С 2007 года в крупнейшем музее фотографии Европы в швейцарском городе Винтертур проходит ежегодный портфолио-ревью фотохудожников со всего мира Plat(t)form. Более 40 отобранных участников представляют свои работы команде экспертов, кураторам и широкой публике.
Участие в Plat(t)form – это не только отличная возможность для начинающих фотографов заявить о себе миру, но и познакомить кураторов и коллекционеров с художественными практиками и культурой своего региона, а также обменяться опытом с другими авторами.
В этом году в программе фотомузея впервые принял участие фотограф из Центральной Азии – Бауыржан Бисмильдин. Это важное событие в развитии и становлении центральноазиатской фотографии и, очередное подтверждение того, что крупные кураторы серьезно намерены работать с авторами из нашего региона.
Art of Her поговорил с Бауыржаном Бисмильдином о том, как прошла презентация портфолио, о причинах роста интереса к искусству Центральной Азии и об отсутствии проектов по поддержки фотографии в регионе.
Бауыржан, ты – первый фотограф из Центральной Азии, который стал участником программы Plat(t)form в музее фотографии в Винтертуре. Расскажи, как это произошло? Кто подал заявку?
Заявку я не подавал. Plat(t)form Portfolio Review проходит в формате selfpresentation перед экспертным составом, который обновляется каждый год. Количество участников 42 – это фотохудожники со всего мира, которых, в свою очередь, номинируют кураторы из разных стран, и организаторы принимают решение, приглашать на проект того или иного фотографа. Меня порекомендовал Владислав Слудский, за что я очень ему благодарен.
У каждого участника есть слот в два часа для презентации своих работ, общения с кураторами, экспертами и гостями.
Какие работы ты представил? Почему именно они? Советовался ли ты с кураторами?
Представил серии и отдельные работы, снятые с 2020 года, в том числе много неопубликованных. Оформил все в книгу-портфолио и принты 30х40. Выборку делал сам, но в идеале хотелось бы сделать это совместно с куратором.
Как прошла презентация портфолио?
С момента, как мне выслали приглашение и в течение всего подготовительного процесса были смешанные чувства – в подобном проекте я участвовал впервые, поэтому ощущал довольно сильное волнение параллельно с предвкушением. Друзья очень помогали на всех этапах, это успокаивало больше всего.
Потом я включился в процесс, много рассказывал о Казахстане. Кажется, мне задавали больше всего вопросов, так как я приехал туда пока единственным представителем из Центральной Азии. Многих интересовали особенности нашей культуры, быта, традиций. Пытался объяснить, почему у меня так много волос и веревок в работах. Кстати, я еще привез с собой игру Бес Тас (асықтар), учил ребят, и мы играли прямо на земле перед музеем. В общем, кайфанул.
Мы чаще стали говорить о том, что в мире все больше и больше обращают внимание на центральноазиатское искусство. Почти во всех крупных мировых институциях в коллекциях имеются работы наших художников. Так ли это и с фотографией? Чувствуешь ли ты это пристальное внимание?
Мне сложно дать какой-то развёрнутый ответ об искусстве Центральной Азии в целом, я не анализировал. Думаю, на этот вопрос лучше ответят кураторы. По моим личным ощущениям, однозначно, интерес растёт. Причин, думаю, несколько: и текущие геополитические процессы, и свежее поколение художников со свободным мышлением, адаптированных к новой мировой этике, плюс имеющийся фундамент от художников старшего поколения.
Что касается фотографии Центральной Азии: на мой взгляд, это пока довольно небольшое коммьюнити, но оно растёт. Я с большим интересом слежу за творчеством ребят из Узбекистана и Кыргызстана.
Насчет предложений из других стран: да, я их получаю периодически, в основном, это коммерческие проекты и предложения от разных изданий. Что касается музейных институций с выставочными проектами: предложение от Plat(t)form было первым.
Чего не хватает центральноазиатской фотографии?
У нас немало талантов среди фотографов, но пока это всё маленькие локальные истории, и многие, к сожалению, больше заняты созданием быстрого контента. Хочется роста, размаха, но на сегодняшний день у нас практически нет проектов и галерей, которые нишево работают с фотографией, нужна поддержка и ощутимые вложения в эту сферу. Например, мою поездку на Plat(t)form финансово поддержал бренд Visa и это круто, что крупные бренды в Казахстане начали обращать внимание на фотохудожников и на индустрию в целом. Надеюсь, таких кейсов будет больше.
В кино, музыке и арт-среде мы уже видим результаты финансовой поддержки и эти результаты вдохновляют. Было бы здорово, если бы фотография стала следующей в очереди: нужны институции, резиденции, лекции, портфолио-ревью, полноценные пленочные лаборатории с мокрой печатью, приезды мировых фотографов и кураторов с лекциями и воркшопами.
А в чем заключается твоя художественная практика?
Моя художественная практика началась с пандемии (прим. ред. — COVID-19) в 2020 году. Это стало для меня личной точкой отсчета. Сейчас я нахожусь в поиске своего языка, но это, скорее всего, не значит, что остановлюсь на чем-то одном. Чувствую постоянную потребность экспериментировать, как с темами, так и разными медиумами. Дайте пару лет, и возможно у меня будет более точный ответ на этот вопрос.
Также моя практика включает в себя довольно плотное сотрудничество с другими художниками, музыкантами, кино, социальными проектами. Не могу не упомянуть свою диджейскую практику. Музыка очень повлияла как на мой стиль жизни, так и на мои работы, особенно в последнее время. Не только электронная музыка, но и постоянная коммуникация с нашими артистами, для которых я снимаю обложки.
За последние годы, путешествуя и снимая проекты по Казахстану, я как будто стал более-менее понимать себя и ощущать свое место тут. А путешествуя по миру, понимаю, насколько нам важно иметь в стране арт-спейсы международного уровня, постоянный доступ к качественной профильной литературе, мастерские.
У тебя давно не было персональных выставок. Последняя, насколько я помню, проходила в феврале 2019 совместно с BLVD X. Есть ли планы по организации персональной выставки?
На самом деле, после совместного проекта с BLVD у меня было пять групповых выставок: «Rhythm of the Steppe» в музее Кастеева (прим. ред. — ГМИ РК им. А. Кастеева в Алматы), «Zulymdyk Gülder» в YEMAA Art Space (прим. ред. — в городе Атырау), «Тихие» в рамках резиденции «Artcamp Buqtarma» и две выставки в социально-культурном пространстве «ДОМ 36» в целях гуманитарной поддержки Украине.
В ближайшем будущем я надеюсь завершить работу над текущими сериями, привлечь куратора и приступить к персональной выставке, книге.
Британский музей просит помощи в возврате пропавших экспонатов
Международный антальский кинофестиваль отменен из-за цензуры