Interview

«Пранк вышел из-под контроля»: тайные послания черного куба Айғаным Мұхамеджан

С 17 марта по 21 апреля 2023 года в Алматы в Центре современной культуры «Целинный», в рамках инициативы Ümit Playground по поддержке молодых художников, проходила первая персональная выставка Айғаным Мұхамеджан «Черный куб». Это стало одним из самых обсуждаемых событий месяца в современном искусстве региона. Спиритический перфоманс привлек внимание не только постоянной арт-публики, но и тех, кто ещё не имел опыта знакомства с contemporary art.

Молодая художница умудрилась стереть грань между искусством и обыденностью, галерейным пространством и эзотерическими практиками, искусством «дурачества» и серьезным исследованием. Черный куб – это инсталляция, которая исследует личное отношение Айғаным Мұхамеджан к магии и гаданию, а также опыт, связанный с современными казахскими электрическими практиками одновременной веры в ислам и тенгрианство.

Art of Her поговорил с Айғаным Мұхамеджан о значении спиритического перфоманса «Черный куб», элементах искусства «дурачества» или серьезного исследования и проблемах в программе Ümit Playground от Центра современной культуры «Целинный».


Что такое черный куб? С чего все началось? Это некая игра или настоящее исследование?

Все началось с моих увлечений эзотерикой. Мне всегда хотелось знать чуть больше о себе и о мире — то, что нельзя увидеть глазами и пощупать руками. Эзотерика окружала меня с самого детства: моя бабушка гадала на кумалак и проводила аластау, а мама часто пересказывала свои вещие сны. Мы с ней (прим. ред. – мамой) любим ходить к разным целителям и предсказателям. У некоторых людей есть семейные психологи, а у многих казахов есть свой семейный баксы (прим. ред. – эзотерик), к которому они обращаются по любым вопросам. Есть миф, что к гадалкам ходят только необразованные и неимущие люди, но на самом деле это касается всех — и звезд, и президентов. Не важно, верят или нет, помогает это или нет, но почти каждый человек когда-либо посещал эзотериков. 

Мое отношение к эзотерике неоднозначное — я это и практикую, и шучу об этом. Есть практики, которым я доверяю и могу обратиться даже по каким-то мелким вопросам, допустим, когда не могу найти какую-то свою вещь. У меня у самой тоже очень сильная интуиция: я могу предугадывать события и тонко чувствую других людей. Тем не менее к эзотерике я отношусь без фанатизма. Для меня это как с религией: если это помогает человеку и никому не вредит, то он может поклоняться и верить во что угодно, даже в стул. 

Какое-то осознанное погружение в тему эзотерики началось с 2019 года: я изучала таро, посещала курсы по магии и трансформационные игры, специально ходила к разным практикам и делала ресерч. Параллельно с этим на своих страницах в соц.сетях я начала пародировать гадалок и делать шуточные расклады, используя художественные способы и новые формы. Например, карты «Монополия» вместо таро и конфеты M&M’s вместо кумалак на самые разные темы: от любви до ближайшего будущего Казахстана. Интересно, что сами зрители не всегда понимают, шучу я или все это серьезно. Многим мои ответы откликаются и совпадают с реальностью, а еще я это делаю с невозмутимым видом. Получается, все зависит от того, как зритель сам это воспринимает.

Когда объявили конкурс Ümit Playground, я решила, что мне нужно выбираться из онлайн-перформансов в офлайн. Прямые эфиры с гаданиями я уже проводила, и мне всегда хотелось погадать вживую. 

На базарах можно заметить бабушек, которые сидят на низких стульчиках и гадают на құмалақ или игральных картах. Только вот не каждый осмелится к ним подойти, ведь смотрят и проходят столько людей. Поэтому у меня появилась мысль, что нужно какое-то интимное пространство с приглушенным светом, где мы останемся с человеком один на один. Так, за пару дней ко мне пришла идея черного куба — маленькой комнаты, где нас никто не увидит и не услышит.

Внутри куба мне не хотелось использовать «классические» методы и инструменты гадания, я хотела придумать свои практики, основываясь на опыте, знаниях и фантазии. У меня было представление о том, что это за будут действия, но нельзя было что-либо предугадать и подготовить заранее, ведь это живой проект — все рождается в моменте. До первых секунд перформанса и первого зрителя я не знала, чего ожидать от себя, людей и пространства. 

Действительно, изначальной задумкой было посмеяться над собой и зрителями, может даже провоцировать. Но с каждым сеансом я понимала, что это не совсем то, что я примерно себе представляла. Все получилось намного глубже — пранк вышел из-под контроля: люди начали делиться своими самыми глубокими ранами и травмами, самыми сокровенными мечтами и тайнами. 


И все-таки, черный куб – это игра, которая превратилась в серьезное исследование?

Конечно же, здесь есть элемент игры — все с этого и началось, но есть ощущение, что это стало чем-то большим, чем просто игра. Однако ни в этом проекте, ни в своем творчестве в целом я не разделяю юмор от исследования — здесь нет границ, все переплетено. Мне хотелось понять, зачем люди обращаются к эзотерикам, что именно их волнует и как им все это помогает. На самом деле люди испытывают примерно одни и те же эмоции и проблемы, не важно, где и в какую эпоху они живут: были и есть душевные терзания, неопределенность, неразделенная любовь или разделенное имущество. Людям всегда нужно ощущение контроля над ситуацией или утешение и надежда, что все будет хорошо. Наверное, это одно из объяснений тому, почему в последние годы все резко ударились в эзотерику: чем нестабильнее время, тем большей стабильности хочется. Предсказатели всегда были в спросе, но сейчас это стало более доступным: аудио-расклады через вацап, бесконечные прямые эфиры с гаданиями в тикток, марафоны по загадыванию желаний и семинары по дыханию маткой в инстаграм и даже сеансы в зум и путешествия по прошлым жизням. Есть маги и шарлатаны на любой вкус, ум и кошелек. Я одновременно и изучаю это, и стебусь над этой индустрией, где все превратилось в чистую коммерцию и иллюзию. 

Сеанс в кубе зависит не только от меня, но и от посетителя — наши действия и слова синхронизируются. Даже по тому, как человек входит в куб, я сразу понимаю, с чем он пришел; нащупываю, что говорить и как действовать, полагаясь на его состояния и слова. Но чаще всего человек может даже ничего не говорить, а я сразу ответить на тот вопрос, который он держал в себе. Есть в этом и элемент «магии» — информация ко мне приходит откуда-то извне, будто открываются какие-то каналы и потоки, как это модно сейчас говорить. При этом все сходится таким образом, что человек сам максимально предрасположен к тому, чтобы открыться: свет, музыка, секретность и спокойствие. Опять же, все зависит от уровня восприятия человека и его впечатлительности. Если человек относится ко всему с юмором — он получает юмор, если задает «глубокие» вопросы — получает «глубокие» ответы. У каждого получается свой индивидуальный опыт. Куб тебе дает ровно то, с чем ты пришел и с чем хочешь уйти в итоге. Также все основывается на доверии: человек должен довериться себе в первую очередь. Этому помогает правило «Все, что было в кубе, остается в кубе»: там нет камер, диктофона; я не раскрываю детали чужой жизни и на самом деле не запоминаю даже то, что говорю сама, и не всегда помню тех, кто был в кубе. В день сеанс посещало более десяти человек, у каждого свои проблемы и долгие монологи — такое даже чисто физически сложно как-то запомнить.


Вы отмечаете, что перфоманс начинается ещё с регистратуры и очереди. Смысл в том, что зритель остается наедине со своими мыслями и страхами?

Регистратура и зал ожидания являются такой же полноценной частью перформанса, как сам сеанс и куб. Это привычные составляющие интерьера и неотъемлемая часть практик «настоящих» эзотериков. У них всегда есть человек, который ведет запись и продает то, что целитель будет использовать во время лечения или что человек должен будет применить уже после сеанса. Я хотела воссоздать эту атмосферу, чтобы было ощущение, что человек действительно попадает на сеанс к магу. У нас тоже есть свой магический мерч: заряженные фотографии, наклейки на телефон и стикеры, курт с предсказанием и волшебные камни. На самом деле это самые обычные камни, но которые впитали в себя мою энергию и силу реки Шу. Это стеб над тем, что люди продают и покупают подобные обычные вещи и кристаллы за миллионы. Но если ты что-то вложил в это, то даже обычный камень может принести тебе радость.

Рядом с кубом стоит регистратура: вас встречает девушка — моя подруга Алина Төребек, которая следит за записью и очередью, знакомит вас с мерчем и инструкциями, отбирает телефон и другие лишние предметы, а потом запускает вас в зал ожидания. Если посмотреть на реальных практиков, у них у всех есть эти живые километровые очереди. Пока ты ждешь, ты думаешь о том, что же хочешь спросить и почему же тут такая очередь. Сам этот ажиотаж – он нагнетает, и у тебя возрастает желание попасть в куб. Были люди, которые по 34 часа сидели в очереди или приходили несколько дней подряд, но так и не смогли зайти. То, что человек не попал на сеанс — это тоже часть перфоманса. Значит, ему пока туда не надо. 

Я не хотела взаимодействовать со зрителями до их попадания в черный куб, потому что там я сижу как божество. Я никого не приглашала — люди сами ко мне должны были приходить и относиться с трепетом, как к святым или мощным гадалкам. Это стеб над тем, что люди сами возводят в культ кого угодно.


Человек, который попадает в куб, он видит и слышит другого человека (божество) или слышит свой голос? Кем вы выступали?

Я думаю, что это больше встреча с самим собой. Что бы я ни сказала и ни сделала, человек слышит и видит то, что сам хочет увидеть и услышать. При этом я, как наставник, помогаю услышать ему его внутренний голос и найти ответы в самом себе. Часто приходили люди, которые спрашивали, как именно им поступить в тех или иных ситуациях. Многие обращаются к практикам, пытаясь переложить на них ответственность за свою жизнь и свои решения. Я не беру эту ответственность и не нарушаю свободу воли и вероятностей, я не говорю прямо: «Иди и женись на ней». Я очень бережно к этому отношусь.


В вашем перфомансе есть интересное исследование того, как ислам, тенгрианство и гадания объединяются в нашем обществе, хотя одно противоречит другому. Это была ваша изначальная задумка или так совпало?

Да, это изначально так было задумано. В рамках исследования я совершила тур по святым местам Южного Казахстана, там же посещала разных шаманов и гадалок. Мне показалось интересным, что человек сидит и гадает на Коране или четках, хотя это тоже запрещено исламом. Или то, что мы даем ас — обед в честь умерших, и приглашаем туда имама. Мы естественным образом впитали в себя разные практики из разных вероисповеданий. Я в этом не вижу каких-либо противоречий. Мы создали какую-то свою вариацию религии, нечто «третье». Даже ислам у нас именно «казахский», тенгрианство тоже адаптируется под время и вполне уживается с другими верами.


Почему выбрана форма куба? Есть ли в этом какая-то религиозная отсылка? Все-таки ваш перфоманс выпал на священный месяц «Рамазан».

Это совпадение. Мы не смотрели в календарь и не делали так специально. Я сначала хотела просто какую-то комнату, которую в последствии решили сделать черной. Позже заметила, что это действительно похоже на Каабу. Я подумала, что случайности не случайны и их нужно как-то использовать. Решила, что мне нужна своя Кааба. Вот есть обычный черный куб из обычного дерева, и, если вложить в это смысл и наделить его своей энергией, он тоже может стать священным местом. 

Такое шуточное сравнение и совпадение с рамазаном вызвало много хейта: меня называли шайтаном, грешницей, ведьмой и, мол, я оскорбляю чувства верующих. Я считаю, что абсолютно любая реакция — это тоже часть перформанса, и она важна для моего исследования и для определения времени, в котором мы живем. Например, это показывает растущий фанатизм и некую радикальность в религии и что идет уклон на арабизацию. Почему-то никого не смущает то, что казахи всегда верили и поклонялись духам предков — аруахам, хотя это тоже противоречит исламу. Все так же едят шелпеки и защищаются от сглаза, повесив адыраспан на забор или назар на запястье. Как я уже упомянула, в Казахстане ислам и шаманизм всегда сосуществовали, также как и гадания и целительство — в этом и прелесть нашей культуры, но почему-то в последнее время верующие люди стали слишком категоричными и начали отрицать то, что наши предки верили в Тенгри, и не осознают, что это до сих пор есть у нас в быту. Я ничего не имею против религии, но жить только по написанным «правилам» и навязывать это другим — не совсем корректно, особенно учитывая то, что многие придерживаются только тех пунктов, которые им самим удобны, а на реальные преступления закрывают глаза. Подержат оразу месяц, а потом снова пойдут «грешить» — двойные стандарты и из крайности в крайность.


В кубе очень интересный музыкальный фон. Космическая тема с кобызом. Это авторская композиция, созданная специально для перфоманса?

В ютубе популярен «белый шум» для детей, который чаще всего длится по 10 часов. Есть и другие звуки, привлекающие удачу, деньги, любовь и другие блага. На первый взгляд все это — бред, но это как минимум тебя расслабляет. Мне захотелось, чтобы у нас был свой 10-часовой звук. Так появился «Черный шум из черного куба». Мы его создали специально для этой выставки вместе с куратором проекта и звуковым художником — Фархадом Фарзали. «Черный шум» — это мощный звук, который восстанавливает человека и успокаивает. Мы туда добавили звуки кобыза, который раньше использовался баксы для изгнания духов и при лечении. Обычному человеку запрещалось даже касаться этого инструмента. Я очень люблю кобыз, он тебя переносит в другие измерения и воодушевляет. По словам одной из посетительниц, внутри куба мой голос сливается воедино с кобызом и окутывает все пространство и нутро человека, что он уже не понимает, откуда именно исходит этот звук. Звук также заставляет забыть, что ты лежишь посреди центра выставочного зала в центре большого города — ты будто оказываешься в космосе и в состоянии, когда время останавливается.

Черный шум из черного куба

Мы поговорили о том, что зритель получает от этого перфоманса. А что вы получаете, как авторка?

«Черный куб» — это моя дебютная выставка, и сразу я начала с чего-то сложного и нового для меня – с перформанса. Этот опыт научил меня больше доверять себе, своим идеям и миру. В кубе за 25 дней я приняла более 250 человек — наверное, я со столькими людьми в жизни не разговаривала. Обычно я не особо выхожу в свет — я максимум выхожу в интернет, поэтому перформанс, в первую очередь, был большим экспериментом над собой. Он сделал меня еще более терпимой к людям и дал понять, что абсолютно у каждого внутри есть боль и каждый внутри — маленький человек. Кто-то не может найти свой путь и свое дело, кто-то не может найти себя или партнера, у кого-то тревожность, у кого-то неуверенность, кто-то разводится, кто-то продает дом — у каждого свои запросы.  Я прочувствовала разницу между онлайн- и офлайн-перформансом. Когда ты сидишь в комнате одна с телефоном, это все-таки менее энергозатратно и более безопасно. А в кубе ты взаимодействуешь с реальными людьми и их реальными проблемами. Работать с людьми в целом очень сложно. Ты не знаешь, чем и как это может обернуться, это требует больше усилий и мощи. Но от всего этого я в той же мере получаю обратную энергию и связь. Это преумножило мою внутреннюю силу и открыло во мне что-то новое о самой себе. Я еще больше осознала, что мое искусство дарит опыт, эмоции, пищу для размышлений не только мне, но и другим людям. Я рада, что смогла поместить такую тему в галерейное пространство, но интересно было наблюдать за тем, как стиралась грань между жизнью и искусством. Например, некоторые люди не понимали, что это выставка — они приходили с заранее подготовленным внушительным списком вопросов к кубу, услышав о кубе от друзей или родственников. Были и те, кто возмущался, почему же там нет картин и на что же им тогда надо смотреть на этой выставке. В понимании многих искусство — это цветные картинки на белых стенах, а тут я и была главным объектом искусства.


Как вы взаимодействовали с Центром современной культуры «Целинный»? Кто курировал ваш проект?

Этот проект курировал азербайджанский художник Фархад Фарзали. Мы вместе придумали конструкцию куба, он мне помогал на всех этапах выставки: с написанием текстов и музыки; с выбором того, что именно войдет в мерч, и с инструкциями перформанса. 

Осуществить проект удалось в рамках программы Ümit Playground. Это программа, созданная Центром современной культуры «Целинный», которая направлена на поддержку молодых художников. Суть в том, чтобы художник реализовал весь проект самостоятельно и получил опыт и понимание того, как это все устроено. «Целинный» предоставил мне пространство и помог со строительством куба. И подготовка к выставке, и сам перформанс — это колоссальный труд, где я выступала не только художницей, но и всем остальным. Каждый процесс, от поиска типографии до продвижения выставки, выполнялся мною лично. Я столкнулась со множеством проблем и пробелов в нашем арт- и медиапространстве, поэтому хочется, чтобы было больше платформ, возможностей, финансирования и поддержки для начинающих художников. 


Что будет дальше? Будет ли продолжаться эта история с черным кубом?

У меня очень большое желание продолжать это дело и совершить гастроли черного куба. Мне интересна реакция других регионов и то, чем они будут отличаться от Алматы, ведь степень веры и отношение к эзотерике разное в разных местностях. Все это важно для полноты исследования, к тому же, Алматы не должен быть единственным центром искусства и культуры — должны развиваться и другие города.  

Запрос от аудитории из других городов тоже большой. Некоторым даже снится, что они посетили мой сеанс, а кто-то написал, что во сне черный куб стоял прямо в Байтереке. Такой интерес и отзывы с благодарностями еще больше меня мотивируют. Думаю, туру «Черного куба» быть! Мне нужно все переварить и пересмотреть, сделать работу над ошибками и усовершенствовать конструкцию, тогда и можно будет отправиться в путь. Всему свое время…

Art of Her

Новостная редакция Art of Her

Recent Posts

Созданный Альянс кинематографистов Казахстана возрождает кинопремию «Тулпар»

Национальная киноакадемия, Союз кинематографистов и Лига кинематографистов объединились в Альянс кинематографистов Казахстана. Уже в этом…

August 2, 2024

Айдара Омарова назначили врио президента «Казахфильма»

Азамат Сатыбалды покинул пост главы киностудии имени Шакена Айманова. Временно исполняющим обязанности президента «Казахфильма» назначен…

August 2, 2024

Новый логотип Лондонского музея вызвал неоднозначную реакцию британцев

Лондонский музей, ранее известный как музей Лондона, представил свой новый логотип в виде белого фарфорового…

August 1, 2024

Фаррелл Уильямс предлагает вернуть конкурсы искусств на Олимпийские игры

Американский рэпер и креативный директор Louis Vuitton Фаррелл Уильямс предлагает вернуть конкурсы искусств на Олимпийские…

August 1, 2024

Более 1,5 млн зрителей посетили театры Казахстана с начала года

Всего с начала года состоялось 170 премьерных спектаклей в 57 государственных театрах страны. Об этом…

July 30, 2024

Великобритания не будет строить тоннель недалеко от Стоунхенджа

Новое правительство Великобритании приняло решение отказаться от проекта строительства тоннеля недалеко от Стоунхенджа. Проект стоимостью…

July 30, 2024