Странные рисунки и символы стали появляться по всей Караганде в июне 2023 года. Неизвестный художник изрисовал остановки и стены домов сразу на нескольких центральных улицах города. Это вызвало общественный резонанс и споры о том, что есть уличное искусство, а что вандализм. Местные власти определились сразу — это вандализм. В течение двух недель полиция разыскивала автора работ, но все разрешилось, когда художник сам вышел на связь.

Иван Рясков — известный художник, режиссёр и фотограф из Караганды. Родился в Казахстане, но большую часть жизни путешествует, исследуя регионы Центральной и Юго-Восточной Азии. Иван создает фото и видео проекты о культурном наследии этих мест. В 2022 году в Караганде он презентовал свой фильм «Шырдак», посвященный уникальному объекту культуры Кыргызстана.

На прошлой неделе он опубликовал в Instagram видеоролик и манифест, в котором признался, что это он разрисовал Караганду и предложил властям выйти на диалог с уличными художниками. При этом, художник отметил, что готов понести заслуженное наказание, если оказался не прав.

Искусствовед и куратор Лариса Карчевская специально для Art of Her поговорила с Иваном Рясковым об истории, причинах и смыслах появления рисунков в Караганде, а также о проблемах стрит-арта в Казахстане.


Иван, начнем сразу с вопроса, который волнует всех. Ты автор нашумевших работ в Караганде?

Да, это я — Иван Рясков, и это мой тэг, который я оставляю, путешествуя по миру. Он успел засветиться в Индии, Кыргызстане, Берлине и вот теперь, в печальной истории моего родного города.

Я спросила, потому что на утро, после твоего признания, районный акимат города Караганды поспешил опровергнуть твоё авторство.

Теперь, мне стало страшно… Я боюсь, что они не хотят придавать огласке мое имя, чтобы наказать меня тихонько и максимально жестко. Даже несмотря на то, что я сам признался и облегчил работу структурам.

Они искали тебя почти три недели, а ты пишешь, что не прятался. Как так получилось? Где ты был, почему не объявился сразу?

Я больше чем уверен, что не искали. Я не прятался. Только когда увидел посты с моими работами, и то, как люди ссорятся и спорят, я решил записать манифест и снял видео.

Расскажи, как тебе пришло в голову изрисовать город?

Вы видели Берлин? Радостно по нему ходить! Меня впечатлил их уровень свободы самовыражения. Это же прям весь город музей! В котором художники со всего мира оставляют свои творческие высказывания на всём городе! Вот я и решил добавить красок (прим. ред — Караганде).

Расскажи подробнее, когда и как это происходило?

Было четыре часа ночи. Примерно, месяц назад (прим. ред. — в июне). Я гостил у родственников в Караганде и с удивлением заметил, что в моем рюкзаке осталась пара полупустых баллонов. И я решил прогуляться. Пару раз встретил полицейские наряды, которые «кошмарили» молодёжь на улице. Это всё меня что-то так разозлило, и я решил устроить им весёлую ночку. Прямо у них под носом рисовал.

Стрит-арт Ивана Ряскова. 2023 год. Фото: Ekaraganda.kz

Ты написал в своем манифесте, что эти странные символы — балбалы, древние изваяния наших предков. Понятно теперь, что это твой тэг. Но почему ты рисовал именно их?

Они как будто смотрят на нас пронзительным взглядом и недоумевают от того, что мы творим. Во что превратилось некогда свободное, довольно демократическое, светское государство.

Давай теперь определимся, что же это: манифест, искусство, самовыражение или вандализм?

Я делаю стрит-арт. Я все-таки считаю, что я не вандал. Я не разбивал памятники и не обливал краской что-то ради того, чтобы испортить.

Кстати, ты сам в социальных сетях назвал свою акцию «арт-вандализмом», что это значит?

Я назвал это так, потому что мне смешно от того, что меня окрестили вандалом. При этом, в стране творится полный беспредел, а они художника назвали «вандалом».

Ты в манифесте предлагаешь акиму города выйти с тобой на диалог. Давай представим, что он тебя слышит. Что ты хочешь предложить ему?

Я хочу, чтобы город начал поддерживать наших художников.

Я предлагаю нашему уважаемому акиму услышать народ. Почитать комментарии людей. Как минимум, дать мне возможность исправить ситуацию. Внести вклад в наш родной город. Создать пару художественных проектов вместе. Многим, например, очень понравилась работа на остановке. Я бы с удовольствием ее перерисовал со всеми учетами недочетов.

Ты написал, что раскаиваешься в содеянном. Если бы удалось вернуть время назад, стал бы совершать этот акт?

Сделал бы это эстетично, аккуратно и в одном экземпляре.

Что должно произойти в нашей стране, чтобы урбанистика стала похожей на западную урбанистику? И нужна ли она нам?

Я думаю, нужно перестать копировать, нанимать дилетантов на крупные стрит-арт проекты и обратить внимание на молодых и уникальных художников страны.

Иван Рясков. Фото из личного архива художника.

В Караганде бытует мнение, что уличных художников здесь нет. Но те, кто остался, как они отреагировали на твою ситуацию?

Я знаю крутых художников с улицы. Не все такие смелые и могут открыто признаться. Мы все боимся преследования бюрократов и власти. Многие свободные казахстанские художники писали мне, пишут и будут ещё писать.

Как ты думаешь, что будет дальше с этой историей?

Все что угодно, главное, чтобы без криминала. Но я готов вернуться в страну и на родину, если буду уверен в своей физической безопасности.


Публикуем полный текст манифеста Ивана Ряскова (орфография и стилистика автора):

Меня зовут Иван Рясков и это я разрисовал Караганду. Я режиссёр, фотограф и художник. Принимал участие в международных выставках и провел персональную выставку в Караганде в прошлом году. Сейчас я работаю над большими документальными проектами о культурном обмене между народами центральной Азии и Европы.  

Это мое личное обращение к жителям города и к акиму города Мейраму Кожухову. Я раскаиваюсь за свой поступок (АРТ вандализм в центре города). Приехав после выставки в Берлине я был в состоянии культурного шока и огромного впечатления от урбанистики Берлина. Меня одолевала обида за наши местные таланты, которым не дают развиваться, в связи с бюрократией и непониманием ценности работы художников для развития города. Я сделал это в шоковом состоянии и сейчас меня одолевает чувство вины и совесть. Мои арты на стенах символизируют балбалы, древние изваяние наших предков, которое можно встретить по всей центральной Азии. Сейчас это наследие забывается и уничтожается в угоду корыстным интересам. Я хотел обратить внимание на это — пусть и таким способом. Но не только.

Многие художников хотели бы оставить свой след в урбанистической культуре города, повлиять на его образ и положительное восприятие в глазах жителей и гостей Караганды. Мы можем пойти на диалог и попробовать преобразить наш город легально! Не делая это в спешке, ночью, в рамках художественного протеста.

Я готов понести наказание перед городом за содеянное. Осмелюсь предложить свой план по подключению лучших стрит-арт художников города и личные эскизы, в том числе для остановок. Преобразить улицы современным искусством, с учётом своего видения вековых традиций нашей страны и моего международного опыта. Могу вернуться в Караганду и понести наказание в виде общественных работ или штрафа, как сочтёте нужным. Но я надеюсь, что при этом мы сможем поговорить и найти решение, которое учтёт как традиции, так и современный взгляд на искусство, будет выполнено на должном уровне и в рамках законодательства, и сделает родной город ещё более прекрасным и интересным.

С уважением, Иван Рясков.

Leave a comment

Your email address will not be published. Обязательные поля помечены *