Почти во всех крупных городах Казахстана имеются классические художественные музеи, но отвечают ли они современным реалиям? Некоторые из них пытаются модернизироваться и привлекают молодых специалистов, экспериментируют с пространством и организовывают выставки мультидисциплинарных художников. Однако, большинство музеев все же держатся особняком, отстаивая свой высокий статус «храма искусства», тем самым становясь все дальше от нового поколения и молодых деятелей.
Развитие современных культурных центров в городах – это не только про высокий культурный потенциал региона, но и туристический, инвестиционный и образовательный фактор. Подобная модель стала активно развиваться в Казахстане последние 5 лет.
Главный редактор Art of He Рус Бикетов поговорил с кураторкой и со-основательницей Центра современной культуры YEMAA (Атырау) Асель Ахметжановой о сложностях развития современного искусства в регионах, свободе творчества вдали от столицы, концепции «третьего места» и снобизме деятелей искусств больших городов.
Асель, свою карьеру вы начали в Астане, и, довольно успешно: арт-менеджер в галерее TSE ART DESTINATION, со-кураторство выставок Сергея Маслова, Сауле Сулейменовой и др. Почему вы решили переехать из столицы и работать в Атырау?
В июне 2020 года мы с семьей переехали в Актау из-за работы мужа. Уже осенью мне поступило предложение от Малики (прим. ред. – Малика Уразгалиева, директорка, со-основательница центра YEMAA) поучаствовать в запуске центра YEMAA в Атырау. Я думаю, что совпало очень много всего. Если бы не карантин, я бы никогда не смогла и подумать, что запускать центр можно дистанционно.
Плюс наше окружение: это наши семьи, друзья и единомышленники, кто-то даже стал частью нашей команды. Это дизайнер Жанель Садыкова, которая спроектировала дизайн интерьера пространства, наш брендбук и по нынешнее время отвечает за весь вижуал наших выставок и проектов. Это Асель Мукашева, которая по всему ходу запуска центра консультировала нас и отвечала за то, в какие слова облачены наши мысли и идеи; и по нынешнее время мы с Асель курируем выставки, вот сейчас это резиденция для молодых художников. Кульшат Медеуова – это тот человек, с которым можно не только обсуждать идеи новой выставки, но и получить конструктивную критику и совет. И еще много других людей которые всегда поддерживают нас советами, готовы приехать к нам с выставками, лекциями. И только благодаря такой поддержке за 9 месяцев нам удалось это сделать.
Все это время я живу в Актау. Работаю дистанционно и периодически прилетаю в Атырау перед запуском проектов. И все это время центр работает ежедневно, благодаря тому что там всеми процессами управляет Малика в месте с нашей командой.
Расскажите о самом Центре современной культуры YEMAA. Какая у него миссия?
YEMAA – это мультидисциплинарное открытое пространство. Основным фокусом в работе центра является современная культура – современная литература, поэзия, изобразительное искусство, музыка, наука и кино. Пространство состоит из выставочного зала, проекторной для проведения семинаров и кинопоказов, кофейни, библиотеки и коворкинга. Приоритетами центра являются инклюзивность, горизонтальность и тесные взаимосвязи с сообществами.
Нашей главной задачей мы с самого начала видели способствование созданию новых и укреплению существовавших на тот момент местных сообществ, а также содействие современной культуре города. На период нашего появления это все уже было в городе, но не было места, где бы это все аккумулировалось и объединялось. Нам хотелось создать площадку горизонтальной коммуникации, безопасное пространство, где каждый творческий человек или профессионально занимающийся искусством смог бы не только чувствовать себя комфортно, но и открывать для себя новые смыслы, получать другие знания и узнавать другую точку зрения и в целом, разные люди самых различных занятий могли бы встречаться друг с другом и в диалоге создавать что-то новое, что-то свое. Мы хотели быть «третьим местом» (прим. ред. – The third place – часть городского пространства, которая не связана с домом («первое место») или с работой («второе место»).
Как местные сообщества отнеслись к появлению YEMAA? Был ли зритель готов к знакомству с современным искусством Казахстана?
Перед запуском центра, мы вместе с Маликой встречались с представителями креативной сферы Атырау, чтобы узнать насколько они готовы участвовать в работе центре и какую программу они могли бы предложить. Отношение к открытию центра было разное: кто-то относился скептический, не понимая, как это может работать в Атырау; какая-то часть нас с энтузиазмом поддержала.
Официально мы открылись в мае 2021 с выставкой «Обретение изобретение», которую мы курировали вместе с Асель Мукашевой. На открытие выставки приехали почти все ее художники-участники (Анвар Мусрепов, Ляззат Ханим, Марат Дильман, Мансур Смагамбетов, Сырлыбек Бекботаев, Темирхан Дария). Для атырауского зрителя это было большое событие, пришло много людей.
Мне кажется, что уже нет такого вопроса «Может ли какой-то зритель в каком-то городе понять современное искусство?». Задача центров или представителей креативной индустрии – донести до зрителя идею. В целом, если работа сделана хорошо и концепция понятна, то зритель это все считывает.
Кроме этого, центр стал местом притяжения не только для людей, которые интересуются современным искусством. К нам стали приезжать на фотосессии молодожены. Они ездят по городским достопримечательностям, и, теперь обязательно приезжают в наш центр. Изначально мы не знали, как реагировать на это, но сейчас мы понимаем, что для людей это важное жизненное событие, и если наш центр является частью этого события – это же так классно.
С какими трудностями вы столкнулись, развивая центр современного искусства в регионе?
В первую очередь, наверное, с небольшим населением. Официальное население Атырау – более 300 тыс. человек.
Второй момент – это доступ к современной информации и знаниям. Для нас было важно иметь собственную библиотеку актуальной литературы о современной культуре – музыка, архитектура, живопись, современное искусство, фотография и т.д. Где-то мы работали с институциями чтобы собрать библиотеку, где-то сами покупали. Для нас это до сих пор важно. Во всех проектах мы обязательно закладываем бюджет на закуп профессиональной литературы.
Третий момент – вопрос с кадрами. В Атырау не готовят арт-менеджеров в университетах, соответственно мы сталкиваем с проблемой сложного подбора кадров. Но, мы решили это и стали обучать сотрудников сами. Сейчас у нас сложилась хорошая профессиональная команда.
Четвертый – художники, которые практикуют современное искусство. К сожалению, их не так много в западном регионе. Исходя из этого мы организовали арт-резиденцию для молодых художников со всего Казахстана. Мы оплачиваем все расходы участников, включая проживание и питание.
Ещё мы сталкиваемся с клише, что до сих пор Атырау называют нефтяной столицей. Да, мы не отрицаем, что нефтяная отрасль является градообразующим предприятием, но хотелось бы отметить, что у нас много других мест и сфер где люди работают. Например, теперь это и современное искусство.
Финансовая составляющая. За счёт чего существует Центр современной культуры YEMAA?
Вопрос финансов YEMAA – один из самых популярных. Наши операционные расходы помогает закрывать наш партнер – местный предприниматель и девелопер. Другие расходы мы с командой собираем самостоятельно. Где-то это грантовые заявки, где-то ищем партнеров из бизнеса.
Касательно организации выставок и их финансирования. Нам помогает наше планирование. Мы свою выставочную программу стараемся планировать на год, соответственно уже заранее понимаем, на какие уже есть финансирование, а на какие нужно собирать. Это очень помогает нам грамотно распределять бюджет. У нас есть куратор, который занимается концепцией, поиском художников и выставок; есть арт-менеджеры и директор центра, которые занимаются коммуникацией с потенциальными партнерами, спонсорами и ведут всю административную работу.
Хотела бы отметить, что многие наши выставки некоммерческие. Но бывает, когда продажи с выставки перекрыли все расходы на нее, такая у нас случилась весной 2022 года – «Цветы зла», выставка которую мы делали вместе с Владом Слудским (прим. ред. – Влад Слудский – арт-дилер, куратор). И знаете мы очень гордимся, что работы с этой выставки, а это казахские авторы, приобрели себе в коллекцию атырауские жители.
Можно ли сказать, что вы чувствуете куда большую свободу, чем те же центры в Алматы или Астане?
Это не легкий вопрос, так как я не могу сравнивать все институции и не представляю с чем сталкиваются они в других городах, но по своему опыту скажу, если мы говорим о цензуре или свободе выбора тем и экспериментов, то в Атырау, в отличии, к примеру, от Астаны все намного свободнее. Мы можем себе позволить любые эксперименты, и мы ни с кем не согласовываем нашу тему.
Как центр поддерживает атырауских деятелей искусства?
Мы проводим арт-резиденцию, чтобы на каком-то хорошем и большом уровне давать молодым художникам развиваться. Недавно подписали меморандум с Атырауским Государственным университетом, где с кафедры дизайна студенты могут проходить у нас практику. Мы надеемся, что для нас это тоже будет хорошей возможностью познакомиться с классными молодыми ребятами.
При проведении выставок, мы обязательно параллельно проводим образовательную программу с участием художников, кураторов, писателей и ученных и т.д.
Почему важно развивать центры современной культуры во всех регионах страны, а не только в больших городах?
Как я ранее говорила, такие пространства являются не только местом развития искусства, но и местом диалога, самовыражения людей абсолютно из разных профессиональных сфер и слоев.
Часто бывает, что региональные деятели искусств не любят, когда приезжают алматинские ребята со своими проектами. Как думаете, почему так сложилось?
Потому что есть этот снобизм в жителях больших городов который стал раздражать. Они приезжают в регионы и считают, что сейчас научат местных и покажут им как делать современное искусство и прочее. Мне кажется, что уже нельзя с такой оптикой приезжать в другие города. Это работало раньше, когда в Астану приезжали алматинцы, делали какие-то большие проекты и уезжали, даже не задумываясь что будет там дальше. Сейчас этот подход неактуален.
Если алматинцы или астанчане хотят работать с маленькими городами нашей страны, то как минимум должны провести небольшое исследование для себя: что происходит в этом городе, какие институции работают, кто есть в поле, с кем можно сотрудничать и как вообще обустроена жизнь в городе. Предполагать, что в маленьких городах есть только экономика и политика, и нет культуры – неправильно. Культура есть везде, надо только начать разбираться в ней, потому что она везде своя и разная.
Обложка: фото предоставлено Асель Ахметжановой.
Национальная киноакадемия, Союз кинематографистов и Лига кинематографистов объединились в Альянс кинематографистов Казахстана. Уже в этом…
Азамат Сатыбалды покинул пост главы киностудии имени Шакена Айманова. Временно исполняющим обязанности президента «Казахфильма» назначен…
Лондонский музей, ранее известный как музей Лондона, представил свой новый логотип в виде белого фарфорового…
Американский рэпер и креативный директор Louis Vuitton Фаррелл Уильямс предлагает вернуть конкурсы искусств на Олимпийские…
Всего с начала года состоялось 170 премьерных спектаклей в 57 государственных театрах страны. Об этом…
Новое правительство Великобритании приняло решение отказаться от проекта строительства тоннеля недалеко от Стоунхенджа. Проект стоимостью…
View Comments
Спасибо за интересное интервью! Хотелось бы, чтобы подобные центры открылись во всех городах Казахстана.