Одной из основных отличительных особенностей современного искусства можно назвать контекстуальность. Обращение к окружающим обстоятельствам как к смыслообразующей категории восприятия становится основой для художественной рефлексии. Об этом и не только говорили в Бишкеке на пятом экологическом фестивале «Осмысляя историю загрязнений — АРТ ПРОСПЕКТ & ТРЭШ-5», который проходил с 5 по 19 октября.
Обращаясь к словарю за определением слов «отходы» или «мусор», мы получаем «вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления». Оно довольно легко может подойти к очень многим вещам, которые производит человек. Лишь субъективный ракурс человечества делает из результатов собственной деятельности отходы. Многие возразят, что гранью, по которой мы отделяем отходы от продуктов, служит их полезность и нужность. Но тогда мы вступаем на тонкую почву оценивания, что полезно и утилитарно необходимо. Создавать что-то без рациональной нужды и лишь удовлетворяя свои собственные эфемерные желания, – это очень человеческая черта. Контекст, в который мы помещаем «мусор», может кардинально изменить его оценку. Этим принципом, открытым еще Марселем Дюшаном в начале прошлого века, воспользовались организаторы пятого бишкекского эко-фестиваля Trash.
В этом году проект стал результатом слияния двух инициатив: фестиваля «АРТ ПРОСПЕКТ» и TRASH фестиваля. Всего в проекте приняли участие более 20 художников и активистов из Грузии, Казахстана, России, Швейцарии и США.
Отличительная черта фестиваля «АРТ ПРОСПЕКТ» – фокус на работу с локальными сообществами через искусство. По сути, «АРТ Проспект» – это транснациональная сеть независимых художественных организаций, содействующих продвижению искусства как преобразующей силы, способной решать социальные и экологические проблемы, вовлекать и расширять возможностиместных сообществ. Бишкекский Trash фестиваль – это совместный продукт экологов, активистов и художников по привлечению внимания к проблемам охраны окружающей среды, используя инструменты искусства. В условиях сложной геополитической ситуации объединение этих двух инициатив с устремлением к устойчивому будущему всей планеты очень оправдано.
Широкое вовлечение местных жителей в создание проектов Trash фестиваля стирает грань между активизмом и искусством. Так, в рамках фестиваля в поселке в Алтын-Казык рядом с городским мусорным полигоном была создана детская площадка. Художники Антон Карманов и Илья Сибиряков выступили в роли дизайнеров городской среды и преобразовали каменистый пейзаж поселка в игровую среду, а художница Пери Орунбаева создала скульптурную композицию из собранных камней. Неподалеку от Алтын-Казык усилиями американского художника сТо Лен и локального сообщества был создан в какой-то мере этнографический музей. На мусорном полигоне был открыт музей мусора. В нем, помимо объектов, созданных из найденных на месте материалов, рассказывается об истории полигона и его работниках. Открытие музея было приурочено к многолетней истории борьбы эко-активистов и работников полигона против пожаров.
Материалы, выбранные художниками для работ, несут в себе главное смысловое послание фестиваля. Так, работа Мишико Сулакаури «Черная метка» – это графика, где грузинский художник в качестве пастели использовал выхлопные газы от городского общественного транспорта.
Большой темой в исследовании отходов для Кыргызстана и всего мира являются продукты текстильной промышленности. Этой теме посвящен целый блок художественных произведений, подкрепленный исследованием, проведенным организацией, работающей в сфере управления отходами в Кыргызстане, «Тазар». Гигантскую мусорную корзину американец Стивен Сигел наполнил отходами текстильного производства. Нидерландская художница Глюкля (Наталья Першина-Якиманская) создала видео-арт «Санаторий для швей», рассказывающий о сложном положении и условиях труда работниц текстильной промышленности в Кыргызстане.
После фестиваля в рамках проекта No textile waste для демонстрации альтернативных методов переработки кураторы Бермет Борубаева, Оксана Капишникова и Аймээрим Турсалиева совместно со швеями из Алтын-Казыка разработают и произведут игрушки и дизайн-объекты из текстильных отходов, а в дальнейшем создадут женский кооператив для организации производства.
Дубовый парк в центре Бишкека на время фестиваля стал «Токсичной средой». Художники Чингиз Айдаров и Саша Филатова собрали инсталляцию из объектов, созданных во время пребывания художницы Мисс Тоби из Берлина в арт-резиденции при галерее Чингиза Айдарова «Заманбап». Они поработали с металлоломом и реинтерпретировали его в художественные объекты. Авторы нарочито не стегают историю своего материала, а дополняют ее персонажами из массовой культуры. Персонажи созданы из металлолома, сохранившего свою историю и форму. Таким образом, подчеркивается взаимовлияние человека и окружающей среды, на экосистему которой он постоянно влияет через свою активную деятельность.
Участники Trash фестиваля сработали на грани искусства и активизма, восполняя некоторые функции, с которыми не справляются современные правительства. Чувствуя острую необходимость,они выступили активной частью гражданского общества и еще раз обратили наше внимание на актуальные проблемы окружающей среды, локальных сообществ и экологического неравенства.
Стартовало онлайн-голосование премии STEPPE Awards
В музее Кастеева отроется выставка к 100-летию Михаила Кима