В эпоху пост/метамодерна, где традиционные границы искусства рушатся, диджитал-арт возникает как неоднозначный феномен, полный отсылок к различным художественным течениям. Он становится мостом между прошлым и будущим, объединяя в себе элементы классической эстетики, плоскостных экспериментов и передовые цифровые технологии.
Одним из фундаментальных аспектов творчества визуальных художников является способность переосмыслить и подвергнуть сомнению традиционные представления об искусстве с помощью графического дизайна, видео и фотоэкспериментов. Влияние постмодернизма прослеживается в игре с различными стилями, цитатами и отсылками, которые заполняют цифровые полотна. Художник не ограничен техникой, материалами и может воспроизводить диалог с прошлыми эпохами, концепциями и системами через удобный ему формат.
Искусствовед Александра Кудряшова специально для Art of Her рассмотрела работы молодой художницы Эльвиры Акатьевой и попыталась разобраться в её визуальной практике диджитал-арта.
Эльвира Акатьева – художница, чье творчество находится на пересекающейся плоскости диджитал-арта и графического дизайна, является вдохновляющим проявлением синтеза эстетических принципов и передовых технологий. Ее произведения обладают не только визуальной привлекательностью, но и глубиной содержания, раскрывающей исследование возможностей искусства и рефлексией о собственном существовании и мыслях.
Взглянув на произведения художницы, мы замечаем, что она разными методами исследует возможности цифровых технологий, чтобы создать абстрактные композиции и зафиксировать свои размышления. Сочетание формы, цвета, шрифта и текстуры формирует гармоничные и сложные визуальные структуры, которые приковывают внимание зрителя и углубляют его восприятие. Использование диджитал-арта позволяет художнице освободиться от физических ограничений и смело экспериментировать с различными эффектами, добавляя в произведения концептуальные формы и многомерность.
Одна из работ Эльвиры Акатьевой заключается в информировании людей о расстройстве аутистического спектра (РАС). Само произведение представлено в виде коробок, на которые нанесены иллюстрации и изображения. Эти коробки являются не только распространенным способом борьбы с неорганизованностью, но и символическим представлением внутреннего мира человека в спектре аутизма. Они приглашают зрителя заглянуть за поверхность и раскрыть необыкновенный внутренний мир и иной способ мышления.
В работах Эльвиры Акатьевой также прослеживается постмодернистский подход, который характеризуется игрой с субъективностью и бессмысленностью. Художница экспериментирует с символами и ассоциациями, позволяя различным интерпретациям пересекать границы традиционных художественных жанров и стилей. Это могут быть шрифтовые работы, коллажи с использованием простой геометрии и ее деформации, случайные фото и игра слов/изображений.
Ее работы располагают к размышлениям о проблемах современного искусства, в особенности к эссе Вальтера Беньямина «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости» (1936), когда стирается грань между классическим восприятием эстетического опыта и новыми способами популяризации искусства, элементами поп-арта и дадаизма. Это становится похоже на зеркало современной культуры, полной ярких беспорядочных осколков прошлого и сложных цветовых взаимосвязей, вызывая у зрителя вопросы и наблюдения о представлениях и уже собственном эстетическом опыте.
Например, «Спекулятивное абстрактное дизайн-искусство». В этом проекте она стремится найти и исследовать границу между графикой и искусством. Ассоциативно сразу можно вспомнить Анри Матисса и его знаменитые коллажи-аппликации, которые со временем изменили восприятие зрителей в ХХ веке своими революционными экспериментами с плоскостью. Или Казимира Малевича с его размышлениями о природе, космосе и метафизике формы, создание так называемых «цветоформ», которые без повествовательного содержания уже несут в себе идею.
Глубина диджитал-арта и заключается в его способности разрушать и восстанавливать смыслы, объединять противоположности и играть с иронией. Эльвира Акатьева использует композиционные приемы, монтажные техники и цитирование других произведений (прямо или косвенно), создавая многогранные работы, которые становятся чистым пространством для интерпретации.
«Визуальные образы – это мой способ мыслить, мне важно не только говорить с людьми на конкретные темы, но также дать возможность каждому увидеть в моих работах свой смысл. Я не настаиваю на определенной идее, которую хочу донести, мне важно дать пространство выбора, в котором зритель через внутренние ассоциации найдет свои ответы», – говорит художница.
Её творчество представляет собой уникальное сочетание диджитал-арта и графического дизайна, обогащенное глубиной и символической значимостью. Ее произведения удивляют своей визуальной привлекательностью и эстетической сложностью, в то же время заставляют зрителя почувствовать себя вовлеченным в игру и рассмотреть собственные представления о современном искусстве. И, что очень важно, открывают новый спектр восприятия, расширяя наше понимание визуальной эстетики и возможностей технологий.
1 Comment
Такаси Мураками боится, что его заменит ИИ
Лондонская Национальная портретная галерея открылась после трехлетней реконструкции