Articles

Кураторы Данагуль Толепбай и Анвар Мусрепов ответили на основные вопросы о национальном павильоне Казахстана

В редакцию Art of Her пришло письмо от кураторов национального павильона Казахстана на 60-й Венецианской биеннале Данагуль Толепбай и Анвара Мусрепова, в котором они ответили на основные вопросы нашего предыдущего материала: как проходил отбор художников, занимались ли кураторы кумовством и кто финансирует национальный павильон страны?

Публикуем полное письмо.

Исходя из основной темы «Иностранцы повсюду», мы определили концептуальную рамку обозначенную темой Jeruiyq. Провели исследование и поиск релевантных проектов и художников, отражающих ключевые направления, описанные в нашем пресс-релизе: утопия, футуризм, космизм, модернизм, деколониальность, трансцендентное. Эти направления стали основой кураторского исследования и анализа художественной практики различных авторов в контексте вышеупомянутых тем. 

При селекции работ ключевым критерием было представление художников, ранее не выставлявшихся на Венецианской биеннале. Куратор основной программы биеннале, Адриано Педроса, анонсировал, что в этом году в спотлайте будут художники модернисты стран Большого Юга. Хотя географически мы не относимся к этому региону напрямую, основная цель такого фокуса заключается в переосмыслении европоцентричной истории модернизма, учитывая разнообразие темпоральностей и развитие этого течения в различных культурных контекстах и странах. 

В рамках этой темы мы выбрали Ерболата Толепбая, одного из наиболее выдающихся казахстанских художников-живописцев, ассоциируемого с модернизмом в локальном контексте и отражающего в своих работах темы идентичности и духовности. Толепбай является кавалером ордена искусства и литературы Франции, он пишет живопись уже на протяжении полувека, самостоятельно курируя и финансируя собственные персональные выставки, которые проходили в более 35 странах. 

В молодости он был активным участников политического движения за независимость Казахстана, многие его полотна того времени демонстрируют меланхолию и разочарование в советской идеологии. Данагуль Толепбай, действительно является куратором и дочерью Ерболата Толепбая из известной династии художников. Токболат Тогузбаев, заслуженный классик казахстанского искусства, является братом Ерболата Толепбая. На протяжении нескольких поколений в этой семье воспитывались ценности приверженности к развитию казахстанского искусства, которые служат фундаментом для многих инициатив, среди которых также и проект выставки павильона Казахстана в 2024 году. 

Это решение было одобрено комитетом биеннале летом 2023 года, поскольку выставка не является коммерческим проектом и имеет целью представление достижений искусства Казахстана. В настоящем времени и в истории искусств мы можем найти множество примеров, когда, сохраняя преемственность, дети продолжали развитие культурного наследия своих родителей, что является не конфликтом интересов, а особой миссией, устанавливающей связь между поколениями и развивающей тему преемственности к искусства. 

Осознавая ответственность культурной репрезентации Казахстана на международной художественной сцене, одной из главных кураторских задач, которую мы поставили перед собой в данном проекте, была идея стимулировать локальное художественное движение к поиску новых нарративов, отходу от шаблонных и колониальных концепций, задать импульс для воображения собственного видения футуризма, утопии и космизма. Отталкиваясь от этого, для нас было важно установить хронологию утопической и футуристической истории мысли в казахстанском искусстве. 

Один из самых ранних образов, созданных в 1970-х, был триптих Камиля Мулашева, футуристическая утопия, представляющая Казахстан будущего. Сегодня, спустя полвека, когда мы начинаем диалог об освобождении воображения, необходимости формирования собственного видения об утопиях и будущем, это произведение имеет особое значение с точки зрения установления хронологии. 

Безусловно, мы готовы сказать, что тот список произведений и художников, который мы рассматривали в рамках обозначенной темы, претендует на то, чтобы создать большую коллекцию или даже целый футуристический музей тысячи утопии в визионерских работах казахстанских художников из разных поколений. Однако, отталкиваясь от площади и других, в том числе практических и административных вопросов, мы выбрали ключевые произведения, отражающие обозначенную тему. 

К сожалению, на сегодняшний день мы можем сказать, что в современной культуре Казахстана тема воображения о будущем и научная фантастика все еще находится на этапе зарождения. Как освободить наше воображение от внешних штампов и шаблонов и изобрести свое уникальное видение? Наш проект не отвечает утвердительно на этот вопрос, но артикулирует через историю мысли в казахстанском искусстве. 

Произведение Сергея Маслова «Байконур-2» было одним из первых, задействующих новые медиа, в частности, цифровые иллюстрации на Photoshop в локальном искусстве, что на тот момент было безусловно новаторским решением. Мы также готовы сказать, что это произведение является одним из первых проектов, открывающих перспективу для объединения казахской культуры и такого жанра, как science fiction. 

Продолжая разговор о мастерах казахстанского искусства, тема видения будущего в формах, рассматривающих топологические пародоксы или проект архитектуры-трансформера для жизни на других планетах, эта хронология безусловно не полноценна без художника и архитектора Сакена Нарынова, который, к большому сожалению, скончался в 2023 году и не застал свое первое участие на Венецианской биеннале, чего он безусловно желал на протяжении жизни. 

The 2vvo, тандем молодых художников из Алматы, уже достаточно продолжительное время фокусируется в своей практике на экспериментальных подходах к звуковому искусству, что для локального контекста является уникальным отличием, ввиду не развитой дисциплины саунд-искусства. The 2vvo часто обращаются к темам, связанным с культурой Центральной Азии, представляя проекты в Европе и США. Их проект «Присутствие», созданный на основе технологии искусственного интеллекта, воплощает цифровую «сущность», которая исполняет горловое пение, генерируя звук в режиме реального времени на многоканальной аудиосистеме. 

Видеопроизведение Анвара Мусрепова, над которым он работал последние три года, стало частью проекта в ходе рассмотрения множества других примеров видеоискусства с момента его появления и до настоящего времени, руководствуясь в первую очередь релевантностью по отношению к обозначенной теме выставки. В международной практике действительно существует такой подход, который называется self-curated, когда художники и кураторы размывают границы между этими направлениями, не замыкаясь в одной эпостаси – либо художник либо куратор. 

Проект Анвара был создан полностью за счет самого художника, как и все другие проекты, представленные на экспозиции. В отношении вопроса финансирования, который также был озвучен в публикациях портала Art of Her, проект павильона Казахастана поддержан частными и корпоративными спонсорами. На данный момент мы продолжаем фандрайзинг и ведем переговоры с несколькими потенциальными партнерами. 

Только часть наших коллег из других 90 стран участниц, объявляли open call, в остальных павильонах художники были отобраны кураторами. Проведение открытого конкурса остается на усмотрение организаторов и не является правилом со стороны биеннале. В нашем случае, как и в первом павильоне, отбор происходил на основе кураторского видения, учитывая лимитированные сроки и многоэтапные трехсторонние согласования. 

Мы также ведем работу по инициативе долгосрочного регулярного павильона Казахстана, что создаст устойчивое развитие и позволит стране иметь культурное представительство в Венеции. Регулярное пространство может быть задействовано под проведение мероприятий, форумов и выставок не только в рамках художественной биеннале, но и круглогодично, охватывая архитектурную и театральную биеннале, а также венецианский кинофестиваль.

Кураторы официального павильона Казахстана
Данагуль Толепбай
Анвар Мусрепов

Art of Her

Новостная редакция Art of Her

Recent Posts

Созданный Альянс кинематографистов Казахстана возрождает кинопремию «Тулпар»

Национальная киноакадемия, Союз кинематографистов и Лига кинематографистов объединились в Альянс кинематографистов Казахстана. Уже в этом…

August 2, 2024

Айдара Омарова назначили врио президента «Казахфильма»

Азамат Сатыбалды покинул пост главы киностудии имени Шакена Айманова. Временно исполняющим обязанности президента «Казахфильма» назначен…

August 2, 2024

Новый логотип Лондонского музея вызвал неоднозначную реакцию британцев

Лондонский музей, ранее известный как музей Лондона, представил свой новый логотип в виде белого фарфорового…

August 1, 2024

Фаррелл Уильямс предлагает вернуть конкурсы искусств на Олимпийские игры

Американский рэпер и креативный директор Louis Vuitton Фаррелл Уильямс предлагает вернуть конкурсы искусств на Олимпийские…

August 1, 2024

Более 1,5 млн зрителей посетили театры Казахстана с начала года

Всего с начала года состоялось 170 премьерных спектаклей в 57 государственных театрах страны. Об этом…

July 30, 2024

Великобритания не будет строить тоннель недалеко от Стоунхенджа

Новое правительство Великобритании приняло решение отказаться от проекта строительства тоннеля недалеко от Стоунхенджа. Проект стоимостью…

July 30, 2024