Interview

Искусство и наука: интервью с лекторами Yemaa Artist Residence

В Атырау, в Центре современной культуры YEMAA, продолжает проходить вторая летняя резиденция для современных художников_ц YEMAA ARTIST RESIDENCE.

Институция вносит значительный вклад в развитие западно-казахстанского современного искусства и старается создать среду, в которой художники_цы смогут свободно экспериментировать с новыми медиа и традиционными методами, а также обмениваться идеями для реализации своих проектов. Одной из центральных задач команды YEMAA стало создание платформы для взаимодействия науки и искусства. Главной темой этого года является «Пятый элемент», в рамках которой участники_цы резиденции раскроют и покажут взаимодействие искусства, философии и науки с природными процессами. Особое внимание будет уделено наблюдению за растительным и животным миром реки Жайық.

Кураторки резиденции разработали специальную образовательную и исследовательскую программу, в которой принимают участие лекторы и менторы из различных сфер научной и художественной деятельности.

Art of Her поговорил с лекторами резиденции Дауреном Калиаскаром и Дмитрием Мельниковым о симбиозе науки и искусства, проблемах сохранения природы и о ролях постколониальной теории в будущем.


Даурен Калиаскар, магистр почвоведения (Канада), выпускник президентской международной стипендии «Болашак». Даурен имеет более десяти лет опыта в аграрной науке, а также является лауреатом ряда грантов, наград и премий.

Фото предоставлено Yemaa Artist Residence

Расскажите пожалуйстапочему тема резиденции Вам отозвалась, и чем Вы сейчас занимаетесь

Мне интересны биология, искусство, наука и ремёсла. Я посещал художественную школу и очень сильно увлекался биологией. Именно поэтому симбиоз науки и искусства в резиденцииYemaa меня заинтересовали. Сейчас я являюсь студентом в университете Альберта в Канаде. В течение 4-х лет я планирую изучать проект по восстановлению пастбищ методом внесения различных препаратов, в том числе и микроорганизмов, или посевом диких дикорастущих растений, которые раньше были на этих пастбищах. 

Насколько сложно Вам было давать лекции о разных направлениях биологииучитывая что Ваша специализация  почвоведение

Да, я не биолог, но, как и упоминал ранее, с детства очень сильно увлекался биологией. Моя семья имела отношение к агрономии, почвоведению и зоотехнике. Участие в биологических олимпиадах в школе, чтение книг и просмотр фильмов по этой теме усилили этот интерес. Меня привлекала история развития наук, в том числе и биологии. У нас мало отражено влияние Аристотеля и Аль-Фараби на развитие мировой науки. Изучение истории науки также позволило понять то, как на протяжении 2000 лет менялись методы и подходы к изучению дисциплин. Я также изучал различные аспекты биологии, от ботаники до микробиологии и биогеохимических процессов в почве, что дало мне более широкий обзор.

Это Ваш первый опыт участия в арт-резиденцииПоделитесь, пожалуйста, Вашим опытом взаимодействия с искусствомВы показывали ребятам на лекциях примеры междисциплинарных работ biological art. Как Вы думаетекакое будущее у таких междисциплинарных проектов?

Да, это мой первый опыт участия в резиденции лектором. До этого я участвовал в art and scienceкак резидент. Искусством я также увлекался с детства: делал скетчи, графические наброски. В науке мы часто делаем презентации, для которых также требуется подача материала в красивой форме. Я старался объяснять сложные природные процессы визуализацией. Я думаю, что биоарт имеет большой потенциал, потому что это возвращение к истокам, как в эпоху Возрождения, где не было разделения на ученых и художников. Обычно они использовали схожие или совместные методики изучения мира. То же самое мы используем в биоарте. 

Учёные уходят от сухого академического стиля в исследовании к более абстрактному мышлению. Таким образом Леонардо да Винчи придал новое дыхание науке, дал идеи, которые стали толчком развития анатомии, потому что он много рисовал.

Перейдём к Вашим интересамРасскажитекакие темы  Вас сейчас волнуютнад чем Вы работаете в данный момент

Мне тяжело ответить на этот вопрос, потому что меня интересуют разные области, начиная с почвоведения. Как можно бороться с эрозией почв?  В Казахстане это трудно решить, потому что у нас слабо развито законодательство по защите почв, нет особенного контроля над правильным использованием этого ресурса. Также меня интересует история науки, в том числе история почвоведения. Помимо этого, я буду заниматься исследованиями в рамках докторантуры, она будет длиться 4 года в Канаде с полным финансированием со стороны университета. В Альберте почвы аналогичны почвам в Северном Казахстане. На севере хотят восстановить почвы, которые раньше использовали для пахоты или как пастбища, но почва, на которой долгое время пасся скот, разрушается, и я буду изучать вопрос о том, как восстановить ее посевом дикорастущих аборигенных растений и как это повлияет на микрофлору и микроорганизмы.

Тема Вашей финальной лекции  «Почвеведение — рациональное использование ресурсов». Мы знаемчто Вы очень много работали в полев аграрной промышленностив агропромышленном сектореРасскажитев качестве кого Вы работали  и что вообще происходит в нашей стране, какова стратегия планирования?

За последние 3 года я один семестр проработал ассистентом кафедры почвоведения в университете имени Сакена Сейфуллина. Затем я работал в национальном центре, в Степногорском отделении биотехнологий. Перед тем как поступить в докторантуру, я работал в частной компании КСФ, которая производит биопрепараты для сельского хозяйства.

В университете я давал курс лекции по почвоведению, но видя слабое развитие  инфраструктуры университета и отсутствие интереса со стороны руководства в развитии кафедры, я ушел в институт биотехнологий. Там была молодая команда учёных, которая занимались разработкой биопрепаратов для нужд сельского хозяйства. Я участвовал в проекте по сохранению продуктов овощеводства, например моркови. Мы решали проблему долгосрочного хранения моркови на складах. Команда изучила почвенные микроорганизмы, и вывела препарат на основе микроорганизмов, выделяющих токсины, которые вредны для бактерий и безопасны для людей. Этот препарат используется и по сей день. Частью моей работы было проведение опытов на различных культурах растений и на разных участках и полях по всему северному Казахстану, Акмолинской области и Костанайской области.

Одна из основных проблем Казахстана в агропромышленной сфере заключается в неразрешимости вопроса о правах на земельные участки, в том числе в том, что большинство земель арендуется на срок 49 лет. Если бы люди знали, что это их земля, передающаяся из поколения в поколение, то и отношение к использованию ресурсов, забота и уход за участками изменились бы в лучшую сторону, а экологическая система Казахстана была бы более стабильной. Нужно менять подход к тому, как использовать земельные ресурсы. 

Почему кочевой метод использования земли оказался более эффективным? Потому что у нас степной ландшафт и мало осадков, много ветров, и если каждый раз пахать землю, почва будет подвержена ветровой или водной эрозии. У нас плодородный слой 20-30 см, и чтобы его набрать, почве нужна не одна сотня лет, а при кочевом скотоводстве земля не использовалась на протяжении полного периода и не все участки использовались. Был баланс потребления ресурсов.

Во времена освоения целины уменьшение поголовья скота и увеличение пахотной земли какое-то время позволяло получать высокий урожай. Однако, сейчас мы видим последствия не совсем правильного использования земли. У нас до сих пор бывают пылевые бури, которые уносят посевной материал, как в прошлые года.

Я считаю, что биоарт особенно актуален сейчас, когда существует много проблем с экологией, таких как Арал, или надвигающиеся проблемы с Каспием и Балхашом. Эти проблемы нужно донести до граждан Казахстана и вовлекать большие массы людей в защиту природы. Я рад, что резиденция выбрала эту тему.

В целом сейчас наблюдается взаимосвязь всех сфер жизни. На примере реки Жайык в Атырау: идёт обмеление и, соответственно, страдает не только человек и его хозяйство, страдают также животные и растения, в целом все организмы, которые живут в этой экосистеме. Существует множество тем, которые могли бы быть интересны художникам. Проблемы Каспия, исчезновение Золотоордынских городов, проблемы с миграционными птицами – все это может послужить темой для биоарта.


Дмитрий Мельников, магистр в области евразийских исследований (Nazarbayev University), магистр философии (ЕНУ им. Л. Гумилева). В настоящее время PhD-кандидат на факультете религии и теологии Свободного Университета Амстердама (Нидерланды). 

Фото предоставлено Yemaa Artist Residence

Расскажите, пожалуйстапочему тема резиденции отозвалась Вам и чем Вы сейчас занимаетесь

Да, действительно тема резиденции очень интересна. Она сразу меня заинтересовала. Я думаю,вопрос изменения и понимания природы, окружающей действительности очень актуален. Мы живём в такое время, когда меняется научная парадигма, видим последствия экологического кризиса. Эти и другие причины приводят нас к мысли о том, что нужно менять наше мышление и поведение. Всё начинается с того, как мы понимаем природу, окружающую действительность.И возникает вопрос, почему наше понимание природы привело нас к такому хищническому отношению к ней? Что было не так с нашем пониманием окружающей действительности? И что было нет так с проектом науки, который появился в новое время и принёс много результатов для развития нашей цивилизации, но между тем привел нас к глубокому кризису. Тема «Пятый элемент» ставит вопрос таким образом, что в нашем понимании природы есть возможности, которые мы, вероятно, упустили. Это интересная сфера, где можно находить новые смыслы и новые решения. И это связано с моими научными интересами и тем, чем я занимаюсь в философии.

В частности, меня очень интересует тема пространства. Пространство – это базовая матрица нашего опыта, во многом то, как мы понимаем мир и природу. Сама идея природы тесно связана с идеей пространства. В новое время появилась идея гомогенного объективного пространства и именно так мы начали понимать природу. Она перестала быть по-настоящему живой и стала объектом для манипуляций. Я думаю, что нам нужно изменять наше понимание пространства, как чего-то однородного, изменив тем самым и наш подход к природе.

Каковы общие современные проблемы философииСамые популярные темы среди исследователей

Философия очень обширна и разнообразна, поэтому сложно обобщить. Сейчас очень важна тема, связанная с постгуманизмом, мысли и их исследования. В целом это означает, что мы отказываемся от традиционной модели мира, где в центре стоит человек и все сводится к нему.Ведь только человек обладает сознанием, а значит только человек является деятелем в подлинном смысле этого слова. Человек решает все, и только он представляет ценность. Впостгуманизме происходит отказ от этой идеи. И это приводит к тому, что мы признаем, что мир живого тоже состоит из разных агентов (агент в философии – это тот, кто может действовать). Что не только человек может действовать, коммуницировать и познавать, но и весь мир живого пронизан этим. И мы должны уметь вступать во взаимодействие и строить свою реальность с другими нечеловеческими существами. Я думаю, что тема арт-резиденции очень хорошо согласуется с этим современным направлением мысли. И это одна из причин, почему меня сразу заинтересовала резиденция «Пятый элемент». 

Это Ваш первый опыт участия в арт-резиденцииПоделитесь Вашим опытом во взаимодействии с искусством

Да, это мой первый опыт участия именно в арт-резиденции. Я, конечно, слышал об их существовании, но наша арт-резиденция, которая сейчас проходит в Атырау, не совсем типична. Это довольна большая образовательная программа. И мне очень нравится этот формат. Арт-резиденция – это вообще очень интересно. Я, например, работаю с художниками. Они думают о возможных проектах, и эта междисциплинарность очень важна. По поводу взаимодействия с искусством – такой опыт у меня есть. Мне очень интересно искусство, особенно современное.

Какое место в мировом общественном диалогев академии занимает современное искусство?

Современное искусство мне интересно, потому что это – авангардная сфера мысли и опыта. Современное искусство очень концептуальное, очень философское. Оно похоже на философию, причем нередко современные художники ставят философские эксперименты над действительностью. Часто современное искусство – это попытка увидеть структуру, границы,пределы реальности, того, что мы считаем реальным и понять, почему это так. Современные художники ищут ответ на вопрос «А можем ли мы по-другому мыслить реальность или какие-то конкретные объекты»? Они меняют наше видение, экспериментируют с устоявшимися взглядами, структурами. На мой взгляд, это очень философская задача и мне это интересно. Дело в том, что если философия этим занимается концептуально, в форме рационального мышления, то художники имеют свой арсенал, могут быть использованы различные медиа, создается произведение, которое имеет какую то материальность – все это делает современное искусство такой важной формой мышления о вопрошании и деконструировании мира и построении альтернатив нашего понимания. Также я хочу отметить, что в нашей арт-резиденции происходит диалог между искусством и наукой (art and science). Если мы возьмем естественные науки, которые традиционно исключали из себя воображение: сейчас, в ситуации пересмотренной научной парадигмы, возникают формы мышления, которые считают, что воображение в науке вполне допустимо, что ученый может что-то понимать через воображение. Это открывает огромное, интересное и до конца не понятое пространство взаимодействия между наукой и искусством, но и, вместе с тем, с различными духовными практиками, практиками изменения сознания, со всеми традициями и эндогенным знанием, которое было во многих традиционных культурах, в шаманизме. Благодаря открытости искусству, воображению и духовному опыту наука радикально меняется.

Дмитрий, над чем Вы работаете в данный момент?

У меня разные интересы в разных сферах. Мне кажется, что это хорошо и плодотворно для исследователя гуманитарных наук, но основное направление моих исследований связано с моей диссертацией. Это исследование трансцендентного, или изменение понимания трансцендентного в современной культуре. Трансцендентное – это идея о том, что есть некая область реальности, которая находится вне опыта, который мы получаем через органы чувств. Я исследую, как меняется понимание образов трансцендентного. Это новые направления мысли, новые исследования, практики в философии и искусстве. Думаю, что тема трансцендентного очень важна, потому что она связана с вопросом открытости нашего мышления и тем, как мы понимаем наш собственный опыт и насколько мы можем быть другими. Для меня тема трансцендентного непосредственно связана с вопросом освобождения нашего мышления, расширения нашего опыта, возможности каких-то новых перспектив. Это специфическая и очень глубокая тема, поэтому, если говорить о ней более детально, это требует времени.

Недавно в издательстве «Целинный» у Вас вышел сборник «Казахстан, лабиринты современного постколониального дискурса»Чему он посвящен

Это долгожданное событие для нас, для коллектива авторов этого сборника. Сборник посвященважной, как мы считаем, для казахстанских социальных и гуманитарных наук, теме применения постколониальной теории. В казахстанском сборнике мы исходим из того, что колониальность,постколониальное состояние, деколониальность – все эти понятия могут иметь несколько разные смыслы. Они по-разному приложимы к разным контекстам, потому что сама история колонизации и колониальности была очень многогранной. Нельзя взять идеи классиков постколониальной теории и применить их ко всем странам и их контекстам, поскольку мы должны учитывать, что процессы шли по-разному в разных частях мира. Для нас важно понять, как мы можем говорить о колониальности, постколониальности и деколонизации относительно Казахстана, потому что наша ситуация безусловно отличается от каких-то классических постколониальных ситуаций, как например в Индии или в странах Африки. Нам интересно было посмотреть на культурный материал и увидеть, как процессы переосмысления колониальности происходят у нас. Моя глава  посвящена современной литературе Казахстана. Я исследую произведения современных авторов, пишущих на русском языке. Я пришел к выводу о том, что казахстанские писатели и поэты глубоко и интересно рефлексируют на эту тему. Во многом потому, что это их собственная ситуация. Это авторы поколения, которое возникло после Советского Союза, примерно в 2000–2010-е годы. Они переживали процесс изменения идентичности, им важно было понять, каково их место в рамках казахстанской, казахской культуры.

Как Вы думаетекакой будет роль постколониальной теории в будущемв общественном диалоге и в строгих академических кругах?

Мы знаем, что сейчас в мире, в социальных и гуманитарных науках, темы постколониальности и деколонизации очень важны. Это один из главных подходов, это угол зрения, который соответствует современному взгляду на мир, общество и культуру. Для меня, как для философа, постколониальная теория не сводятся только к политическим вопросам, тем более что мы здесь говорим о колониальности – а это, прежде всего, некоторое состояние мышления, ситуация в области знания культуры, зависимости, перосмысления этой зависимости, поиска своей идентичности и так далее. Эта сфера намного шире, чем лишь политический вопрос. Постколониальные исследования интересны мне своей философской составляющей. Прежде всего, это касается эпистемологии – теории познания. Это связано с переосмыслением модерна. Модерн, или эпоха Нового времени – это период с 16-го века, который охватывает очень большой проект западной цивилизации по созданию эффективного высокотехнологичного общества. У этого проекта была темная сторона – колонизация и разрушение природы.  Мы живем в такое время, когда восхищение результатами модерна и эйфория от тех достижений, к которым привела наука и высокотехнологичная цивилизация, уже прошли. Нам нужно понять негативные последствия этой эпохи. Поэтому мы говорим о необходимости нового понимания природы, поэтому мы думаем о деколонизации. Темная сторона модерна была связана с определенным типом познания, который был назван единственно верным и объективным, а все остальные типы познания, – обобщенно они называются эндогенным или традиционным знанием, например анимизм или магия – были объявлены ненаучными. Мы стремимся признать глубокий смысл эндогенного взгляда на мир, в том числе всех традиционных практик и различных форм познания. Более того, современная наука приходит к этому. Современная наука меняется и открывает удивительные вещи. Например то, что растения издают определенные звуки, находятся в постоянной коммуникации. Шаманы многих народов говорили, что растения поют. Когда-то эти идеи воспринимались как фантазии, как явное заблуждение. Вообще постколониальная ситуация очень сложна, здесь очень важно не впадать в дуализм, в плохое или хорошее. Постколониальность – это ситуации смешения, когда колониальное и, условно говоря, колонизаторы смешались с колонизуемыми. Когда сложно отличить одно от другого. Поэтому я думаю, что постколониальные исследования – это важная сфера, связанная с фундаментальными изменениями и переосмыслениями в науке мира живого, а также нахождением невероятных перспектив. Этим и актуальна тема арт-резиденции «Пятый элемент». 

Art of Her

Новостная редакция Art of Her

Recent Posts

Созданный Альянс кинематографистов Казахстана возрождает кинопремию «Тулпар»

Национальная киноакадемия, Союз кинематографистов и Лига кинематографистов объединились в Альянс кинематографистов Казахстана. Уже в этом…

August 2, 2024

Айдара Омарова назначили врио президента «Казахфильма»

Азамат Сатыбалды покинул пост главы киностудии имени Шакена Айманова. Временно исполняющим обязанности президента «Казахфильма» назначен…

August 2, 2024

Новый логотип Лондонского музея вызвал неоднозначную реакцию британцев

Лондонский музей, ранее известный как музей Лондона, представил свой новый логотип в виде белого фарфорового…

August 1, 2024

Фаррелл Уильямс предлагает вернуть конкурсы искусств на Олимпийские игры

Американский рэпер и креативный директор Louis Vuitton Фаррелл Уильямс предлагает вернуть конкурсы искусств на Олимпийские…

August 1, 2024

Более 1,5 млн зрителей посетили театры Казахстана с начала года

Всего с начала года состоялось 170 премьерных спектаклей в 57 государственных театрах страны. Об этом…

July 30, 2024

Великобритания не будет строить тоннель недалеко от Стоунхенджа

Новое правительство Великобритании приняло решение отказаться от проекта строительства тоннеля недалеко от Стоунхенджа. Проект стоимостью…

July 30, 2024