Контактная информация

В столице в пространстве Forte Kulanshi Art Space идет персональная выставка выдающейся казахстанской художницы Лейлы Махат. Всего в экспозиции представлено 113 работ, которые относятся к разным периодам ее жизни, но объединены одной темой — любовь. Мы поговорили с художницей о главной идее, «чистом» восприятии и самом неожиданном фидбеке о выставке. 

Когда пришла идея  и как долго готовились к выставке “About Love. Leyla”?

Это наша работа, то есть центр искусств Куланши структурно занимается выставками. Каждый раз делаем новые проекты. Мы планируем выставки на год, на два. Для нас это не было неожиданностью, но то, что это будет моя выставка было известно два года назад. Формат определился тем, что я давно не выставлялась в Казахстане и решила сделать что-то вроде ретроспективы, поэтому работ так много.

Нужно ли посетителям выставки что-либо дополнительно читать или изучать по вашему творчеству или лучше прийти с “чистым” взглядом и прочувствовать все непосредственно на месте? 

Мне кажется, что выставку надо смотреть как зрителю удобно. У каждого своя позиция, свой подход. Искусство визуальное оно не требует особенной подготовки как и все виды искусства, то есть оно либо заходит, либо не заходит. Я считаю, что свежее восприятие это прекрасно и это наверное самое чистое восприятие, которое может быть. 

Как думаете, какие три слова наиболее полным образом могут охарактеризовать вашу выставку? 

Главное здесь, конечно, любовь. Вторым словом будет “надежда”. С третьим словом немного сложно, потому что с одной стороны очень много хочется сказать, с другой стороны все чувства которые хочется передать они как раз-таки в первом слове есть. Больше, конечно, надежда на что-то лучшее. 

В чем выражается “надежда” ?

Наверное в самих идеях, потому что там очень разные картины и по тематике и по технике создания. Я сама неожиданно для себя открыла то, что по сути каждый художник выбирает себе дорогу и по ней идет. На самом деле как меняются почерки, как меняются стили не влияет на то какой идеей болеет человек, потому что это как заряд “положительный” или отрицательный посыл. Мне кажется, особенно радикально изменившегося в моих работах 85-го года или 2005 года наверное таких концептуальных изменений нету. Есть конечно изменения чисто технического плана, меняются масштабы, техника, но посыл остается тот же. Та же надежда. Если посмотрите графику старых времен как раз ее там прям “ор”, крики о том что хочется за что-то зацепится куда-то потянуться чтобы куда-то пойти. Мне тогда было то, господи…

Расскажите о графических работах подробнее 

К сожалению, люди не вечны и когда уходят родители начинаешь совсем по-другому воспринимать мир, это что касается эмоционально-интеллектуальной составляющей твоей жизни. Есть еще как бы физическое, практические вещи, которые нужно решать. Что-то нужно делать с квартирами, с тем багажом, который они накопили. Это было, на самом деле, очень трогательно, потому что я нашла эту папку и самое интересное, что хранил то ее папа моего мужа. Для него это было важно, раз он хранил ее. У него на каждого члена семьи есть отдельные папочки, где он хранил вырезки из газет, какие-то материалы и брошюры или труды научные, которые делали те или иные члены нашей семьи. У него в папке оказались куча моих старых каталогов и вот графические работы. С одной стороны это было трогательно, с другой стороны больно, потому что ты еще раз переживаешь то, через что ты прошел. Это в любом случае вселяет опять же какую-то надежду и любовь. Без любви такие вещи не делаются, не хранятся архивы. Если тебе эта информация не нужна, ты ее не будешь хранить у себя дома. Надежда  в том смысле, что может быть дети наши будут хранить то, что осталось от нас. Вот такая преемственность с одной стороны меня уколола, с другой стороны сама же себя излечила, потому что это классно, когда люди хранят семейные ценности. Это трепетное отношение родителей к тому, что делают дети. Мне кажется это замечательно. 

Главная идея выставки о любви, навеяна внешними обстоятельствами: тем что сейчас в мире мало любви или внутри вас такая потребность показать любовь в таком виде? 

Знаете я верю, что внешний и внутренний мир у человека это единое целое. Просто другое дело, что не все могут нырнуть в свой внутренний мир и честно там храбро плавать. Легче зацепиться за внешние реалии. Для меня любовь это искусство. По сути любовь это все, это вселенская энергия, которой мы питаемся и которую мы используем и создаем. Весь этот бесконечный процесс легко можно уместить в этом слове — любовь. Внутренняя потребность в любви есть у каждого человека. От того в какой геополитической ситуации живет человек, он навряд ли может это изменить. Конечно, хочется периодически убежать в какой-то древний мир или наоборот ускакать в будущее. От нас же это не зависит.  Поэтому я хотела, чтобы эта любовь, эта энергия пронизывала не только внешнюю оболочку нашей жизни, но чтобы она исходила изнутри. Очень много мы себя растрачиваем, чтобы внешне зацепиться или как-то определиться, показаться людям. Статус вот эти все штуки, это, конечно все круто, но когда нету гармонии между тем, что у тебя внутри и тем, что у тебя снаружи ты сам себе закрываешь все энергетические потоки. 

Про серии

У меня много графики, которые посвящены древнему миру. Мне кажется,  что эти древние вещи сейчас очень современны. Они достойны не просто находиться в музеях, но необходимо, чтобы эти образы жили и сейчас.

Серия про старых мастеров. Эти художники были гениальными рисовальщиками, понятно что они работали на заказ. Исполнение же зависит от отношения к своему делу. Кому-то скажешь: “свари мне кофе” и  тебе сварят не очень хорошо, а кто-то сделает с любовью так,  что наступает счастье.  

Женщины в искусстве. Я писала диссертацию “Гендерный аспект в изобразительном искусстве”. Для меня было важно рассмотреть женщину в искусстве не только как модель, как привыкли все в изобразительном искусстве, но и как человека который сам творит. Когда нет откровения нет и работы, если делать то делать “по чесноку”. 

Самый неожиданный отзыв о вашей выставке? 

Мне нравится как женщины реагируют на полиптих с руками. Он такой большой и мрачный и люди не сразу понимают, что это такое. Потом, когда вглядываются даже движения становятся похожими. Они тоже начинают делать какие-то жесты руками. Может они себя проверяют или сравнивают какие жесты делаю я руками и они. Для меня это какой-то импульс такой. Вообще мне очень нравится приходить по своим рабочим делам и наблюдать, как люди ходят, делают селфи, выбирают себе те части экспозиции, которые им больше нравятся.  

Какие люди приходят на выставку “Про Любовь. Лейла”?

Очень разные. Я однажды сюда забежала и как-то даже напугалась, потому что тут ходило много людей в полицейской форме. Оказывается они пришли на экскурсию, они попросились и записались. Их было много, но это было классно. Дети, очень много школьников и студентов. У нас тут такие странные вещи творятся. У нас тут лавстори снимаются, предложение руки и сердца делают, тик-токи снимают. 

Можно ли будет услышать экскурсию по выставке лично от Вас? 

Если есть такая потребность, то можно нам написать и позвонить, почему бы и нет. Я периодически устраиваю экскурсии для людей, которые меня просят. По сути наши экскурсии работают четыре раза в неделю с гидами, которые рассказывают на разных языках. Вот вы говорили про “чистый взгляд” вот наши гиды, как раз выступают своего рода проводником. Экскурсовод заостряет внимание или подталкивает какой-то информацией или текстом. Начинается совсем другое общение. Поэтому, когда люди остаются после экскурсии и зависают то это значит, что и гид отработал правильно, успел заинтересовать и человек открылся. Прошел энергетический обмен. 

Выставка продлится до 4 сентября, Адрес — Forte Kulanshi Art Space Достык 8/1.

Вход свободный, можно записаться на бесплатную экскурсию.

Контакты — +7 (7172) 74 — 47 — 09, +7 (702) 510 — 57 — 20

Автор материала: Зарина Кусанова

Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.