В Париже завершилась одна из наиболее важных недель в мире искусства. Это событие приобрело значение не только благодаря крупной выставке Paris+, организованной Art Basel, и нескольким параллельным ярмаркам, но и благодаря интенсивной культурной программе, охватившей каждый уголок столицы. Галереи подготовили великолепные выставки. Современные художественные инсталляции также были представлены на исторических площадях города, включая Плас-Вандом и Тюильри. Параллельно прошло множество конференций, а музеи представили важные выставки, включая Винсента Ван Гога в Musée d’Orsay, работы Марка Ротко в Fondation Louis Vuitton, произведения Николя де Сталя в Modern Art Museum и экспозицию Майка Келли в коллекции Пино, La Bourse de Commerce. Это лишь небольшая часть обширного культурного события.
Отметим, что этот год играет важную роль для Парижа, поскольку он снова начинает восстанавливать свое значение на мировой арт-сцене. Париж веками был столицей мирового рынка и важной площадкой для искусства. Однако французское доминирование угасло с 1964 года — лидерство перешло в руки Соединенных Штатов, что символизировалось победой Роберта Раушенберга на Венецианской биеннале. С тех пор США, Китай и Великобритания определяют художественный рынок и художественную сцену. Несмотря на то, что Париж сохранил свое значение в рамках Европы, его доля в мировом рынке составляет всего 7-8%.
Однако в последние годы произошли обнадеживающие изменения для Франции, особенно в отношении ее художественного рынка. Открытие частных коллекций Бернара Арно (Foundation Louis Vuitton) и Франсуа Пино (Bourse de la Commerce), которые представляют собой мощные кураторские выставки, а также более международно ориентированные музейные программы и расширение галерей современного искусства сыграли в этом ключевую роль. Кроме того, влияние Brexit, небольшой процент НДС на искусство — 5,5% и запуск ярмарки Paris+ придали столице Франции новый импульс. В результате крупные художественные галереи открыли новые пространства, включая White Cube и Marian Ibrahim, и в этом году во время недели искусства были открыты две сателлитные галереи — Hauser & Wirth и Mendes Wood. Все вместе дает Парижу надежду вернуть свои позиции и расширить рынок.
По приезду международного художественного сообщества в Париж никто не мог быть уверен в том, как сложатся обстоятельства. Наблюдать не только за воздействием этих изменений на рынок, но и за реакцией рынка на текущие мировые события. А в мире на данный момент происходит мало что хорошего.
Глобальная ситуация была напряженной, с нарастающими конфликтами в Израиле и Украине, которые сказывались повсюду, вызывая печаль и беспокойство у всех. Сам Париж столкнулся с вопросами безопасности, с тревожными сигналами о возможных атаках и даже временным закрытием Лувра. Глобальная экономика пострадала от замедления роста и повышения процентных ставок, что создало значительную неопределенность на горизонте грядущих лет. Среди всех этих сложных вопросов к ярмарке искусства добавилась еще одна необычная проблема — нападение клопов. Казалось бы, общая картина была совсем не благоприятной для арт-ярмарки. Тем не менее рынок искусства продемонстрировал свою устойчивость и подтвердил важное место Франции на мировой арт-сцене.
С самого начала открытия Paris+ наблюдалось значительное присутствие ведущих коллекционеров, кураторов и участников художественного рынка со всего мира. Динамичная и стимулирующая энергия ощущалась повсюду: уже в первые часы открытия было совершено множество продаж, которые продолжались на протяжении всей ярмарки.
На Paris+ были представлены 154 галереи. Заметно значительное международное присутствие, однако также было уделено внимание французским галереям. Организаторы ярмарки также стремятся расширить ее воздействие на географически менее активные регионы, включая галереи из Европы, Азии и Африки. Каждая галерея тщательно разработала свой выставочный стенд, который одновременно отражал ее индивидуальность и представлял выдающиеся произведения искусства. Предложение охватывало широкий спектр художников, начиная от начинающих талантов и заканчивая историческими мастерами, и включало произведения с ценами в диапазоне от €3 000 до €40 000 000.
Среди всех стендов хотелось бы особо выделить следующие галереи:
Gallery Pace, с сателлитами в 7 городах по всему миру от Токио до Нью-Йорка, представила свой стенд, посвященный произведениям Марка Ротко, в соответствии с важной ретроспективой в Фонде Луи Виттон. Среди выставленных произведений была картина самого художника «Olive over Red» (1956), фактически самая дорогая работа на ярмарке — €40 000 000. На стенде также были представлены произведения многих других художников из ростера галереи, которые специально создали работы, демонстрируя влияние Ротко на искусство. Среди них были Роберт Лонго, Адам Пендлтон и Лои Холлоуэлл, а также вторичные работы современников Ротко, включая Агнес Мартин, Ричарда Пузетт-Дарта, Антони Тапьеса и Адольфа Готтлиба.
Gallery Gladstone, с пространствами в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Брюсселе и Сеуле, представила стенд, который можно назвать вершиной послевоенного искусства. На нем можно было найти работы наиболее востребованных художников современности и послевоенного периода. Среди них были работы Ричарда Прайса, Эда Руша, Филиппа Паррено, Элизабет Пейтон, Сары Лукас и Роберта Раушенберга, а также других художников. Галерея не только выбрала художников, которые в настоящее время имеют выставки в международных музеях, но и высококачественные работы, цены на которые начинаются от €850 000 и достигают нескольких миллионов.
Gallery Mennour, французская галерея с сильным международным подходом, привлекла внимание своими ключевыми художниками, с которыми она сотрудничает многие годы, такими как Ли Уфан, Аниш Капур, Уго Рондиноне, Алисия Кваде, а также новыми подписанными художниками, включая британского мастера Идрис Хан. Здесь также были выставлены уникальные работы с вторичного рынка, включая произведения Герхарда Рихтера и Джузеппе Пеноне. Каждое произведение, представленное на этом стенде, символизировало художественную практику высшего качества. Цены начинались с €30 000 и могли достигать более миллиона.
Немецкая галерея Karsten Greve, с присутствием в Кёльне, Париже и Санкт-Морице, представила выбор произведений нескольких выдающихся художников XX и XXI века. Галерея сосредотачивается на работах таких художников, как Луцио Фонтана, Пьерет Бло, Сай Твомбли и Луиза Буржуа. Одной из особенностей этого стенда был уголок, посвященный творчеству Фонтана. Он был известен не только своими работами из серии «Концетто Спациале», исследующими апроприацию пространства, но также серией работ «Кроцифиси» и «Кроциффисиони». Эти керамические произведения, вдохновленные барокко и созданные Фонтаной, предоставляли возможность ощутить новое пространственное видение художника. Цены на произведения на этом стенде начинались с €120 000.
Gallery Blum, ранее известная как «Blum & Poe», с базами в США и Японии, представила сольную выставку картин и скульптур, созданных Лонни Холли, американской мультимедийной художницей самоучкой. Она расширяет свою визуальную практику в сферу мемориализации, создавая абстрактные произведения на холсте, бумаге и даже одеялах, используя свой характерный многослойный стиль. Воодушевленная афроамериканским культурным наследием, Холли часто использует одеяла в качестве холстов, чтобы почтить труд женщин и запечатлеть заряженную аурой историю движения за гражданские права. На стенде также представлены сложные скульптуры, созданные из материалов, подобных отходам, и служащие неким домашним воплощением важных моментов движения за гражданские права. Цены на рисунки начинаются от $10 000, а на масло на холсте и скульптуры — от $40 000 до $100 000.
Gallery Magnin-A, молодая парижская галерея, представила произведения двух художников разных поколений: Сейни Ава Камара и Вура-Наташа Огунджи. Их дуэт представлял собой удивительное путешествие к границам уникальных миров, где глиняные скульптуры сенегальской художницы сочетались с деликатно вышитыми бумагами американо-нигерийской художницы. Камара и Огунджи задавали вопросы о взаимосвязи с интимностью и телом. Используя техники, выходящие за рамки классического формального искусства, они создавали поэтические произведения, в которых существа стремились к метаморфозам и переплетению. Цены на живопись варьировались от €14 000 до €45 000, в то время как скульптуры предлагались по цене от €200 000 и выше.
Современная галерея Dvir, с филиалами в Париже, Тель-Авиве и Брюсселе, представила выставку дуэта Дугласа Гордона и Бри Уильямс. Эти многогранные художники в своей работе исследовали человеческие состояния памяти, течения времени, двусмысленность и расстройство обыденности, а также двоичную природу и тенденцию делить вещи на противоположности: черное/белое и добро/зло. В рамках своей практики они обращали внимание на смысл сжигания, связанного с памятью, прошлым, травмами и социокультурными аспектами. Этот диалог создал прекрасное взаимодействие в разнообразных практиках художников. Цены на произведения варьировались от €7 000 до €100 000.
Африканская галерея SMAC в Кейптауне посвятила свой стенд Симфиве Бутелези. В своей практике художница акцентировала внимание на южноафриканской форме духовности и культуре Вулу, используя природные материалы. Она вдохновлялась традиционным изготовлением ковров и плетением корзин, применяя традиционные техники в ткачестве и включая такие материалы, как песок, семена, бисер и морские ракушки. В своей работе она возвращалась к древним обрядам и металлургии предков. В своих произведениях она подчеркивала необходимость уничтожения, где она находила красоту и новое начало, вдохновленная практикой фермеров, которые сжигают свою землю, чтобы сделать ее более плодородной. Цены на произведения искусства варьировались от €2 000 до €20 000.
В Германии откроется групповая выставка о народах Казахстана «KUZEU: DISPLACED IDENTITY»
Изъятое в Испании украинское скифское золото может быть подделкой