12 июля стало известно о смерти американского художника Билла Виолы. Более четырех десятилетий он создавал аудио- и видеоинсталляции, фильмы, видео, звуковые среды, а также медиаработы, сопровождающие масштабные концертные и оперные постановки. Виола использует современные технологии, которые отличаются своей точностью и, в то же время, простотой. С помощью видео он исследует явления чувственного восприятия как путь к самопознанию.

Видеоискусство позволило воплотить мечту художника — оживить картины. По его словам, когда изображение освобождается от статики, процесс восприятия становятся более глубоким.

Основные темы произведений Виолы: рождение, смерть, жизнь и переживания. Именно поэтому в его работах часто встречаются мистические символы в виде воды, воздуха и огня. Еще одна из особенностей творчества Билла Виолы — особое внимание ко времени. Например, использование замедленного движения, создающего эффект «подвешенного времени».

Art of Her собрал пять важных работ в творчестве художника, которые помогут поближе познакомиться с его невероятным мировосприятием и глубокой философией.


The Reflecting Pool (1977-1979)

В работе «Отражающий бассейн» Билл Виола исследует темы времени, мимолетности человеческого существования, дуализма: жизни и смерти, света и темноты, огня и воды. Он черпает вдохновение в китайском даосизме, буддизме и греческой философии. Человек выходит из леса и встает на краю бассейна. Он прыгает в воду, но его тело застывает подвешенным в воздухе. Все последующие движения сведены к отражениям и расходящимся волнам на глади воды. Он выныривает на поверхность, а затем снова исчезает в лесу.

Работа является метафорой жизненного цикла; она символизирует человека в мире природы, его своеобразное крещение в мире виртуальных образов и опосредованных восприятий. Используя в качестве материала видео, Билл Виола «ваяет» время и исследует границу бытия и небытия.


The Greeting (1995)

В 1995 году на 46-й Венецианской биеннале в Национальном павильоне США Билл Виола представил видеоработу «Приветствие», которую называют современной интерпретацией картины итальянского художника Якопо Понтормо «Встречи Марии и Елизаветы». Здесь мы вновь видим застывшее время, в реальности не принадлежащее ни современной культуре, ни тем более XVI веку, вдохновившему художника. По легенде Виола впервые увидел репродукцию картины Понтормо в книжном магазине, еще не зная, что за произведение перед ним, и вскоре после этого заметил на улице трех женщин, чьи одежды развевались на ветру, напоминая о чем-то нездешнем. Так у художника родился замысел с помощью новых технологий переложить композицию Понтормо, сохранив свойственную ему напряженность поз и маньеристическую контрастную палитру.

«Я не выбирал видео как медиа, с которым хочу работать, видео само выбрало меня», — отмечал художник.


The Messenger (1996)

В этом видео показана фигура обнаженного мужчины, мерцающая под толщей воды и медленно поднимающаяся на поверхность. Человек пробивает своим телом водную «стену», делает вдох и опять опускается под воду. По словам художника, «Посланник» является метафорой жизненного цикла человека и тайны человеческого существования. Виола говорит, что, создавая эту работу, он не имел в виду какое-то определенное религиозное учение. С другой стороны, он не отрицает влияние христианства на свою работу: «Если говорить о моей духовной практике, то меня нельзя назвать набожным христианином, но все равно я являюсь продуктом этой культурной системы». В своих произведениях он часто рассказывает о «трансформации, пороге между жизнью и смертью и замедлении времени». Обычно действие, которое в реальной жизни длится всего несколько секунд, — падение в воду, например — у Виолы растягивается на много минут.

Интересно, что в 1996 году эту видеоработа он демонстрировал в кафедральном соборе Дарема (Англия) на западной двери XII века. Сейчас «Посланник» экспонируется в берлинской галерее Haunch of Venison.


Tristan’s Ascension (2005)

«Вознесение Тристана» представляет собой сцену вознесения души после смерти: пробужденная душа поднимается вверх по водопаду, льющемуся в обратном направлении. Тело мужчины предстает лежащим на каменной плите в пустой бетонной комнате. Мельчайшие капли воды становятся видимыми по мере того, как отделяются от пола и начинают «падение вверх» в пространстве. То, что начиналось как легкий дождь, скоро превращается в бурный поток, и стена воды выталкивает бездыханное тело, возвращая его к жизни. Его руки движутся произвольно, а торс выгибается кверху посреди бурлящей воды. Наконец все тело поднимается над плитой, увлекаемое стремительными водными потоками, и исчезает в вышине. Поток постепенно стихает, и капание воды сходит на нет, пока не остается лишь пустая плита, поблескивающая на мокром полу.

«Движущиеся изображение существует в сфере где-то между темпоральной эмоциональностью музыки и материальной достоверностью живописи и поэтому хорошо подходит для того, чтобы связать практические элементы сценографии и живую динамику исполнения», — говорил Виола.


Martyrs (Earth, Air, Fire, Water) (2014)

Серию «Мученики» Билл Виола создал для собора Святого Павла в Лондоне. Это мученики четырех стихий — земли, воды, огня и воздуха. В этой серии художник словно предчувствует сегодняшний день, когда природные стихии и катаклизмы неконтролируемы. Он обращается к первоначальному древнегреческому значению слова martyr — «свидетель». По мнению художника, средства массовой информации превращают нас в пассивных свидетелей чужих страданий.

В работе «Мученик земли» человек погребен под насыпью земли, он неподвижен, его страдания на мгновение прекращены. А затем мы наблюдаем начало испытаний: по мере того как природный элемент начинает нарушать неподвижность человека, постепенно возникает движение. Земля медленно поднимается и ударяется о его тело, непрерывно наращивая силу. Чем сильнее она свирепствует, тем нерушимее становится воля мученика. Земля, наверное, воплощение самых трудных минут в прохождении мученика через смерть к свету.

Leave a comment

Your email address will not be published. Обязательные поля помечены *