Выставки

Эквивалентность. Время. Природа. История

В алматинском Музее имени Абылхана Кастеева проходит выставка трёх современных турецких художников Онура Мансиза, Халиля Петука, Амина Мете Эрдогана «Цикл: исследуя современное». Экспозиция во многих смыслах экстраординарная, как в предложенном авторами контексте, так и в формах изложения. Здесь собраны работы, транслирующие представления ее участников о природе и истории, следуя традиции великого Леонардо да Винчи, впервые соединившего в себе науку и искусство. Эта своеобразная оптика видения, безусловно, создала у наших зрителей непривычные художественные впечатления, что побудило непроизвольные желания достучаться до необычайных предлагаемых мессенджей художников.

О том, почему важно посетить выставку «Цикл: исследуя современное» и что говорят нам работы современных турецких художниках рассказывает искусствовед Мария Жумагулова.

Сама их заявка предполагает особый ракурс восприятия их произведений, в которых происходит синхронизация двух начал: рационального и иррационального, интуитивного и материального. Это тот случай, когда искусство — не только приятный «десерт» эстетического порядка, а когда оно воздействует и на наш мозг, апеллируя к знаниям о прошлом человечества. Таким образом в их интерпретации как бы рождается новая реальность, которую предстоит осмыслить. Референция в прошлое — не самоцель художников. Это было бы слишком просто. Мы живем в довольно сложном мире, на разломе эпох, когда по точному выражению известной ученой Татьяны Черниговской «Мы — не в состоянии прогресса, скорее — регресса» и человечеству в такой турбулентной фазе предстоит задуматься о своём будущем, а оно невозможно без оглядки в прошлое.

Импонирует позиция авторов, что они избрали поливариативное сочетание, когда чистое искусство-барометр эмоциональных состояний и наука, которая сводит все к организующему прагматическому началу. Это, пожалуй, самый адекватный путь в исследовании первозданных смыслов истории человечества и определения перспектив развития. Иногда прошлая жизнь кажется легендой и посему необходимо объективно окунуться в архив памяти. Так вырабатывается историческая позиция, но не без поэтического осмысления. Таким образом Эмин Мете Эрдоган сумел создать новое художественное объемное пространство с собственным пониманием эволюции человечества. Оно прошло непростой путь, где неизменно присутствуют, как факторы отрицательной селекции, так и безусловный прогресс, особенно в современном мире, столь насыщенном беспрецедентными открытиями науки и технологий. Отсюда так явственны посылы художников, чтобы мы в своей эйфории достижений не оторвались совсем и безвозвратно от природы, которая безмолвно пытается до нас достучаться. Связь времён и земного пространства становится все более дисгармоничной. Нарушена энергетическая вибрация естественного начала и это особенно тревожно в момент просто пугающего развития искусственного интеллекта…

Работа Эмина Мете Эрдогана воспринимается как скульптурный горельеф в круге, но с использованием необычных материалов и технологий. И тут как раз уместно поговорить: в каком же направлении искусства представлены эти произведения. Данная выставка притягательна вот этой самой интригой, которая непременно возникает у созерцающих зрителей. Нынче искусствоведы всего мира зачастую даже отказываются давать названия существующим стилям и направлениям, настолько велико их количество; возникают новые; зачастую они синкретичны, отказываясь от общепринятой чистоты приемов, а тем более, технологий. До сих пор не утихли дискуссии вокруг стиля гиперреализма, от принятия до полного отрицания. Полагаю, уложить представителей этого направления в «прокрустово ложе» — путь в никуда. Тесная связь фотографии и живописи приводит к замешательству: а искусство ли это?! На этот вопрос, по-моему, вразумительно ответил Анри Матисс: «Живопись не умерла после фотографии, наоборот — она даёт свободу». Да, гиперреализм стремится к максимальной достоверности. Отсюда — неоднозначность отношения. Таких художников часто не допускают к выставкам, конкурсам; с другой стороны — они собирают толпы зрителей, их охотно коллекционируют меценаты. Разница в том, что в лучших образцах всегда очевидна концепция, а не расчёт на внешний эффект. Так вот в представленных работах просматриваются все очевидные признаки гиперреализма, в каждом случае глубоко индивидуально в зависимости от задачи, которая стоит перед каждым автором.

Использование полимерных материалов в гиперреализме далеко не является новшеством. Но в данном случае автор далёк от механического обращения к этому материалу. Он находит остроумное решение, используя выброшенные синтетические детские игрушки со свалки. И они явились органичным материалом для передачи истории человечества, начиная со времён палеолита. Близкая связь наших далеких предков и гармоничное сосуществование с живой природой — флорой и фауной, как единое целое Земли. Здесь анималистическое и антропогенное начала настолько близки и взаимосвязаны, как оно и было в древнем мире. Скульптору удалось найти именно такое изобилие животных, как реликтовых, давно исчезнувших, так и нынешних. Прообраз эволюции человечества, как в физическом, так и духовном плане очевиден. Эмин Мете Эрдоган помещает композиции в круг, прообраз земли и как самую гармоничную геометрическую фигуру. Такая реалистичность образов и неожиданность использованных материалов, непривычная раскраска — в этом фишка, своеобразный спецэффект этих произведений. Художник создал собственную мифологию, рассчитанную на обратную связь со зрителем, приглашая его к собственным размышлениям.

У Онура Мансиза рефлексия на современный мир через искусство портрета, также в самобытном прочтении. Можно подразумевать что это живописная копия фотографии. На самом деле, все гораздо сложнее. Автор не ограничивается точным повторением реальности, а скорее создаёт ее иллюзию с трансляцией собственного отношения к ней. В противном случае здесь не о чем рассуждать. Использованные приемы вполне типичны: применение аэрографа с сохранением фотоизображения, живописи с достижением ожидаемого сходства модели. Но это вполне осмысленный процесс, где явственно обозначено целеполагание художника. Он создаёт как бы третью реальность, где прослеживается собственная мифология вкупе с собственным инструментарием. Изображённые модели вполне конкретизированы, исключая одну с завязанным лицом. Для автора здесь интересна не столько конкретная личность (хотя они вполне узнаваемы), сколько их трансляция как некоего объекта. И в этом эти произведения как бы пересекаются и с сюрреалистическим дискурсом, то есть важнее не отражение модели, как таковой, а впечатление, создаваемое ею. Портрет женщины с закрытым лицом с очевидным подтекстом, который предстоит разгадать зрителю. Здесь уже существенную роль играют детали фона: как-то целая система линий, напоминающая структуру ДНК и адресующая нас к сложным размышлениям о природе личности; трансформации в социуме; генетической предрасположенности; связи с историческим прошлым ее этноса…

В композиции превалирует динамичное решение, создающее атмосферу некоего беспокойства. Остальные портреты также являют собой довольно сложные мыслеформы художника при всей их внешней привлекательности. В них отмечается тщательная живописная проработка с реалистической достоверностью, приближающей их к искусству фотографии; красота цвета в синтезе с декоративно-условной свето-теневой моделировкой; изяществом линейного рисунка. И все же он не ограничился просто фиксацией образов. Здесь подчёркнутая внешняя статичность моделей вовсе не обозначает их спокойное внутреннее состояние. Как и свойственно гиперреализму, о квинтэссенции чувств могут говорить только некоторые весьма выразительные детали: взгляд, поза, ракурс, акцент на каком-то аксессуаре…

Художник Халиль Петук демонстрирует нам третье состояние реальности. Это черно-белая живопись, создающая удивительную магию как бы тающего воспоминания, ощущение некой недосказанности, ностальгию по чему-то бесконечно ценному и безвозвратно уходящему.

Автор пишет живописную композицию пейзажа, которая затем смазывается, создавая вибрации, действующие на сознание и эмоции зрителей. Это нечто большее, нежели обычное изображение. Художник балансирует между искусством и реальностью и побеждает подразумеваемый смысл произведения. Он создаёт новую реальность не для эстетического эффекта, хотя, в первую очередь, именно это бросается в глаза зрителям. Природа, с которой мы были связаны пуповиной во времена детства человечества, уплывает, как мираж — безвозвратно.

«Жизнь вяжет свои петли только по нарастающей и никогда не возвращается, чтобы заштопать разрыв», — по-моему очень точно подходит к концепции трио авторов, глубоко сопереживающих ситуацию неизменно теряющейся связи времён и постепенного отрыва человечества от естественной среды. И эта аморфность общества приведёт непременно к деструктивным явлениям. Как проницательно заметил журналист Виктор Шендерович: «Иногда события происходят поперёк исторического потока», — и в этом их потенциальная опасность. Гости из Турции предложили нам свой творческий интересный кейс со своими мировоззренческими включениями, заслуживающий нашего неравнодушного адекватного восприятия.

Выставка «Цикл: исследуя современное» открыта в Государственном музее искусств РК им. А. Кастеева до 7 июля.

Мария Жумагулова

Искусствовед, постоянный автор Art of Her

Recent Posts

Созданный Альянс кинематографистов Казахстана возрождает кинопремию «Тулпар»

Национальная киноакадемия, Союз кинематографистов и Лига кинематографистов объединились в Альянс кинематографистов Казахстана. Уже в этом…

2 августа, 2024

Айдара Омарова назначили врио президента «Казахфильма»

Азамат Сатыбалды покинул пост главы киностудии имени Шакена Айманова. Временно исполняющим обязанности президента «Казахфильма» назначен…

2 августа, 2024

Новый логотип Лондонского музея вызвал неоднозначную реакцию британцев

Лондонский музей, ранее известный как музей Лондона, представил свой новый логотип в виде белого фарфорового…

1 августа, 2024

Фаррелл Уильямс предлагает вернуть конкурсы искусств на Олимпийские игры

Американский рэпер и креативный директор Louis Vuitton Фаррелл Уильямс предлагает вернуть конкурсы искусств на Олимпийские…

1 августа, 2024

Более 1,5 млн зрителей посетили театры Казахстана с начала года

Всего с начала года состоялось 170 премьерных спектаклей в 57 государственных театрах страны. Об этом…

30 июля, 2024

Великобритания не будет строить тоннель недалеко от Стоунхенджа

Новое правительство Великобритании приняло решение отказаться от проекта строительства тоннеля недалеко от Стоунхенджа. Проект стоимостью…

30 июля, 2024