Interview

Центральноазиатский дебют! Фотограф Бауыржан Бисмильдин об участии в престижном мероприятии Plat(t)form

С 2007 года в крупнейшем музее фотографии Европы в швейцарском городе Винтертур проходит ежегодный портфолио-ревью фотохудожников со всего мира Plat(t)form. Более 40 отобранных участников представляют свои работы команде экспертов, кураторам и широкой публике.

Участие в Plat(t)form – это не только отличная возможность для начинающих фотографов заявить о себе миру, но и познакомить кураторов и коллекционеров с художественными практиками и культурой своего региона, а также обменяться опытом с другими авторами.

В этом году в программе фотомузея впервые принял участие фотограф из Центральной Азии – Бауыржан Бисмильдин. Это важное событие в развитии и становлении центральноазиатской фотографии и, очередное подтверждение того, что крупные кураторы серьезно намерены работать с авторами из нашего региона.

Art of Her поговорил с Бауыржаном Бисмильдином о том, как прошла презентация портфолио, о причинах роста интереса к искусству Центральной Азии и об отсутствии проектов по поддержки фотографии в регионе.


Бауыржан, ты – первый фотограф из Центральной Азии, который стал участником программы Plat(t)form в музее фотографии в Винтертуре. Расскажи, как это произошло? Кто подал заявку?

Заявку я не подавал. Plat(t)form Portfolio Review проходит в формате selfpresentation перед экспертным составом, который обновляется каждый год. Количество участников 42 – это фотохудожники со всего мира, которых, в свою очередь, номинируют кураторы из разных стран, и организаторы принимают решение, приглашать на проект того или иного фотографа. Меня порекомендовал Владислав Слудский, за что я очень ему благодарен.

У каждого участника есть слот в два часа для презентации своих работ, общения с кураторами, экспертами и гостями.

Какие работы ты представил? Почему именно они? Советовался ли ты с кураторами?

Представил серии и отдельные работы, снятые с 2020 года, в том числе много неопубликованных. Оформил все в книгу-портфолио и принты 30х40. Выборку делал сам, но в идеале хотелось бы сделать это совместно с куратором.

Как прошла презентация портфолио?

С момента, как мне выслали приглашение и в течение всего подготовительного процесса были смешанные чувства – в подобном проекте я участвовал впервые, поэтому ощущал довольно сильное волнение параллельно с предвкушением. Друзья очень помогали на всех этапах, это успокаивало больше всего. 

Потом я включился в процесс, много рассказывал о Казахстане. Кажется, мне задавали больше всего вопросов, так как я приехал туда пока единственным представителем из Центральной Азии. Многих интересовали особенности нашей культуры, быта, традиций. Пытался объяснить, почему у меня так много волос и веревок в работах. Кстати, я еще привез с собой игру Бес Тас (асықтар), учил ребят, и мы играли прямо на земле перед музеем. В общем, кайфанул.

Мы чаще стали говорить о том, что в мире все больше и больше обращают внимание на центральноазиатское искусство. Почти во всех крупных мировых институциях в коллекциях имеются работы наших художников. Так ли это и с фотографией? Чувствуешь ли ты это пристальное внимание?

Мне сложно дать какой-то развёрнутый ответ об искусстве Центральной Азии в целом, я не анализировал. Думаю, на этот вопрос лучше ответят кураторы. По моим личным ощущениям, однозначно, интерес растёт. Причин, думаю, несколько: и текущие геополитические процессы, и свежее поколение художников со свободным мышлением, адаптированных к новой мировой этике, плюс имеющийся фундамент от художников старшего поколения. 

Что касается фотографии Центральной Азии: на мой взгляд, это пока довольно небольшое коммьюнити, но оно растёт. Я с большим интересом слежу за творчеством ребят из Узбекистана и Кыргызстана.

Насчет предложений из других стран: да, я их получаю периодически, в основном, это коммерческие проекты и предложения от разных изданий. Что касается музейных институций с выставочными проектами: предложение от Plat(t)form было первым.

Чего не хватает центральноазиатской фотографии?

У нас немало талантов среди фотографов, но пока это всё маленькие локальные истории, и многие, к сожалению, больше заняты созданием быстрого контента. Хочется роста, размаха, но на сегодняшний день у нас практически нет проектов и галерей, которые нишево работают с фотографией, нужна поддержка и ощутимые вложения в эту сферу. Например, мою поездку на Plat(t)form финансово поддержал бренд Visa и это круто, что крупные бренды в Казахстане начали обращать внимание на фотохудожников и на индустрию в целом. Надеюсь, таких кейсов будет больше.

В кино, музыке и арт-среде мы уже видим результаты финансовой поддержки и эти результаты вдохновляют. Было бы здорово, если бы фотография стала следующей в очереди: нужны институции, резиденции, лекции, портфолио-ревью, полноценные пленочные лаборатории с мокрой печатью, приезды мировых фотографов и кураторов с лекциями и воркшопами.

А в чем заключается твоя художественная практика?

Моя художественная практика началась с пандемии (прим. ред. — COVID-19) в 2020 году. Это стало для меня личной точкой отсчета. Сейчас я нахожусь в поиске своего языка, но это, скорее всего, не значит, что остановлюсь на чем-то одном. Чувствую постоянную потребность экспериментировать, как с темами, так и разными медиумами. Дайте пару лет, и возможно у меня будет более точный ответ на этот вопрос.

Также моя практика включает в себя довольно плотное сотрудничество с другими художниками, музыкантами, кино, социальными проектами. Не могу не упомянуть свою диджейскую практику. Музыка очень повлияла как на мой стиль жизни, так и на мои работы, особенно в последнее время. Не только электронная музыка, но и постоянная коммуникация с нашими артистами, для которых я снимаю обложки. 

За последние годы, путешествуя и снимая проекты по Казахстану, я как будто стал более-менее понимать себя и ощущать свое место тут. А путешествуя по миру, понимаю, насколько нам важно иметь в стране арт-спейсы международного уровня, постоянный доступ к качественной профильной литературе, мастерские.

У тебя давно не было персональных выставок. Последняя, насколько я помню, проходила в феврале 2019 совместно с BLVD X. Есть ли планы по организации персональной выставки?

На самом деле, после совместного проекта с BLVD у меня было пять групповых выставок: «Rhythm of the Steppe» в музее Кастеева (прим. ред. — ГМИ РК им. А. Кастеева в Алматы), «Zulymdyk Gülder» в YEMAA Art Space (прим. ред. — в городе Атырау), «Тихие» в рамках резиденции «Artcamp Buqtarma» и две выставки в социально-культурном пространстве «ДОМ 36» в целях гуманитарной поддержки Украине.

В ближайшем будущем я надеюсь завершить работу над текущими сериями, привлечь куратора и приступить к персональной выставке, книге.

Art of Her

Новостная редакция Art of Her

Recent Posts

Созданный Альянс кинематографистов Казахстана возрождает кинопремию «Тулпар»

Национальная киноакадемия, Союз кинематографистов и Лига кинематографистов объединились в Альянс кинематографистов Казахстана. Уже в этом…

August 2, 2024

Айдара Омарова назначили врио президента «Казахфильма»

Азамат Сатыбалды покинул пост главы киностудии имени Шакена Айманова. Временно исполняющим обязанности президента «Казахфильма» назначен…

August 2, 2024

Новый логотип Лондонского музея вызвал неоднозначную реакцию британцев

Лондонский музей, ранее известный как музей Лондона, представил свой новый логотип в виде белого фарфорового…

August 1, 2024

Фаррелл Уильямс предлагает вернуть конкурсы искусств на Олимпийские игры

Американский рэпер и креативный директор Louis Vuitton Фаррелл Уильямс предлагает вернуть конкурсы искусств на Олимпийские…

August 1, 2024

Более 1,5 млн зрителей посетили театры Казахстана с начала года

Всего с начала года состоялось 170 премьерных спектаклей в 57 государственных театрах страны. Об этом…

July 30, 2024

Великобритания не будет строить тоннель недалеко от Стоунхенджа

Новое правительство Великобритании приняло решение отказаться от проекта строительства тоннеля недалеко от Стоунхенджа. Проект стоимостью…

July 30, 2024