голод, унижения, непосильный труд. Смерть рядом. И искусство уходило из жизни. Даже из памяти. Казалось, конец всему… 1954 год – началось воскрешение… Но я был другим. И искусство не могло остаться прежним. Весь гнетущий, мрачный мир пережитого стремился лечь в плоскость картины…»

Одним из узников Карлага был Абрам Черкасский, который в последствии стал Народным художником Казахстана, а также педагогом для многих известных казахстанских художников. Картины Черкасского — портреты, натюрморты, пейзажи — хранятся в музее искусств им. А. Кастеева и Государственном музее Украинского искусства в Киеве.

работа Абрама Черкасского

Считается, что за годы своего существования Карлаг принял около миллиона человек. Но поскольку большая часть архивов все еще засекречена, невозможно назвать даже приблизительное число его жертв. Это — неудобное прошлое, гулкое эхо, которое еще очень долго может нас сопровождать, если мы сами не придем к нему, не узнаем об этих людях, их именах и сломанных судьбах.

Узники Карлага стали основополагающим для развития казахстанской живописи XX века. Они насытили местное искусство новыми смыслами, формами и живописными школами. Многие из них открывали художественные студии и кружки в разных регионах Казахстана, в которых воспиталось несколько поколений профессиональных художников страны.

Александра Кудряшова

Искусствоведка

Recent Posts

Созданный Альянс кинематографистов Казахстана возрождает кинопремию «Тулпар»

Национальная киноакадемия, Союз кинематографистов и Лига кинематографистов объединились в Альянс кинематографистов Казахстана. Уже в этом…

August 2, 2024

Айдара Омарова назначили врио президента «Казахфильма»

Азамат Сатыбалды покинул пост главы киностудии имени Шакена Айманова. Временно исполняющим обязанности президента «Казахфильма» назначен…

August 2, 2024

Новый логотип Лондонского музея вызвал неоднозначную реакцию британцев

Лондонский музей, ранее известный как музей Лондона, представил свой новый логотип в виде белого фарфорового…

August 1, 2024

Фаррелл Уильямс предлагает вернуть конкурсы искусств на Олимпийские игры

Американский рэпер и креативный директор Louis Vuitton Фаррелл Уильямс предлагает вернуть конкурсы искусств на Олимпийские…

August 1, 2024

Более 1,5 млн зрителей посетили театры Казахстана с начала года

Всего с начала года состоялось 170 премьерных спектаклей в 57 государственных театрах страны. Об этом…

July 30, 2024

Великобритания не будет строить тоннель недалеко от Стоунхенджа

Новое правительство Великобритании приняло решение отказаться от проекта строительства тоннеля недалеко от Стоунхенджа. Проект стоимостью…

July 30, 2024