Column by Inna Kipchakbayeva

Произведения искусства, удивившие мир. Часть 2

Мы продолжаем говорить о произведениях искусства, которые удивили мир своим новаторским и неординарным подходом. В первой части мы уже рассказали про работы Роберта Раушенберга, Мерета Оппенгейма и Яры Саид.

Новая часть – новые художники – новые произведения искусства, которые удивили мир.


Майкл Раковиц. «Приют для бездомных ПАРАСАЙТ» (1997)

Майкл Раковиц – иракский и американский художник. В своем искусстве обращается к истории, текущим событиям и насущным социальным проблемам. Самой нашумевшей его работой считается серия домов для бездомных, приравненных к скульптурам, но имеющих вполне практическое назначение. Само название серии его произведений на английском – «ParaSITE» – это портманто, или слово-гибрид из двух концептов: parasite – “паразит” и site – “место, участок”. Само название намекает на отрицательный смысл, который придают бездомным людям. Автор гипертрофирует смысл этого слова, создавая целые жилища, конструкция которых устроена так, что не может существовать без присоединения к полноценному дому.

Каждое убежище изготавливается на заказ и процесс проектирования начинается с разговора между художником и обитателем. Один из будущих жильцов был заядлым поклонником научной фантастики и попросил, чтобы его убежище было похоже на Джаббу Хатта (Jabba the Hutt, персонаж из Звездных войн). Другой хотел иметь много окон, чтобы сохранять бдительность в отношении потенциальных злоумышленников. Раковиц строит конструкцию из материалов, используя пакеты Ziploc, упаковочную ленту и, для его более поздних моделей, листы полиэтилена – обычного пластика, ценящегося за его прочность, легкость и гибкость. Подобно паразитам в природе (включая некоторые растения, насекомых и рыб), убежищам Парасайт нужны ресурсы, извлеченные из внешнего источника, чтобы функционировать. Они прикрепляются к воздуховодам зданий, которые служат «хозяином», из которого они получают теплый воздух, нагревающий и надувающий их. Паразитической природой своих конструкций автор подчеркивает зависимое и беззащитное положение людей, оставшихся без крыши над головой и способных выжить только за счёт чьей-то помощи. Своими удивительными художественными приютами для бездомных художник стремится помочь людям, живущим на улицах, и агитировать за изменения в американской политике, которые должны навсегда решить проблему бездомности.


Том Вессельманн. Натюрморт №30 (1963)

На этой картине можно увидеть сцену типичной кухни 60-х годов с вырезками из печатной рекламы, розовой дверцей холодильника, пластиковыми копиями бутылок 7-UP, цветами, прорастающими из раскрашенного горшка, куском штампованной синей жести, образующий стену за кухонным столом, плитой и репродукцией картины Пабло Пикассо «Сидящая женщина» в рамке (1927), которая висит на ярко-красной стене.

Стол уставлен изображениями свежих упакованных продуктов, которые Вессельманн вырезал из различных печатных рекламных объявлений. Натюрморт №30 – это характерная интерпретация особенностей быта и культуры потребления, характерных для США второй половины XX века. После изнурительных войн, потрясших мир, бедности, страха и страданий, которые пропитывали творчество первой половины XX века, наступило долгожданное спокойное время. Война осталась позади. Европа была практически разрушена и центр искусства переместился в зажиточную Америку. Художники и зрители больше не хотели печали и боли в искусстве и дизайне. Воздух был пропитан великими надеждами и наступило новое время – время ярких автомобилей, кричащих цветов в одежде; были изобретены водолазки, как символ ухода от строгих пиджаков и рубашек, первые куклы Барби, этика которых пропагандировала сладкую жизнь. Женщины наряжались в легкомысленные мини-юбки. Стремительно распространился бесшабашный танец твист. Эпоха потребления – вот что стало пронизывать культуру и умы людей. В своем натюрморте Том Вессельман буквально воспел это изобилие выбора продуктов и товаров. На картине стол ломится от продуктов различных популярных марок, холодильник по моде того времени яркого жизнерадостного цвета. Произведение пропитано радостью от возможности все это купить и употребить. Наслаждение и обладание были главными постулатами общества того времени. И не просто так художник повесил репродукцию знаменитой картины Пикассо на стене над холодильником. Это отсылка к признанному произведению искусства, уже не отвечающему идеям и принципам взрывных 60-х, которое небрежно прибито к стене на кухне. Рядом с Пикассо стоят бутылки дешёвой газировки, намекая на смещённые ценности и уход от страданий войны в сладкую газированную жизнь.

«Я использовал то, что было вокруг меня, поэтому всё это и стало моей культурой. Но я не использовал эти материалы по неким культурным соображениям и это (прим. ред. – произведение) не было комментарием к культуре», – сказал однажды художник, имея в виду свои основные интересы в области композиции, эстетики и истории искусства.


Шейла Хикс. Столп исследования/Гибкая колонна (2013–2014)

Работа Шейлы Хикс представляет из себя каскадную гибкую колонну из атмосферостойкого акрилового волокна невероятно насыщенных разнообразных цветов, около шести метров высотой и полтора метра шириной. Инсталляция простирается от пола до потолка.

«Я хочу, чтобы моя работа очень выразительно ударялась об пол, чтобы она разливалась, образовывала лужи и выглядела так, как будто она живая. Он движется и обладает собственной внутренней энергией», – заявляет Стелла.

С 1950-х годов художница непрерывно работала с текстилем и волокном, или «эластичными материалами», как она их называет, превращая их как в небольшие плетения, так и в монументальные инсталляции. Художница желает, чтобы её работа разжигала в нас желание прикоснуться к её творению. Вот, как ещё комментирует свою гибкую колонну сама художница:

«Я думаю, что это важно: желание подержать материал в своих руках, подружиться с ним, посмотреть, кусается ли он, совместим ли он с вашим существованием и каким образом. С помощью столпа исследования мне удалось показать нечто спадающее с потолка а может с самого неба и уходящее в недра земли. А может наоборот – то, что зародилось в земле и достигло столпа поиска чего-то в вышине…Я пришла к идее заставить вас смотреть вверх. Могу ли я убедить вас прорваться через потолок и узнать, что находится наверху, а что ещё дальше, а что на сто миль выше? Мы бы никогда не дошли до Луны, если бы не задавали себе эти вопросы. В моей инсталляции я выражаю то, как я чувствую сама себя – с одной стороны я твёрдо стою на ногах, но с другой, я чувствую в себе мужество продолжать подниматься вверх. И столп исследования широк».

Инна Кипчакбаева

Автор Art of Her

Recent Posts

Созданный Альянс кинематографистов Казахстана возрождает кинопремию «Тулпар»

Национальная киноакадемия, Союз кинематографистов и Лига кинематографистов объединились в Альянс кинематографистов Казахстана. Уже в этом…

August 2, 2024

Айдара Омарова назначили врио президента «Казахфильма»

Азамат Сатыбалды покинул пост главы киностудии имени Шакена Айманова. Временно исполняющим обязанности президента «Казахфильма» назначен…

August 2, 2024

Новый логотип Лондонского музея вызвал неоднозначную реакцию британцев

Лондонский музей, ранее известный как музей Лондона, представил свой новый логотип в виде белого фарфорового…

August 1, 2024

Фаррелл Уильямс предлагает вернуть конкурсы искусств на Олимпийские игры

Американский рэпер и креативный директор Louis Vuitton Фаррелл Уильямс предлагает вернуть конкурсы искусств на Олимпийские…

August 1, 2024

Более 1,5 млн зрителей посетили театры Казахстана с начала года

Всего с начала года состоялось 170 премьерных спектаклей в 57 государственных театрах страны. Об этом…

July 30, 2024

Великобритания не будет строить тоннель недалеко от Стоунхенджа

Новое правительство Великобритании приняло решение отказаться от проекта строительства тоннеля недалеко от Стоунхенджа. Проект стоимостью…

July 30, 2024