Articles

Активное искусство: как в Бишкеке прошел мусорный фестиваль

Одной из основных отличительных особенностей современного искусства можно назвать контекстуальность. Обращение к окружающим обстоятельствам как к смыслообразующей категории восприятия становится основой для художественной рефлексии. Об этом и не только говорили в Бишкеке на пятом экологическом фестивале «Осмысляя историю загрязнений — АРТ ПРОСПЕКТ & ТРЭШ-5», который проходил с 5 по 19 октября.

Обращаясь к словарю за определением слов «отходы» или «мусор», мы получаем «вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления». Оно довольно легко может подойти к очень многим вещам, которые производит человек. Лишь субъективный ракурс человечества делает из результатов собственной деятельности отходы. Многие возразят, что гранью, по которой мы отделяем отходы от продуктов, служит их полезность и нужность. Но тогда мы вступаем на тонкую почву оценивания, что полезно и утилитарно необходимо. Создавать что-то без рациональной нужды и лишь удовлетворяя свои собственные эфемерные желания, – это очень человеческая черта. Контекст, в который мы помещаем «мусор», может кардинально изменить его оценку. Этим принципом, открытым еще Марселем Дюшаном в начале прошлого века, воспользовались организаторы пятого бишкекского эко-фестиваля Trash.

В этом году проект стал результатом слияния двух инициатив: фестиваля «АРТ ПРОСПЕКТ» и TRASH фестиваля. Всего в проекте приняли участие более 20 художников и активистов из Грузии, Казахстана, России, Швейцарии и США.

Фото: Эрмек Жениш

Отличительная черта фестиваля «АРТ ПРОСПЕКТ» – фокус на работу с локальными сообществами через искусство. По сути, «АРТ Проспект» – это транснациональная сеть независимых художественных организаций, содействующих продвижению искусства как преобразующей силы, способной решать социальные и экологические проблемы, вовлекать и расширять возможностиместных сообществ. Бишкекский Trash фестиваль – это совместный продукт экологов, активистов и художников по привлечению внимания к проблемам охраны окружающей среды, используя инструменты искусства. В условиях сложной геополитической ситуации объединение этих двух инициатив с устремлением к устойчивому будущему всей планеты очень оправдано. 

Широкое вовлечение местных жителей в создание проектов Trash фестиваля стирает грань между активизмом и искусством. Так, в рамках фестиваля в поселке в Алтын-Казык рядом с городским мусорным полигоном была создана детская площадка. Художники Антон Карманов и Илья Сибиряков выступили в роли дизайнеров городской среды и преобразовали каменистый пейзаж поселка в игровую среду, а художница Пери Орунбаева создала скульптурную композицию из собранных камней. Неподалеку от Алтын-Казык усилиями американского художника сТо Лен и локального сообщества был создан в какой-то мере этнографический музей. На мусорном полигоне был открыт музей мусора. В нем, помимо объектов, созданных из найденных на месте материалов, рассказывается об истории полигона и его работниках. Открытие музея было приурочено к многолетней истории борьбы эко-активистов и работников полигона против пожаров.

Материалы, выбранные художниками для работ, несут в себе главное смысловое послание фестиваля. Так, работа Мишико Сулакаури «Черная метка» – это графика, где грузинский художник в качестве пастели использовал выхлопные газы от городского общественного транспорта.

Большой темой в исследовании отходов для Кыргызстана и всего мира являются продукты текстильной промышленности. Этой теме посвящен целый блок художественных произведений, подкрепленный исследованием, проведенным организацией, работающей в сфере управления отходами в Кыргызстане, «Тазар». Гигантскую мусорную корзину американец Стивен Сигел наполнил отходами текстильного производства. Нидерландская художница Глюкля (Наталья Першина-Якиманская) создала видео-арт «Санаторий для швей», рассказывающий о сложном положении и условиях труда работниц текстильной промышленности в Кыргызстане.

После фестиваля в рамках проекта No textile waste для демонстрации альтернативных методов переработки кураторы Бермет Борубаева, Оксана Капишникова и Аймээрим Турсалиева совместно со швеями из Алтын-Казыка разработают и произведут игрушки и дизайн-объекты из текстильных отходов, а в дальнейшем создадут женский кооператив для организации производства.

Дубовый парк в центре Бишкека на время фестиваля стал «Токсичной средой». Художники Чингиз Айдаров и Саша Филатова собрали инсталляцию из объектов, созданных во время пребывания художницы Мисс Тоби из Берлина в арт-резиденции при галерее Чингиза Айдарова «Заманбап». Они поработали с металлоломом и реинтерпретировали его в художественные объекты. Авторы нарочито не стегают историю своего материала, а дополняют ее персонажами из массовой культуры. Персонажи созданы из металлолома, сохранившего свою историю и форму. Таким образом, подчеркивается взаимовлияние человека и окружающей среды, на экосистему которой он постоянно влияет через свою активную деятельность.

Участники Trash фестиваля сработали на грани искусства и активизма, восполняя некоторые функции, с которыми не справляются современные правительства. Чувствуя острую необходимость,они выступили активной частью гражданского общества и еще раз обратили наше внимание на актуальные проблемы окружающей среды, локальных сообществ и экологического неравенства.

Оля Веселова

Recent Posts

Созданный Альянс кинематографистов Казахстана возрождает кинопремию «Тулпар»

Национальная киноакадемия, Союз кинематографистов и Лига кинематографистов объединились в Альянс кинематографистов Казахстана. Уже в этом…

August 2, 2024

Айдара Омарова назначили врио президента «Казахфильма»

Азамат Сатыбалды покинул пост главы киностудии имени Шакена Айманова. Временно исполняющим обязанности президента «Казахфильма» назначен…

August 2, 2024

Новый логотип Лондонского музея вызвал неоднозначную реакцию британцев

Лондонский музей, ранее известный как музей Лондона, представил свой новый логотип в виде белого фарфорового…

August 1, 2024

Фаррелл Уильямс предлагает вернуть конкурсы искусств на Олимпийские игры

Американский рэпер и креативный директор Louis Vuitton Фаррелл Уильямс предлагает вернуть конкурсы искусств на Олимпийские…

August 1, 2024

Более 1,5 млн зрителей посетили театры Казахстана с начала года

Всего с начала года состоялось 170 премьерных спектаклей в 57 государственных театрах страны. Об этом…

July 30, 2024

Великобритания не будет строить тоннель недалеко от Стоунхенджа

Новое правительство Великобритании приняло решение отказаться от проекта строительства тоннеля недалеко от Стоунхенджа. Проект стоимостью…

July 30, 2024