Interview

«Мы осознавали коммерческий контекст, в котором была организована выставка» — Slavs and Tatars о выставке на Asia Now

С 19 по 22 октября в Париже в девятый раз прошла ярмарка современного азиатского искусства Asia Now, в рамках которой была организована выставка «Parcours / Бағдар», посвященная текстильным практикам Центральной Азии под кураторством художественно-исследовательской группы Slavs and Tatars.

Ранее Art of Her уже публиковал обзор на выставку от кураторки Дильды Рамазан, в котором она рассказывает, почему региональная репрезентация Центральной Азии от Slavs and Tatars получилась не самой удачной.

Неделю назад мы получили ответное письмо от группы Slavs and Tatars, в котором они ответили на критику и вышли на конструктивный диалог с авторкой. Специально для Art of Her Дильда Рамазан поговорила с коллективом о прошедшей выставке, процессе отбора художников_ц и влиянии коммерческой ярмарки на экспозицию.


Ответное письмо Slavs and Tatars

В духе дебатов и диалога, который лежит в основе любой хорошей критики, мы хотели бы затронуть некоторые моменты, на которые вы ссылаетесь в статье. Прежде всего, коммерческие художественные ярмарки – это не место для размышлений и нюансов, которых, как вам показалось, не хватает нашему гостевому кураторству на Asia Now. Вы сами признали это в своей статье. На наш взгляд, ярмарки – это прежде всего акселераторы, где приоритетом является либо идентификация художника_цы, произведения искусства, его цена и доступность, либо создание сети для продвижения карьеры художника_цы. Это может показаться грубым или недостойным, но, увы, такова реальность сегодняшнего арт-рынка. Как художникам_цам, сильно интересующимся дискурсом, для которых феноменологический, эмоциональный опыт является приоритетом, нам также пришлось смириться с растущей важностью рынка и его детища – художественных ярмарок – и их ролью во вписывании работ художника_цы в историю искусства.

Главная причина, по которой мы приняли приглашение стать кураторами Asia Now, – предоставить коммерческий аналог и платформу чисто институциональному проекту, который был представлен в CHAT в Гонконге ранее в этом году и запланирован на следующий год в Центре современной культуры «Целинный» в Алматы. По таким показателям, как заметность, внимание журналистов_к, кураторов_к, коллекционеров_к к работам художников_ц и размещению работ участвующих художников_ц (как с кураторской «выставки», так и галерей, представляющих некоторых из этих художников_ц) в частных и публичных коллекциях, мы можем скромно сказать, что это был успех.

Что касается сложности и нюансов, которые мы стараемся привнести в любое взаимодействие с нашим регионом и нашу работу, гостевая общественная программа, курируемая Центром современной культуры «Целинный», предложила это в достаточном количестве. Работы историка Нари Шелекпаева, художницы Саодат Исмаиловой, не говоря уже о ведущих галереях Астаны и Алматы, среди прочих, позволили получить важное и комплексное представление об арт-сценах Центральной Азии с институциональной, академической и коммерческой точек зрения.

Ваше утверждение о том, что сопоставление «мотыльков из войлока» Назили Нагимовой с работами Асхата Ахмедьярова о трагедиях «Кантар-2022» служит только эстетизации насилия, оказывает плохую услугу работам госпожи Нагимовой. Они не являются чисто декоративными и не лишены политического значения: на самом деле, мы считаем, что сочетание их с работами господина Ахмедьярова еще больше подчеркивает символику мотылька как знаменующего трансформацию, а также гниение, что намекает на насилие, которое жители Алматы испытали в результате январских событий.

Наконец, включение работ Наззи Беглари было преднамеренным вторжением прикладного искусства в область, часто предназначенную для изобразительного искусства. Ее инсталляция, наряду с триптихом Гульнур Мукажановой, дает четкое представление о силе искусства и ремесел Центральной Азии, способных выделяться на довольно внушительном, монументальном, величественном фоне Парижского монетного двора. В дополнение к тому, что кафтаны/чапаны Диляры Каиповой были установлены в другом пространстве и с отличным освещением от того, что было у работ Наззи Беглари, была также предоставлена дополнительная информация в виде легенды и биографии каждого художника.


Почему вы решили представлять Центральную Азию на Asia Now 2023 через текстиль?

Этот проект в некотором роде является продолжением выставки, которую мы курировали в феврале прошлого года в Mill6chat (Гонконг) в учреждении, специализирующемся на сохранении и переработке текстиля. В ходе этих исследований мы заинтересовались разнообразием технологий, позволяющих производить текстиль в Центральной Азии, в частности, икатом, чей эффект мерцания, почти химерный, стал отправной точкой для метафорического исследования для нашей выставки, а также оригинальное предложение кураторки Юлии Сорокиной. Slavs and Tatars всегда интересовались ремеслами как способом отвлечь основное внимание, уделяемое художнику в западных обществах, и отделить идею новаторства от индивидуализма, столь распространенную в современном искусстве. Интересуясь текстилем, его методами производства и распространения, мы также заинтересованы в том, чтобы отвлечься от очень “изящного” взгляда на текстиль и переосмыслить их социальную и политическую роль в современном обществе.

Как проходил отбор художников и художниц, участвующих в выставке?

С 2018 года в Slavs and Tatars происходит процесс институционализации: вместе с Pickle Bar, программой наставничества-резиденциями, в которой приняли участие более 30 профессионалов из нашего региона, что также позволило нам поддерживать контакты с другими художниками_цами, и некоторые из авторов_к, которых мы пригласили к участию в выставке, уже были приглашены на предыдущий проект в Гонконге под названием «Clouds, Power and Ornament». В рамках подготовки к ней мы лично посетили мастерские художников_ц в Бишкеке, Ташкенте и Алматы в 2022 и 2023 годах, а также провели онлайн-встречи с художниками_цами из диаспор.

Как вы интерпретируете название «parcours» (parcours с французского переводится как «маршрут»)?

После нескольких предложений по названиям достаточно много раз упоминался термин «кураторский маршрут» для обозначения обстановки, в которой проходила выставка: специальный проект на ярмарке современного искусства. Этот термин также относится к пути, а также к чему-то нестатичному, расстоянию между двумя точками (входом на ярмарку и торговой частью).

В чем заключалась основная сложность этого проекта?

Найти способ придать работам их автономию в контексте очень сложной сценографии Парижского монетного двора.

В какой степени коммерческий характер ярмарки повлиял на экспозицию?

Мы с самого начала осознавали коммерческий контекст, в котором была организована выставка. Однако нам показалось важным внести более критический аспект в общественную программу. Мы пригласили Центр современной культуры «Целинный» предложить программу, касающуюся проблем искусства и культуры в Центральной Азии, проблем деколониальности. Идея заключалась в том, чтобы создать реальную платформу для обсуждения этих тем.

Как проходила работа над сценографией?

Как упоминалось ранее, приоритетом для презентации в коммерческом контексте является демонстрация работы. При условии, что это не противоречит целостности произведений и не нарушает ее. В случае с Парижским монетным двором мы можем работать только с местами, а не против мест.

Не показалось ли вам присутствие юрты на афише и на самой ярмарке экзотизирующим для образа региона ?

Учитывая дождливую погоду, порывистый ветер и периодические дожди в дни ярмарки, присутствие юрты было в основном удобным и гостеприимным. Если бы она была исключительно декоративной и не имелось бы возможности ею пользоваться, возможно, мы могли бы увидеть ее под этим углом. Но это было не так.

Обложка: Molla Nasreddin the antimodern, 2012, fibreglass, lacquer paint, steel, 180 × 180 × 80 cm. Installation view at Yinchuan Biennale, 2016.

Дильда Рамазан

арт-критикесса Art of Her

Recent Posts

Созданный Альянс кинематографистов Казахстана возрождает кинопремию «Тулпар»

Национальная киноакадемия, Союз кинематографистов и Лига кинематографистов объединились в Альянс кинематографистов Казахстана. Уже в этом…

August 2, 2024

Айдара Омарова назначили врио президента «Казахфильма»

Азамат Сатыбалды покинул пост главы киностудии имени Шакена Айманова. Временно исполняющим обязанности президента «Казахфильма» назначен…

August 2, 2024

Новый логотип Лондонского музея вызвал неоднозначную реакцию британцев

Лондонский музей, ранее известный как музей Лондона, представил свой новый логотип в виде белого фарфорового…

August 1, 2024

Фаррелл Уильямс предлагает вернуть конкурсы искусств на Олимпийские игры

Американский рэпер и креативный директор Louis Vuitton Фаррелл Уильямс предлагает вернуть конкурсы искусств на Олимпийские…

August 1, 2024

Более 1,5 млн зрителей посетили театры Казахстана с начала года

Всего с начала года состоялось 170 премьерных спектаклей в 57 государственных театрах страны. Об этом…

July 30, 2024

Великобритания не будет строить тоннель недалеко от Стоунхенджа

Новое правительство Великобритании приняло решение отказаться от проекта строительства тоннеля недалеко от Стоунхенджа. Проект стоимостью…

July 30, 2024