Искусство Казахстана имеет богатейшую историю, начавшуюся задолго до колонизации и соединения с европейскими художественными традициями.

Сакский «звериный стиль», характеризующийся причудливыми мотивами стилизованных фантастических и существующих представителей фауны Древнего Казахстана; космогонические и растительные орнаменты, отражающие культурное наследие тюрков; идолы-балбалы, вокруг которых сложилось столько мифов и легенд; средневековые могущественные мечети и мавзолеи — все это неотъемлемая часть идентичности казахского искусства.

В XX веке живопись в Казахстане развивалась в условиях трансформации культурного и политического пространства страны. В начале века традиционная культура Казахстана соединялась с иными, непривычными для себя художественными традициями. Среди первых таких учителей был Николай Хлудов, позже воспитавший плеяду казахских художников. В Центральном и Северном Казахстане с 1930-х годов в результате сталинских репрессий также появлялось огромное количество уникальных художников и художниц из различных живописных школ, находившихся на территории Советского Союза.

Несмотря на условия тотальной несвободы и художественный метод, практически исключающий критику, большая часть из них работала и обучала молодых художников лучшему, что они могли дать.

Место женщин в искусстве Казахстана было неравным и в прошлом, и в настоящем. В течение многих лет художницы сталкивались с дискриминацией и неравенством в различных областях жизни, включая культурную среду. Тем не менее, мы знаем огромное количество примеров, когда казахстанские художницы боролись и отстаивали право на существование и развитие себя как профессиональных деятельниц искусства нашего региона.


Айша Галымбаева

Произведения Айши Галымбаевой — первой профессиональной художницы-казашки, связаны с обретением свободной манерой письма, метафорически-образным раскрытием темы национальных традиций и обычаев. Ее работы отличаются ярким, выразительным стилем и использованием различных техник, таких как масло, акварель, графика и коллаж. В работах можно увидеть влияние казахской культуры, а также художественных течений 50-х годов.

Одной из ключевых тем, присутствующих в творчестве Айши Галымбаевой, является тема женской красоты и эмоциональной выразительности. В ее работах изображены женские лица с глубокими глазами и яркими чертами, которые передают множество эмоций.


Гульфайрус Исмаилова

Другая известная художница — Гульфайрус Исмаилова. Пример дерзости в живописи и невероятного трудолюбия и упорства. Художница была любимой ученицей Абрама Черкасского. Работая в театре оперы и балета, она занималась костюмами, декорациями и также писала свои знаменитые портреты.

Одной из ключевых тем, которые присутствуют в творчестве Исмаиловой, является женственность и эмоциональность. Ее работы часто изображают женские фигуры, которые передают глубокие чувства, они декоративны и сверкают всей полнотой жизни.


Елена Бейсембинова

Елена Бейсембинова — казахстанская художница, дочь известной художницы Татьяны Яблонской, восстанавливающая в своей живописи технику письма лессировками, прозрачными тонкими мазками. Каждая небольшая деталь, едва уловимый свет и оттенок соединяются в ее работах в особый предметный мир натюрмортов, который трансформируется в идею хрупкости и эфемерности.


Так же и керамические работы Елены Григорьян — удивительной чувственности и легкости, через которые проходит философский диалог между зрителем и художником.


На протяжении всего ХХ века складывалась прекрасная плеяда талантливых женщин-художниц в Казахстане. И не только в академической среде и с классическим видением изобразительного искусства, но и авангардных, андеграундных, пользующихся современными способами для выражения своих мыслей и чувств.

Поколение художниц 1990-2000х годов, которые участвовали в организации первых независимых художественных институций и использовали совершенно новые техники и методы — Сауле Сулейманова, Зитта Султанбаева, Алмагуль Менлибаева, Бахыт Бубиканова, Сауле Дюсенбина и многие другие.

В начале нового века художницы размышляют обо всём, что происходит в стране: от  культуры насилия, репрессивной политики и гендерном неравенстве и до трансформации национальных традиций и зависимости от социальных сетей.

Зоя Фалькова, к примеру, создает работы на тему бытового насилия и восприятия женского тела в контексте социо-культурных изменений. Сауле Сулейменова в авторской технике раскрывает тему памяти и рефлексии над советским прошлым и настоящим, формируются новые творческие объединения. А в выставках участвуют новые имена молодых художниц.

Сегодня женщины являются искусствообразующим фактором в культуре Казахстана, создавая новые произведения искусства, развивая современные технологии и производственные процессы, и осуществляя важные кураторские решения. Тем не менее, проблемы неравенства по-прежнему остаются актуальными, и женщины продолжают бороться за свое место в искусстве и культуре.

«Женщины-художницы должны быть свободны в своем выборе тематики и стиля, чтобы могли создавать работы, которые соответствуют их собственной внутренней природе».

Мэри Кассатт