Мне посчастливилось бывать на лекциях Ольги Батуриной, человека, вобравшего в себя всё искусство мира. С самого начала лекции, вы попадаете под очарование тёплой улыбки, создающей доверительный и дружеский настрой, а в процессе, Ольга Владимировна излучает такой интерес и любовь к искусству, что это мгновенно передается слушателю. Её стремительная речь, как звонкая быстрая река по которой приплывают к нам вновь ожившие души художников, чтобы поведать нам самое важное о жизни и об искусстве. Эта статья посвящена светлой героине нашего времени – Ольге Владимировне Батуриной, талантливому искусствоведу и педагогу, силой слова прокладывающей мост от сердца человека к целительной силе искусства.
Ольга Батурина – профессор кафедры «История и Теория Изобразительного Искусства» Казахской Национальной академии искусств им. Т. Жургенова, кандидат искусствоведения, член Союза Художников Казахстана, автор монографии «Пейзажная живопись Казахстана». Награждена за особые заслуги в области образования РК нагрудным знаком «Почётный работник образования Республики Казахстан», а также медалью «Ерен еңбегі үшін».
Важно ли уметь воспринимать искусство человеку, не работающему в этой сфере? Каждый может ответить на этот вопрос, если по-настоящему осознает, что происходит с человеком, когда он соприкоснется с пониманием того, что в искусстве нуждается каждый. Приведу простую аналогию: человеку необходимо постоянно подпитывать своё тело, и если этого не делать, достаточно быстро жизнь покинет его. Но большинство из нас чувствует и верит, что человек не ограничивается только физическим телом, но и имеет духовное, которое тоже нуждаются в пище, но уже, соответственно, духовной. Не подпитывая его, человек тоже умирает, умирает как личность. Голодающая душа становится уязвимой для вульгарности, безнравственности и впоследствии жестокости. Самое тяжёлое в жизни возникает от обнищания духа. Мало людей могут самостоятельно постичь духовные истины, для этого в мире есть проводники из тьмы невежества к свету познания нашего мира – проповедники, учёные и искусствоведы.
Вот как видит роль искусствоведа сама Ольга Батурина:
«Художник часто творит интуитивно. Вообще, мне кажется, художник – это такой локатор, который принимает все импульсы времени и передаёт их образно. Бывает так, что художник сам не может интерпретировать свое творчество; он и не должен. Художник не обязан думать рационально и облекать в слова свое создание, тогда и нужны Искусствоведы. Бывает так, что зрителю вообще ничего непонятно, а раз не понятно, значит не интересно и он уходит. И, чтобы соединить художника и зрителя, показать, что живопись это не какая-то безмолвная статичная картинка на стене – это смыслы, которые для тебя, которые могут тебя волновать, радовать, напугать и расстроить, а могут наоборот тебя укрепить. Картина – живая и она разговаривает через «толмача», переводчика – это и есть искусствовед».
Во время лекции Батуриной, я поняла, что слушаю про искусство, а слышу откровения о природе человеческих душ, о значении нравственности и морали, о таком разном характере времён, о том, как художники сохраняют свою чистоту и остаются сильными даже в самые страшные времена.
«Приведу в пример художников импрессионистов: они жили во времени, когда шла война, [прим. ред. – были] голод и безработица, депрессия, но ни в одной их работе вы не найдете про бедствия и испытания. Их принципиальная позиция – писать про радостное и прекрасное. Спасаясь так, они спасают и нас тоже. Самое радостное в мире уже придумано для нас – рассветы, закаты и звёзды, и цветы. А весной каждый раз вы можете увидеть, как жизнь побеждает смерть. Мы просто разучились удивляться, все принимаем как должное. А искусство помогает научиться впечатляться, восхищаться, вернуть себе эту детскую радость и восторг. Человек, который приходит на лекции по истории искусства через какое-то время будет сам рисовать, петь или писать тексты, потому что он поймёт, что у него есть всё это внутри, просто он забыл. Искусство спасает, воодушевляет и окрыляет. Как птицы не могут не петь, так и человек творческий не может не заниматься своим делом».
Не каждому удаётся разблокировать этот код самого существа жизни выраженного через искусство. Вселенная поделится своей мудростью и красотой только через человека, по-настоящему любящего людей, чтобы перевести порой сложный язык художественных образов на язык понятный и доступный каждому и Ольга именно тот самый человек. В её ясности и душевности передачи и есть самое большое уважение и забота о слушателях. Люди приходят погреться в лучах искусства, а в итоге открывают свой собственный свет.
Ольга Батурина занимается искусством уже двадцать семь лет. Около пятнадцати лет назад, в процессе приобретения нового опыта и знаний, она стала понимать, что она уже не помещается только в академические рамки. Её обширные знания и глубокая внутренняя философия искали новые пути проявления. В то время на сцену стало выходить искусство Контемпорари. В начале 2000-х годов оно было очень жёсткое и радикальное. Чего стоит только имитация мумии художника-бунтаря того времени Сергея Маслова, упоминает Ольга Владимировна. Он умер в апреле, а в мае сделали эту инсталляцию. Фигура художника была в его узнаваемом красном пиджаке, на лице и руках были трупные пятна, будто его только что откопали.
«И там даже было подписано: не художники а эксгуматоры. Меня это настолько впечатлило, что я поняла, что уйду в безумие, если я буду всерьёз заниматься этим искусством. Это слишком резко для меня. Вот этот бунт был нарушающим все запреты и культурные нормы. Я погружаюсь во всё. Я человек искренний и если я в это погружусь, то могу не вернуться обратно. А какая тема будет гармоничной и совпадающей со мной? Надо выбирать такую тему, которая будет интересовать долго, которая не надоест через месяц. И я поняла, что это пейзаж. Я очень люблю нашу природу и живопись. Я семь лет писала свою диссертацию, но зато сколько Казахстанских художников я открыла! Какие разные направления школ разных городов, и они могут быть не похожи друг на друга. И это до сих пор не завершенный процесс. Моя монография заканчивается 1980-ми годами, а сейчас я пишу про новых [прим. ред. – художников], которые и сегодня занимаются образами природы».
Наряду с этим Ольга Батурина нашла применение своего таланта и в публичных лекциях, которые до сих пор очень востребованы. Я заметила искреннюю заинтересованность и патриотическую гордость Ольги Владимировны искусством Казахстана.
«Искусство Казахстана очень древнее. Древняя архитектура, скульптура… лишь живопись имеет не такую длинную историю. В основном, последние сто лет. Тем не менее, за эти сто лет наша живописная школа стала именно школой – узнаваемой, непохожей, и в ней много талантов. Наша живопись многоголоса и разнообразна, у неё большой диапазон. Есть поколение мэтров, которые уже ушли, и [прим. ред. – поколение] наших современников. И это требует большего освещения».
В процессе разговора с Ольгой Владимировной я увидела чуткое сердце человека вмещающего в себя всеобъемлющую заботу и волнение о художниках, зрителях, студентах и о слушателях лекций. Мне очень хотелось услышать об устремлениях самой Ольги Владимировны. Чего бы хотела она сама для себя лично? Ответ на этот вопрос в принципе был ожидаем – она душой и сердцем за продвижение культуры и искусства в нашем крае. Процветание творчества в нашей стране и достойное вознаграждение и реализация художников нашей Родины – это первое чем поделилась Ольга Батурина, говоря о своих пожеланиях.
«Самая большая проблема в наше время в том, что художники и зрители мало встречаются. Художники живут своей жизнью, а зрители своей. И большая часть населения даже не предполагают, не знают какие есть интересные явления в нашем искусстве и художники. Изредка они встречаются на выставках. Нам очень не хватает фигуры арт-менеджера, который соединял бы эти два берега – художника и зрителя. У нас нет закона о меценатстве. Мы не побуждаем своих бизнесменов к социальной ответственности, не мотивируем их. Хорошо, если был бы закон о преференциях в налогообложении, если они занимаются благотворительностью в искусстве. Деньги и искусство должны жить вместе. Во всех эпохах я это вижу. В нашей стране пока не совсем налажен этот механизм. Сейчас занимаются искусством энтузиасты или те, кто не могут этим не заниматься совсем. Конечно, государство не может поддерживать каждого художника, но создать условия, чтобы художник мог сам прекрасно жить в своей профессии, можно».
И только в конце разговора она рассказала о своих сокровенных мечтах, за что я искренне благодарна ей, так как услышать мысли Ольги, не касающиеся её общественной деятельности очень сложно.
Она сказала, что мечтает больше путешествовать. И ещё мечтает стать волшебницей, которая исцеляет людей одним касанием и исполняет их желания. А я подумала: а разве её мечта не стала явью?
Бывший аукционист признался в продаже поддельных работ Баския
«Итог многолетнего сотрудничества»: в Астане открылась выставка художников «Adyr Aspan»