с 20 октября по 10 ноября в Алматы пройдут показы документальных фильмов JETIQARAQSHY в рамках фестиваля современного искусства ARTBAT FEST. Показы инициировали коллектив режиссерок и продюсерок документального кино Women make docs и культурно-образовательный центр Egin.
Организаторы сравнивают документальные фильмы с небесными телами, образующими JETIQARAQSHY (Большую Медведицу). Согласно легенде, созвездие символизирует души разбойников, которые в наказание за свои грехи были превращены в звезды. Фильмы – это «звезды» в мире мирового и центральноазиатского документального кино, которые отобрали, чтобы обсудить с алматинскими зрителями.
Показы откроются грайндхаусом, состоящим из казахстанского документального фильма «Жел пайда болған жер» Джанибека Муртазина, повествующего о древнем дереве туранга и его сакральном значении для казахской культуры, а также армянского документального фильма «Aurora’s Sunrise» режиссерки Inna Sahakyan.
Специально для Art of Her Альмира Исмаилова, авторка коллектива Women make docs, подготовила рецензию на фильм «Aurora’s Sunrise».
На экране перед нами пожилая женщина в красивой цветастой блузе и с красной повязкой на голове. Она разворачивает старую киноафишу с надписью «Аукцион душ» и, указывая на одну из изображенных на ней женщин, говорит, что это она, Аврора. Я не могла и подумать, как переосмыслю название фильма в контексте истории Авроры. Нет, не Авроры, а Аршалуйс, потому что таково настоящее, неадаптированное для западных зрителей, имя героини.
«Aurora’s Sunrise» – это драма о девушке, чудом выжившей жертвы «Марша смерти», организованного в Армении властями Османской империи. Проданная в сексуальное рабство, после долгих скитаний, она оказывается в США и по её личной истории в 1919 году будет снят фильм в Голливуде.
«Aurora’s Sunrise» стала настоящим хитом в мире документального кино 2023 года. Фильм стал картиной открытия множества кинофестивалей, был представлен на главном документальном кинофестивале IDFA в секции «Best of fests», а в 2022 году был выдвинут Арменией на «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Жанр фильма — документальная анимация.
Док.анимация – это, наверное, единственный способ говорить о настолько травматичных событиях, которые мы наблюдаем в фильме. Одним из удачных примеров ее использования может служить «Вальс с Баширом», фильм о ветеране Ливанской войны 1982 года. Предоставляя спасительную для автора дистанцию, на которой «легче говорить о травме» (цитата режиссерки Inna Sahakyan), док.анимация также дает свободу в выражении самых тонких метафор. Потрясающе, как это решено в «Aurora’s Sunrise» через сцену спектакля, который разыгрывали в детстве сестры, братья и мама Аршалуйс, а папа и брат были зрителями. В момент рассказа о гибели каждого члена семьи, на импровизированной сцене, за ней или на скамье перед сценой исчезают люди. От них остаются элементы их костюма или реквизита. А нити шелка, покраской которого занимался отец Аршалуйс, из цветных превращаются в алые и опутывают, словно паутина, все вокруг. На постере фильма героиня изображена погруженной в паутину красного шелка, которая, разрываясь, еле удерживает ее тело от падения.
Свежесть картине придает сочетание разных форм. В фильме использованы интервью Аршалуйс и кадры из того самого фильма 1919 года. Таким образом, мы наблюдаем героиню в разных возрастах и ипостасях. Вот она пожилая женщина, уже американка, рассказывающая свою историю журналистам, и тут же в кадрах художественного фильма она юная играет саму себя, вновь и вновь проживая свой горький опыт. Меня поразил персонаж Аршалуйс в анимации. При внешней непохожести с прототипом художники поймали необыкновенную чистоту и благородство, которые, как мне кажется, составляют основу ее личности.
Глобально «Aurora’s Sunrise» – это полнометражная картина изнасилования человека колониальной системой и миром капитала. Аршалуйс, чья судьба была трагически изменена Османской империей, не нашла успокоения и в Америке. Ее, как выставочное животное, возили с фильмом по штатам и «продавали» за 10 долларов (именно столько стоил показ ее фильма в кинотеатре), а когда ее силы истощились, заменили похожими на девушку статистками. У неё даже забрали ее имя, объяснив это тем, что оно трудно воспринимаемо для слуха рядового американца. Аршалуйс пошла на это шаг подавления себя, чтобы весь мир узнал о геноциде её народа. Фильм с её участием собрал в прокате около 30 миллионов и помог многим беженцам, но потом был «утерян», а Турция так до сих пор и не признала геноцид армян.
Я смотрела фильм в тот же день, когда встретилась с уйгурской активисткой Рушан Аббас, сестра которой осуждена в Синьцзяне (Уйгурский автономный район КНР) за политические взгляды Рушан. Истории борьбы Рушан и Аршалуйс, использования их фигур в политических играх удивительным образом в моей голове оказались созвучны друг другу. Я чувствую, что голоса этих двух женщин, как и мой голос режиссерки документального кино и казахстанской драматургини, заглушаются ревом больших корпораций. Нас почти не слышно, но мы продолжаем кричать охрипшим голосом, со сбившимся дыханием, переходя на шепот, о том, как нам больно стоять как экспонат на «аукционе наших душ».
Эта история погружает зрителя в состояние глубокой внутренней тревоги и беспокойства. Однако я рекомендую посмотреть его всем, кто хочет побороть в себе «темную сторону модерности».
В Казахстане начался приём заявок на Национальную премию в области искусства UMAI-2023
Chivas Collectors Club: в Алматы открыли клуб начинающих коллекционеров искусства