Exhibitions

Немузыкальная рапсодия, или история юного шымкентского коллажиста: о выставке Диаса Давесова «Бумажная рапсодия»

В Шымкенте, в выставочном зале городской универсальной библиотеки имени А.С. Пушкина, открылась первая персональная выставка 19-летнего коллажиста Диаса Давесова «Бумажная рапсодия». На ней представлено более 80 его разноплановых работ, созданных за последние три года — именно столько времени автор занимается коллажом. 

«Бумажная рапсодия» вызвала интригующее ожидание и интерес еще до начала вернисажа: это одна из первых в Шымкенте выставок коллажа. Хотя на юге Казахстана общепризнанная сильная художественная школа, кладезь талантов, ярко заявляющих о себе за пределами родного края и страны, целенаправленно исключительно в жанре коллажа здесь мало кто творит.

«Выставка меня приятно удивила неожиданным философским звучанием каждой работы. В каждой работе такая тишина и глубина. Это произведения, которые заставляют остановиться и прислушаться к себе, понять, что хотел сказать художник, найти свои тайные смыслы. Хочется постоять и поразмышлять, разгадать идею или придумать свою историю, прочувствовать состояние неспешного хода мысли. И очень радует, что у нас есть не просто рисующие, а думающие художники. Потому что художник — это не тот, кто умеет рисовать, а тот, у кого есть своя философия, тот, кто может донести ее до людей», — рассказала художница Рашида Мугавеева.

Диас Давесов окончил в Шымкенте детскую музыкальную школу имени Ж. Омаровой по классу фортепиано, самостоятельно освоил игру на гитаре, планировал продолжить обучение в музучилище и консерватории. Но когда в 2020 году (прим. ред. — Диас тогда учился в 11 классе общеобразовательной школы) грянула пандемия и все сидели дома на карантине, он начал делать коллажи. 

С тех пор они стали главной формой творческих поисков и самовыражения Диаса. Через коллажи он выражает свои мысли, чувства, переживания и отношение к конкретным или воображаемым событиям, людям, явлениям. Сначала парень конструировал новую «реальность» из журнальных вырезок на школьном «арсенале» — обычных страницах учебных тетрадей, альбомных листах и блокнотах, потом перешел на офисную бумагу формата A4. 

К слову, переход из одной сферы искусства в другую отражен в биографическом коллаже, отсылающему на непростые отношения с музыкой — «Музыка и я. Оммаж Наталье Кашириной», изначально он назывался «Предательство». Сам Диас говорит, что к коллажу как к форме изобразительного искусства его подтолкнуло несколько факторов. 

«Занимаясь музыкой почти всю жизнь, я замечал, насколько вечными (сравнение, возможно, неуместно) могут быть, в свою очередь, картины, то, что изображено и оставлено, запечатлено на бумаге ли холсте на неизвестно долгое количество времени. Не набравшись достаточного опыта, и, порой не понимая простых основ классического рисования (не понимая не умом, а разумом), пассивно разглядывая многие годы в интернете картинки подобного рода, мне неосознанно захотелось заняться именно коллажем. Это одна из труднообъяснимых вещей, как те вещи в жизни, которые складываются сами собой, а ты и не можешь понять и представить до конца, через время, как это все случилось», — поделился он.

Определенной данью уважения музыке служит и само название выставки: как известно, рапсодия – это музыкальное сочинение для инструмента или оркестра, состоящее из разнородных, разножанровых частей. Это слово удачно отражает разноплановость коллажей Диаса Давесова. Они разные по тематике, видам, стилям и формам.

Подавляющее большинство работ – традиционные бумажные, или иначе – аналоговые, коллажи, то есть сделанные вручную – по выражению автора, «связкой из трех священных инструментов – бумаги, клея и ножниц». Бумажным материалом служат главным образом журнальные вырезки и обрывки, также иногда используются фрагменты газет, брошюр, тетрадей, использованных документов, упаковок, раскрашенных листов и т.д. Благодаря умелой склейке разнородных элементов многие зрители воспринимают такие работы как цифровой коллаж, то есть созданный с помощью графических редакторов. Цифровые коллажи Диас тоже иногда делает, но не в чистом виде: они также включают в себя бумажные «вставки». Выставлены также несколько работ, выполненных в технике фотомонтажа.

Коллажи Давесова можно также условно поделить на два типа. Текстовые – в которых есть буквы, слова, обрывки художественных и информационных текстов, взятых из полиграфической продукции, напечатанных на машинке или написанных от руки. И визуальные – где «говорят» только образы. Впрочем, есть работы на стыке: некоторые визуальные композиционно выстроены так, что создают оптическую иллюзию где–то явно, а где-то неявно считываемого слова.

Особого посыла у выставки нет. Ее цель проста — явить свое творчество миру, подытожить трехлетний опыт процесса создания коллажей, представить на суд зрителей работы, которые до этого не покидали пределы лежавшей в шкафу папки. О ее существовании и содержании раньше не знал никто, кроме родных и близких коллажиста. Изначально, как признался Диас, он вообще не задумывался о выставке, а работал исключительно для себя, в стол. 

Но когда количество коллажей перевалило полсотни и стали отчетливо проявляться разные их типы, вместе с мамой — первым ценителем его работ — они решили: нужно выставляться.


Персональная выставка Диаса Давесова «Бумажная рапсодия» продлится до 9 сентября.

Адрес: г. Шымкент, ул. Казыбек би, 13а.

График работы: понедельник-суббота с 09:00 до 18:00.

Admission is free.

Art of Her

Новостная редакция Art of Her

Recent Posts

Созданный Альянс кинематографистов Казахстана возрождает кинопремию «Тулпар»

Национальная киноакадемия, Союз кинематографистов и Лига кинематографистов объединились в Альянс кинематографистов Казахстана. Уже в этом…

August 2, 2024

Айдара Омарова назначили врио президента «Казахфильма»

Азамат Сатыбалды покинул пост главы киностудии имени Шакена Айманова. Временно исполняющим обязанности президента «Казахфильма» назначен…

August 2, 2024

Новый логотип Лондонского музея вызвал неоднозначную реакцию британцев

Лондонский музей, ранее известный как музей Лондона, представил свой новый логотип в виде белого фарфорового…

August 1, 2024

Фаррелл Уильямс предлагает вернуть конкурсы искусств на Олимпийские игры

Американский рэпер и креативный директор Louis Vuitton Фаррелл Уильямс предлагает вернуть конкурсы искусств на Олимпийские…

August 1, 2024

Более 1,5 млн зрителей посетили театры Казахстана с начала года

Всего с начала года состоялось 170 премьерных спектаклей в 57 государственных театрах страны. Об этом…

July 30, 2024

Великобритания не будет строить тоннель недалеко от Стоунхенджа

Новое правительство Великобритании приняло решение отказаться от проекта строительства тоннеля недалеко от Стоунхенджа. Проект стоимостью…

July 30, 2024