Interview

Дана Бектаева: «Я – «маньяк» казахских ковров!»

Ковроткачество считается одним из древних ремесел восточных народов, включая и центрально-азиатский регион. За долгую историю, ремесло ковроделия прошло путь от практического изделия до объекта высокого искусства с сакральными смыслами. У каждого народа свои секреты и тайны этого сложного мастерства, которые передаются из поколения в поколения.

Известная собирательница, ценительница и исследовательница казахских ковров, обладательница самой большой их коллекции в мире, шымкентка Дана Бектаева уже много лет продвигает идею открытия в Казахстане музея ковра. В разговоре с автором Art of Her Лаурой Копжасаровой, она рассказала, с чего началось ее увлечение коврами, что они значат в ее жизни, как бизнес на коврах превратился в их популяризаторство, что из себя представляет ее коллекция и почему нам обязательно нужен музей ковра.


Дана, расскажите, с чего все началось?

Когда начинаешь говорить о взрослом человеке, всегда отправляешься в детство. Первые мои детские воспоминания связаны с коврами – помню, как моя аже – прабабушка – всегда сидела и сучила нити. В детстве нас часто отправляли в аул, и я видела, как на моих глазах красили шерсть, потом растягивали и ткали ковры. Один раз, когда мне было пять лет, мне даже позволили соучаствовать в этом процессе – мне достался край изделия. 

Детский образ ковров как какой-то сказки, красоты, с тех пор жил во мне всегда и, наверное, вел меня по жизни, просто я этого не осознавала. И вот получилось так, что последние годы жизни я только и занимаюсь коврами.

Когда Вы решили ими заняться?

После того, как вернулась в Казахстан в 2015 году, прожив до этого много лет в разных зарубежных странах. Прожитую мною до этого жизнь легкой не назовешь. Мечтала поступить на юрфак, но так как раньше в Шымкенте такого факультета не было, по настоянию мамы пошла учиться в медицинский вуз. Училась прекрасно, уважала благородство профессии врача, но чувствовала, что это не мое. 

Потом был выезд за границу. Живя долгие годы в разных странах, я была не просто домохозяйкой, а читающей домохозяйкой. У меня было время для познания, и я никогда не сидела просто так, все время что-то изучала. Вообще я всегда много читала с детства.

Одним из переломных моментов в моей жизни, который напрямую повлиял на мой интерес к коврам и их понимание, стал период серьезных духовных поисков, после того, как в 2008 году у меня родился особенный ребенок. Была тяжелейшая ситуация, голова разрывалась от вопросов: почему, за что, как так?! И я стала изучать все подряд – тенгрианство, историю, астрологию, таро. 

Был период, когда я писала сказки (публиковалась под псевдонимом Дана Эрик – авт.). Это было обращение к внутреннему ребенку каждого человека. Ковры пришли в мою жизнь уже после сказок, и это был несколько витиеватый путь. Важной отправной точкой стало возвращение в отчий дом – кара шанырак. В 2015 году я переехала жить в квартиру, в которой выросла, в которую мы въехали с родителями в 1982 году. Жизнь «покрутила» меня и вновь вернула сюда уже взрослой женщиной. 

И вот, когда я увидела много лет спустя свой родной двор, я была поражена разрухой, бардаком, ужасным видом – в моем понимании. И мне захотелось украсить все вокруг, создать сказку. Видимо, мною двигало обостренное чувство красоты. И начались преобразования. 

Сначала это было спиленное дерево, корни которого разрослись настолько, что выходили на дорогу. Потом я разбила во дворе сад. Потом начала украшать подъезд. Каждый раз был какой-то маленький шаг, маленькое действие по пути к красоте. Со временем ко мне подтянулись соседи, они тоже стали что-то менять в окружающем пространстве. 

В пылу очередных преобразований мне захотелось разрисовать заборы казахскими узорами, но я не могла их найти. В то время я как раз начала задумываться о занятии бизнесом. Когда я спросила себя, что мне нравится, в голову сразу «залетел» ковер. Я решила заняться таким бизнесом и стала целенаправленно искать информацию о коврах. Получается, что все жизненные обстоятельства складывались так, чтобы я начала заниматься коврами. 

С какого года Вы стали собирать ковры? 

Примерно с 2017 года, как раз с началом бизнеса. Причем, если до этого я покупала ковры, которые мне просто нравились, для себя, для дома, то когда это стало серьезным бизнесом, пошел уже избирательный отбор. Я стала ориентироваться на добротность, качество вещи, уникальность, возраст.

Бизнес заключался в том, чтобы покупать рукодельные ковры и выставлять их на продажу?

Да. И если мне приходилось продавать некоторые интересные вещи, потом было как-то тяжело на душе. Конечно, надо выживать, кормить семью – все это понятно, это необходимость. Я вложила в дело огромные средства, были проданы квартиры, истрачены сбережения, взяты заемные средства, иногда сюда уходили все деньги из домашнего бюджета. Но все-таки я решила, что большую часть из моей коллекции нужно сохранить. Когда собралось определенное количество ковров, я поняла, какое богатство у меня теперь есть! Богатство во всех смыслах слова, и оно не мое – оно общенациональное! Потому что ковры являются бесценными доказательствами древних представлений и мировоззрения нашего народа. 

Не заглох ли при этом Ваш бизнес? Очевидно, что коллекционеров, особенно иностранцев, в первую очередь интересуют старинные, антикварные ковры. 

Да, именно с такими запросами ко мне часто обращаются иностранные покупатели. Но я сразу говорю: старинные ковры я не продаю – это наше народное сокровище.

Какие ковры тогда продаете? 

Более поздние. Продажа которых не принесет ущерба для всей коллекции. Например, есть типы ковров, которые часто повторяются. Я понимаю, что сохранить ковры – это моя миссия и не сетую. Потому что, по сути, мое занятие уже перестало быть бизнесом в прямом смысле, коммерцией. Это – коллекционирование, изучение, популяризация и просветительство.

Сколько всего сейчас у Вас ковров в коллекции? 

Начиная с 2017 года я собрала около тысячи рукодельных ковров. В целом в коллекции сегодня около 1,5 тысяч экспонатов. Помимо ковров, в ней есть сундуки, тускиизы, киизы и т.д.

Где хранится вся эта огромная коллекция?

В разных местах Шымкента и Туркестана. 

А дома тоже есть ковры?

Да (смеется – авт.). Причем дома уже опасно даже дверь открывать: кажется, что откроешь дверь – и на тебя упадет ковер. Есть комната, в которую запрещено заходить. В моей спальне тоже целая гора. В общем, в скатанном виде они заняли почти всю мою квартиру. Их там около сотни. 

В общем, это не напоминает дом-музей ковров? 

Нет, скорее склад. 

А где и как увидеть могут увидеть Вашу коллекцию желающие?

Чтобы ее увидеть, надо открывать музей ковра. А пока никак. Раньше была возможность увидеть часть коллекции в визит-центре Туркестана. Несколько лет назад в Шымкенте была выставка моих ковров в выставочном центре «Көрме». Некоторые яркие экспонаты моей коллекции представлены на моей странице в инстаграм. 

Познакомиться с их изображениями ковров можно также во дворе дома, где я живу, где с начала этого лета я инициировала акцию – мы рисуем изображения ковров на дверях гаражей и заборах. Выбрала для этого одни из самых ценных в моей коллекции экземпляры. Попыталась, чтобы были неповторяющиеся картинки, показать «линейку» и богатство ковров. Есть также изображения уникальных сундуков.   

Это – популяризация моей коллекции, казахской культуры, казахская сказка в моем дворе. Чтобы ее нарисовать, на акцию скинулись больше 60 моих подписчиков, что, безусловно, радует. Приходят разные люди, в том числе иностранцы, восхищаются, фотографируются, говорят добрые слова. 

Но встречаются и другие. Например, одна соседка из другого дома пришла и стала кричать, требовала закрасить эту «порнографию». Видимо, по ее представлениям, мы должны равняться на грязные серые стены и метки наркодилеров на них – так выглядят заборы чужих дворов, и до этого выглядел наш.

двор Даны Бектаевой в г. Шымкент

Как Вы собирали свою коллекцию? Ездили лично по мастерицам? 

Увы, мастериц уже почти не осталось. Последние рукодельные ковры делались примерно в 80-90-е годы прошлого века. Потом перестали делать, потому что заработали фабрики по производству искусственных ковров, которые я называю синтетическим кошмаром.

Собирала коллекцию по-всякому, совершенно разными путями. Ходила по базарам, по людям, спрашивала, покупала через интернет. А потом на меня стали выходить сами потенциальные продавцы с предложениями. Также появились люди, которых я называю поисковиками, которые ищут и находят мне ковры за определенную плату.  

Не было случая, чтобы кто-то подарил Вам ковер?

Был один. Это был мой дядя. Он поехал в Караганду, где у него было хозяйство. Туда приехали оралманы из Монголии. Он увидел у них ковер, приобрел и подарил мне. На нем, помню, было написано имя «Светлана». Техника ткачества изделия – такая же, как в Западном Казахстане. Мне было очень интересно узнать, что казахи в Монголии ткали такие ковры. Нити немного отличались, но «почерк» был такой же. 

Какой ковер самый древний в Вашей коллекции? 

У меня есть казахский ковер XIX века. Есть еще ковер XVIII века, который я выкупила у одного американского коллекционера. Это ковер «Борчалы» – азербайджанский ковер, относящийся к казахской группе. Существует много споров о происхождении названия «Борчалы». По одной из версий, оно идет от названия одной из ветвей кипчаков – борлы, которые переселились на территорию нынешнего Азербайджана еще в XII веке. То есть мы думаем, что это кипчакский ковер. 

К сожалению, в Казахстане не занимаются такими исследованиями. Тогда как в других странах ковровому наследию уделяется большое внимание – в том же Азербайджане есть национальный музей ковра. 

Когда Вы приобретаете ковры, опираетесь на датировку и сведения, указанные продавцами? 

Не только. Всегда есть разные сведения. Круг коллекционеров ковров у нас небольшой, между ними конкуренция. И подлинная информация о вещи все равно выйдет наружу. Возраст ковров определяется не только со слов продавцов. Всегда проводишь сравнительный анализ – у разных времен разные техники ткачества. На возраст указывают также высота ворса, мягкость, другие технические особенности.

То есть Вы сами все это определяете или привлекаете специалистов? 

После того, как у меня собралось 400 ковров, я стала понимать степень ценности того или иного экземпляра, стала проводить их классификацию, разбираться в некоторых специфических вопросах. То есть за годы коллекционирования и исследования ковров я многое узнала сама, у меня сформировались определенные, не побоюсь сказать, профессиональные навыки. 

Тем не менее, хотя я могу уже сама оценить вещь, всегда обязательно советуюсь со специалистами. В частности, держу связь с сотрудниками государственного музея искусств им. А. Кастеева. То есть экспертное мнение всегда присутствует.

Во всех публикациях о Вас говорится, что Вы обладательница самой большой коллекции казахских ковров в мире. Чье именно это утверждение – Ваше или экспертное?

Я утверждаю это, потому что полностью владею информацией. В Казахстане собирателей ковров мало, я всех их знаю, знаю количественный состав их коллекций. Максимум это около 300. То есть ни у кого нет тысячи ковров, как у меня. 

Ради них мне пришлось пожертвовать многим. Не уверена, что мои коллеги захотели бы вложить такие огромные суммы. У большинства же задача – просто дороже перепродать. А моя цель – сохранить это богатство и открыть для него музей. 

Какие-то ковры, которые казахстанские коллекционеры хранили десятилетиями, я у них выкупала. Чтобы поместить их в свою коллекцию, чтобы в будущем сохранить их для музея ковра Казахстана. Чтобы эти уникальные вещи не вывезли из страны, и мы бы тем самым не потеряли какие-то страницы нашей культуры. Так что идея музея ковра у меня все время в голове. 

В какой момент она появилась?

С самого начала – как только стала собирать ковры. 

То есть Вы их собирали с мыслью, что это для музея? 

Да. Вся моя жизнь и нынешняя деятельность фактически – подготовка открытия этого музея.

Вы воспринимаете это как знак, волю свыше?

Я думаю, считаю, что вообще все мысли, которые в голове появляются, идут не от нас самих – они нам посылаются.

В таком случае Вы наверняка уверены, что идея музея ковра осуществится, что высшие силы Вам помогут? 

Да. Я знаю, что этот момент наступит, и просто жду его, продвигаю приближение. И, представьте, какими неглубокими, неосознанными видятся с такой позиции действия чиновников, отказывающихся поддержать мою идею. Куда и к кому я только по этому вопросу не обращалась, не писала с 2019 года! Обращалась абсолютно ко всем акимам и членам его команды Туркестанской области, руководившими регионом все эти годы. Писала и в Министерство культуры и выше. 

Но везде одни отписки: нет денег, нет в планах. Пока ничего не двигается. А я своими письмами, просьбами, визитами уже просто набила всем оскомину, управленцы боятся меня, как огня. Хотя, если мыслить даже только с позиции чисто экономической, очевидно, что это выгодный для них проект – ведь музей ковра стал бы популярным объектом туризма.  

Можно сказать, что в коврах Вы нашли себя, это главное дело Вашей жизни? 

Именно так. Я много чего хотела бы узнать и понять в этой жизни, но понимаю, что это невозможно. Но одну тайну – тайну ковра – я все-таки хочу разгадать. Знаете, когда я только начала эту деятельность, стала спрашивать, что такое ковер у специалистов музея Кастеева. Мне ответили: это тайна. Этот ответ меня немного обескуражил: как это тайна – неужели во всем музее Кастеева ее до сих пор не расшифровали?! И он в чем-то подвиг, еще более усилил желание заниматься коврами. Я стала изучать эту тайну, и вот только с коврами, наконец, мне открылся мир.

Столько тайн раскрывается с ними, настолько это все красиво! И, знаете, при всем несовершенстве окружающего нас сейчас мира я нахожусь все время в этом сказочном мире, о котором мне рассказывают ковры. У меня условно есть ощущение своего собственного рая. Мой рай – это ковры, и я знаю, что за ними стоят аруахи – духи наших предков. И я хочу поделиться со всеми, особенно с молодежью, этим миром, красивым, полным любви, заботы, этим действительно прижизненным раем. 

Я делаю все возможное для популяризации казахских ковров, распространения знаний о них. Веду блоги о казахской культуре, страницы в соцсетях, объясняю в постах смысл используемых в коврах символов, узоров и приемов. Иногда читаю лекции для подписчиков о философии ковра. Занимаюсь исследованиями, в том числе мифологии. 

У меня математический склад ума – я вижу закономерности, могу все систематизировать. И повсюду я нахожу модели, структуру древних мифов. Из изучения астрологии я почерпнула архитектуру мира. Архитектуру мира в планетарном масштабе я увидела в юрте, строении мавзолея Ясави в Туркестане и в моих коврах. И для меня мир ковров еще больше расширился. Согласно этой архитектуре мира, я понимаю, где какой ковер должен находиться. Египтология позволила мне увидеть много египетских имен и египетских символов, значимых для того времени, в наших коврах. 

И я просто безумно счастлива, что мне открылся невероятно красивый мир наших предков, их представления о мире, философия древности. И как это здорово! Конечно, мне хочется все это рассказать, донести, раскрыть, показать. Донести смысл древних знаний, переданных через язык знаков и символов. Ковры, я в этом убеждена, – это наш национальный код, наши «священные писания». Так что это моя миссия, мое назначение – сохранить ковры, открыть для них музей, рассказывать о них. 

Не хотели бы Вы получить какое-то дополнительное, к примеру, искусствоведческое, образование, чтобы заниматься своим делом еще более профессионально?

Я думаю, какое именно образование мне следует получить: и этому надо учиться, и второму, и третьему – очень много сфер связано с коврами. Убеждена, что когда откроется музей, при нем нужно будет создать исследовательский центр. Тогда соберутся специалисты из разных областей знаний, и каждый со своей стороны будет проводить работу в своем направлении, делать открытия, что в совокупности даст глубокие и разносторонние знания о коврах. 

В свою очередь я хотела бы исследовать параллели между древними культурами, логику смыслов, фонетическое пересечение слов в разных языках. И я даже чувствую, что многое откроется через казахский язык. 

У Вас уже есть какое-то видение будущего музея, может, какой-то зрительный его образ или что-то другое? 

Пока даже не могу сказать, у меня много разных идей. Но я знаю, что там обязательно должно быть: представлена архитектура мира, древние казахские мифы, их отражение в коврах. То есть ковры не сами по себе как этнические текстильные изделия, декоративно-прикладное творчество, как их принято преподносить, а их истоки, философия, глубинный и сакральный смысл.  

Вас называют собирательницей, коллекционеркой, исследовательницей ковров. А как бы Вы сами себя определили?

Маньяк (смеется – авт.). Я – «маньяк» казахских ковров! 

Лаура Копжасарова

Автор Art of Her в г. Шымкент.

View Comments

  • С такой любовью и трепетом о казахских коврах никто не говорит. Дана Эрик трогает сердца ❤️

Recent Posts

Созданный Альянс кинематографистов Казахстана возрождает кинопремию «Тулпар»

Национальная киноакадемия, Союз кинематографистов и Лига кинематографистов объединились в Альянс кинематографистов Казахстана. Уже в этом…

August 2, 2024

Айдара Омарова назначили врио президента «Казахфильма»

Азамат Сатыбалды покинул пост главы киностудии имени Шакена Айманова. Временно исполняющим обязанности президента «Казахфильма» назначен…

August 2, 2024

Новый логотип Лондонского музея вызвал неоднозначную реакцию британцев

Лондонский музей, ранее известный как музей Лондона, представил свой новый логотип в виде белого фарфорового…

August 1, 2024

Фаррелл Уильямс предлагает вернуть конкурсы искусств на Олимпийские игры

Американский рэпер и креативный директор Louis Vuitton Фаррелл Уильямс предлагает вернуть конкурсы искусств на Олимпийские…

August 1, 2024

Более 1,5 млн зрителей посетили театры Казахстана с начала года

Всего с начала года состоялось 170 премьерных спектаклей в 57 государственных театрах страны. Об этом…

July 30, 2024

Великобритания не будет строить тоннель недалеко от Стоунхенджа

Новое правительство Великобритании приняло решение отказаться от проекта строительства тоннеля недалеко от Стоунхенджа. Проект стоимостью…

July 30, 2024