Статьи

Да Здравствует Варда! Ретроспектива фильмов режиссерки, стоявшей у истоков Французской новой волны

C 11 октября до 28 января 2024 года во Французской синематеке проходят выставка и ретроспектива фильмов, посвященных творчеству и жизненному пути известной режиссерки Аньес Варды — женщины, по сути единолично запустившей Французскую новую волну.

Авторка Art of Her Ботагоз Койлыбаева посетила выставку «Да здравствует Варда!», поговорила с кураторкой Флоранс Тиссо и подготовила биографическую статью о самых главных событиях в жизни Аньес Варды.


Выставка охватывает самые значительные периоды жизни и творчества легенды французского кинематографа. Их можно разделить на три части: фотография, кино и визуальное искусство. До своего режиссерского дебюта «Пуэнт-Курт», снятого в 1955 году, Варда была работающим фотографом и, по ее собственному признанию, видела лишь с горстку фильмов.

«Меня всегда интересовало искусство, и до 26 лет я практически не смотрела кино», – признается она.

Экспозиция демонстрирует талант Аньес как чуткой фотографини, которую интересует окружающий мир, – ее взгляд привлекают моряки, работающие в прибрежном городе Сет, где Варда провела свое детство; гниющая картошка в форме сердца и свое собственное тело, метаморфозы которого она продолжит запечатлевать до самой своей смерти.

Фотография сопровождала Аньес Варду на протяжении всей ее жизни. Камера – один из инструментов, с помощью которого предшественница «новой волны» не только показывала, а скорее создала свою реальность. Уже будучи прославленной режиссеркой Варда продолжала фотографировать, и в особенности ее интересовали политические и социальные движения. На выставке можно увидеть и черно-белый портрет Че Гевары, доверительно смотрящего в камеру, и грозных Черных Пантер, скандирующих антирасистские лозунги, и американских хиппи на демонстрациях против войны во Вьетнаме; детей и работников коммунистического Китая, куда Варде в составе французской делегации удалось попасть в 1957 году.

Большая часть выставки посвящена ей как кинематографине. Ее разноплановость сродни мастерам эпохи Возрождения – документальное, игровое, экспериментальное, короткометражное – Варда попробовала все возможные форматы кино. Одним из самых знаменитых и значимых фильмов Аньес до сих пор остается ее по сути феминистический киноманифест «Клео от 5 до 7», снятый в 1962 году. Кураторка выставки Флоранс Тиссо акцентирует внимание на «свободе» Варды как женщины и как художницы.

«Никакие оковы — эстетические, политические, экономические — не могли сдержать ее безумную свободу», – отмечает Тиссо.

Клео в исполнении Корин Маршан отражает творческое и политическое пробуждение женщин в послевоенной Франции. Как и ее героиня, Варда бунтовала против Кодекса Наполеона – она сбегала из дома, родила дочь вне брака, имела отношения с женщинами и была финансово независимой с раннего возраста. Клео – воплощение ангельского создания – осознает пагубность мужского взгляда и обретает смелость, пусть и ненадолго. На выставке представлены дневники со съемок, в которых видна скрупулезная раскадровка руками Аньес Варды. Представлено также и письмо-отзыв кинокритика Жан-Люка Годара, написанное им для 140-го выпуска журнала Cahiers du Cinema.

С конца 1960-х годов внимание Варды к женскому опыту стало более открыто политизированным. Кураторка выставки Флоранс Тиссо акцентирует глубокий феминистический дух Аньес, пронизывающий ее жизнь и творчество. В своем позднем фильме «Пляжи Аньес» (2008) она произносит популярную фразу

«Я старалась быть радостной феминисткой, но я была очень зла». 

Вне экрана Варда подписывает знаменитую петицию “Манифест трехсот сорока трех”, созданную Симон де Бовуар, для того, чтобы заставить французское правительство легализовать аборты (в 1975 году закон о легализации абортов вступил в силу). На этой феминистической волне она снимает другой важный фильм, завоевавший Гран-при на Берлинском кинофестивале, – «Счастье» (1965). Фильм, изображающий любовный треугольник, в свое время шокировал зрителей резким контрастом визуальной красоты и трагического финала. Как описывает Тиссо«(любовный треугольник – прим. ред) изображен с беспрецедентной смелостью и двойственностью». 

Визуально роскошный фильм, вдохновленный полотнами Матисса и Ван Гога, исследует природу желания и счастья. Молодая Аньес, неудовлетворенная социальными семейными нормами, пыталась понять, что делает семью семьей: любовь? страсть? ответственность? 

Отдельного внимания заслуживает и другой игровой фильм Варды, переосмысливающий образ женщины. На зеленой стене выставочного зала висит грубая и глубоко потрепанная кожаная куртка, которую никогда не снимала героиня Сандрин Боннер из «Без крыши, вне закона» — молодая бродяжка Мона. С этим фильмом Аньес исследовала свою излюбленную тему — жизнь маргинальных людей — людей, отброшенных на задворки капиталистического общества: фермеров, рыбаков, бездомных, скваттеров, – людей бессистемных и внесистемных. В одном из последних интервью, посвященном награждению Варды почетным «Оскаром» за вклад в киноискусство, режиссерка признается, что никогда не снимала фильмы о «буржуа».

«Меня всегда интересовали люди, не принятые обществом», – признается Аньес. 

Всегда любившая искусство и всегда его цитирующая, в 2003 году она официально осваивает (и присваивает) новую стезю – визуальной художницы. По приглашению куратора Ханса Ульриха Обриста 75-летняя Варда принимает участие в 50-й Венецианской биеннале, где демонстрирует инсталляцию «Картофельная утопия» (Patatutopia). Работа представляла собой триптих – три экрана, на которых показаны разные стадии увядания картошки. Любовь к картофелю началась для нее с документального фильма «Собиратели и собирательницы» (2000). В Музее Орсе Варду заворожила картина Жана-Франсуа Милле «Les Glaneuses» (1857), на которой изображены три женщины, собирающие остатки урожая. Картина заставляет режиссерку задуматься о том, кто они современные собиратели и собирательницы. На свою маленькую ручную камеру Аньес снимает бездомных, бродячих и иммигрантов как столпов против чрезмерного потребления. Подобранные ею разношерстные картофелины становятся предметом инсталляции и символом сопротивления социальной иерархии, которая стремится даже картошку сделать идеальной и привлекательной для супермаркетов.  

Последние годы жизни «динозавра Новой волны» — так шутя называла себя Варда – были невероятно продуктивными. Она снимает документальные фильмы о себе и о муже – личные и рефлексивные работы. Она работает с молодым фотографом JR над фильмом «Лица, деревни»; она создает выставку для Фонда современного искусства Картье. Кураторка Флоранс Тиссо считает, что окончательно режиссерка прославилась лишь после своей смерти в 2019 году. Сегодня мы говорим, что Аньес Варда была ключевой фигурой Новой французской волны и именно ее картины «Клео от 5 до 7» и «Собиратели и собирательницы» вошли в недавний список «100 лучших фильмов всех времен» по версии журнала Sight and Sound. Тиссо считает, что переоценка произошла поздно, поскольку Варде всегда было трудно получать финансирование на свои проекты: ей пришлось ждать восемь лет, чтобы снять свой второй полнометражный фильм, в то время как ее современники и друзья, такие как Жан-Люк Годар, могли снимать игровые фильмы с большим бюджетом и влиянием.

Без нее невозможно представить не только новую волну, но и кинематограф в целом. Если описывать Аньес Варду одним словом, то это смирение и ни в коем случае не скромность. Ее бунтарский нрав, неутомимое любопытство, нескончаемые эксперименты с искусством, будь это фотография, кино или инсталляции, показывают ее смирение перед теми, кого ее творчество освещает. Варда считала интересными простых людей – собирателей и собирательниц – людей «незаметных» и обделенных, людей, которые собирают мусор и продают еду. Кино Варды – глубоко гуманистическое и интерсекциональное, а потому она остается одним из самых актуальных авторов мирового кино.

Ботагоз Койлыбаева

Авторка Art of Her

Recent Posts

Созданный Альянс кинематографистов Казахстана возрождает кинопремию «Тулпар»

Национальная киноакадемия, Союз кинематографистов и Лига кинематографистов объединились в Альянс кинематографистов Казахстана. Уже в этом…

2 августа, 2024

Айдара Омарова назначили врио президента «Казахфильма»

Азамат Сатыбалды покинул пост главы киностудии имени Шакена Айманова. Временно исполняющим обязанности президента «Казахфильма» назначен…

2 августа, 2024

Новый логотип Лондонского музея вызвал неоднозначную реакцию британцев

Лондонский музей, ранее известный как музей Лондона, представил свой новый логотип в виде белого фарфорового…

1 августа, 2024

Фаррелл Уильямс предлагает вернуть конкурсы искусств на Олимпийские игры

Американский рэпер и креативный директор Louis Vuitton Фаррелл Уильямс предлагает вернуть конкурсы искусств на Олимпийские…

1 августа, 2024

Более 1,5 млн зрителей посетили театры Казахстана с начала года

Всего с начала года состоялось 170 премьерных спектаклей в 57 государственных театрах страны. Об этом…

30 июля, 2024

Великобритания не будет строить тоннель недалеко от Стоунхенджа

Новое правительство Великобритании приняло решение отказаться от проекта строительства тоннеля недалеко от Стоунхенджа. Проект стоимостью…

30 июля, 2024