Очень легко попасть в лингвистическую ловушку если слишком поверхностно подойти к термину «современный». В русском языке это слово воспринимается как нечто, относящееся к настоящему времени, как «современные технологии». И насколько непривычно слышать, что картина 1947 года является произведением современного искусства.

Сам термин «современное искусство» вбирает в себя два английских термина – contemporary art и modern art, что может очень сильно сбивать с толку. Предлагаю всё расставить по местам: термин «контемпорари арт» свободно используется для обозначения искусства современного и, относительно недавнего прошлого, инновационного или авангардного характера – согласно определению галереи Tate.

Дата, с которой мировые музеи ведут отсчёт произведений contemporary art, у многих варьируется. Например, институт контемпорари искусства в Лондоне, основанный в 1947 году, с этого года признаётся чемпионом данного направления. В свою очередь The New Museum of Contemporary Art в Нью-Йорке, выбирает более позднюю дату – 1977 год. В 1980-е годы Tate планировал свою версию музея современного искусства, в котором термин контемпорари определялся как искусство последних десяти лет на скользящей основе – то есть любое произведение последних десяти лет от сегодняшнего дня считается contemporary art.

Наряду с терминами contemporary art и modern art, есть ещё определения относящиеся к современному искусству – актуальное искусство и современное искусство в буквальном смысле. Почему так сложилось и как разбираться в том, что является современным искусством, а что – нет, я расскажу в этой статье, по возможности не ударяясь в технические особенности.


Модернизм

Зарождение модернизма и современного искусства можно отследить в эпохе индустриальной революции. Период быстрых изменений в производстве, транспортировке и технологиях начался примерно в середине XVIII века и продолжался до XIX века, глубоко повлияв на социальные, экономические и культурные условия жизни в Западной Европе, Северной Америке и, в конечном итоге, в мире. Новые формы транспорта – железная дорога, паровые машины и метро – изменили способ жизни, работы и путешествий людей, расширив их мировоззрение и доступ к новым идеям. По мере процветания городских центров, рабочие стекались в большие города за рабочими местами в разных индустриях и городское население бурно росло. Жизнь стала более стремительной и это не могло не оставить свой след в изобразительном искусстве.

До середины XIX века царила традиционная академическая школа живописи. До изобретения фотографии полотна художников практически выполняли документальную функцию, они выполняли заказы на изображение зданий, людей и исторических событий. Самое главное – изобразить максимально реалистичный внешний облик объекта. А высшим эквивалентом художественного творчества было искусство изящное – в основном библейские и мифологические сюжеты. Высокохудожественно прописанные, недосягаемые небожители смотрели с холстов на благоговеющего зрителя. Это была экзальтация наслаждения внешней формой объекта. И тут грянула новая эпоха, которой суждено было перевернуть все основы художников и резко вскрыть ткань материальной реальности, уверенно ворваться за пределы застывшего внешнего облика объекта. Название этой новой эпохи – «Modern Art», с английского языка переводится как «современное искусство», эквивалентом чего в русском языке служит слово «модернизм». Этот термин означает в первую очередь, отход произведений от традиционной академической школы живописи. Это огромная богатая на художественные события эпоха, основные вехи которой будут затронуты далее.

Основным стимулом перехода модернизма в живопись в XIX веке было изобретение фотографии и популяризация её среди населения. Многие художники буквально оказались без заказов так как ни один художник не сможет изобразить реальные формы достоверней чем фотография. Изобретение фотографии, с одной стороны, повергло художников в неприятный шок, но, с другой стороны, от художников больше не требовалось находиться в жёстких рамках натурализма – пришло время экспериментов и поисков.

Клод Моне, «Отражение облаков в пруду с водяными лилиями», 1914–1926 гг.

А что, всё-таки, не могла дать фотография? Художники нашли ответ – цвет. Фотография конца XIX века не могла передать всю богатую палитру окружающего мира и эта идея стала находкой для художников. Цвет возвели в культ. Впервые художники начали выезжать на природу для написания картин, мазки кисти стали более динамичными, раздельными, форма стала условной. Через цвет художники выражали как и красоту и уникальность мимолётного мгновения, так и сильные эмоции и чувства. Так началась первая ветка модернизма – «хроматизм»(импрессионизм, постимпрессионизм, фовизм, и т.д).

Когда в цвете было сказано буквально всё, (примерно, в течении 30 лет) искусство стало нуждаться в новых способах выражения. С точной формой изображаемого справилась фотография, максимальную силу и влияние цвета раскрыли в хроматизме – что дальше? А дальше опять возвращение к форме, только далеко не в привычном её понимании…

Художники начала XX века осознали, что на самом деле тема формы не исчерпана и тут раскрываются огромные возможности – изменить привычный облик вещей для ещё большей выразительности заложенных смыслов. Можно представить такую аллегорию  – живопись стала похожей на кривое зеркало, затем на разбитое кривое зеркало с застывшим отражением, которое склеили не в том порядке в котором оно было изначально (шуточная образная иллюстрация кубизма). Если серьезно, то помимо оригинального и эффектного изображения, художники кубисты как бы показывали, что возвышенный и гармоничный неспешный мир потрескался и реальность на ряду с живописью больше не доставляет того мечтательного созерцания, как раньше. В картинах появились углы о которых можно порезаться. Изображение женщин от возвышенных чистых богинь перешло в искорёженные тела и лица уличных женщин. Художников стали больше вдохновлять не милые фарфоровые личики, а жуткие африканские маски.

Пабло Пикассо, «Авиньонские девицы», 1907 г.

Эксперименты с изменением обыденного вида предмета создали новые открытия – какое мощное воздействие на сознание и подсознание человека оказывают разнообразные формы, не загнанное в тиски академических правил построения. Вдохновляясь этим озарением художники начала XX века начали задумываться о том, зачем вообще менять форму предмета, если можно создавать её с нуля в чистом виде. Зачем нужна «предметность»? И так живопись полностью очистилась от материи и перешла в живопись беспредметную, отражающую духовность, чувства и идеи в чистом виде без привязки к физическому объекту совсем. Так родилась абстракция.

Василий Кандинский, «Композиция VIII», 1923 г.

В начале XX века грянула первая мировая война. Сильнейшее потрясение для Европы. Было бы странно художникам и дальше изображать прекрасные формы и цвета. Творчество, как совокупность всех человеческих помыслов и настроений выплеснулось в протест и провокацию. Бред и абсурд, юмор и, практически хулиганство – всё это нашло выражение в искусстве, и это то, чем лечились измученные войной люди. В эту эпоху возникли такие направления как сюрреализм, дадаизм и другие. Бессмыслица была бальзамом на душу тем, на чьи плечи легла невыносимая серьезность реальности вокруг. Художники направления Дада чувствовали, что война ставит под сомнение каждый аспект общества, способного начать эту войну, и под угрозой было искусство самого общества.

Их целью было уничтожить традиционные ценности и создать новое искусство взамен старого. Как позже писал художник Ганс Арп: «Мы в Цюрихе, разгромленные мясорубкой 1914 года, посвятили себя искусству. Пока пушки грохотали вдали, мы пели, рисовали, делали коллажи и писали стихи изо всех сил, как могли». Помимо антивоенного, стиль дада был ещё и антибуржуазным и имел политические связи с радикально левой фракцией. Основателем дада был писатель Уго Болл. В 1916 году он основал сатирический ночной клуб в Цюрихе, кабаре «Вольтер», и журнал, который, как говорил Болл, будет носить имя «Дада».

Франсис Пикабиа, «Редчайшая картина на Земле», 1915 г.

Все вышеизложенное – это очень упрощённое объяснение раннего и позднего модернизма. В эти приблизительно сто лет (середина 19 века – середина 20 века) произошел максимальный разворот искусства. Это было удивительное время для художников. За относительно короткий период времени можно было наблюдать стремительное и захватывающее изменение направлений живописи, стилистики работ, идей, подачи и настроений. Бесчисленное количество «измов» каждый из которых заслуживает внимания для отдельной статьи и даже книги. Если подвести итог, то все описанные течения – это «современное искусство» с тем контекстом, что это не академическая традиционная живопись.

Трэйси Эмин, «Hate and Power Can be a Terrible Thing», 2004 г.

Постмодернизм

Начало постмодернизма – это примерно середина XX века. В цвете было все сказано, в форме тоже, в принципе в самой живописи все сказано. Что же дальше? А дальше мир чистых идей. Изобразительный метод стал формальностью, который служит главному – концепции и смыслу. От поп арта до концептуального искусства и перформанса.

Прежде чем перейти к следующим видам современного искусства, давайте определимся, почему модернизм и постмодернизм до сих пор могут относиться к «современному искусству»? До эпохи модернизма стили живописи начинались, проходило около ста лет и на смену старому стилю приходили новые. Предыдущие стили считались устаревшими. А начиная с эпохи модернизма и заканчивая постмодернизмом, художественные методы перестали уходить в прошлое. Все изобретенные направления этих эпох до сих пор используются художниками в контексте «современного искусства». Например, возьмите абстракцию, импрессионизм или концептуальное искусство – все это смотрится свежо и актуально на сегодняшний день, несмотря на то, сколько прошло лет с момента их изобретения. Это даже скорее способы художественного выражения а не стили. Меняются темы, но художественные методы, чаще всего, остаются в пределах модернизма и постмодернизма.


Contemporary Art с английского языка также переводится как «современное искусство». В чем разница между Modern Art и Contemporary Art? Если брать определение лондонской галереи современного искусства Tate, то термин Contemporary Art широко используется для обозначения искусства настоящего и относительно недавнего прошлого, новаторского или авангардного характера. Contemporary Art определялось как искусство последних десяти лет на постоянной основе. Все, что в пределе 10 лет от нашего времени и назад – это Contemporary Art.

Художница Сауле Сулейменова на фоне своей работы «Небо над Алматы — қанды қаңтар», посвященной трагическим январским событиям 2022 года в Казахстане.

Актуальное искусство – это отражение в художественных работах современных, социальных, культурных и духовных аспектов времени. В принципе, почти то же самое, что Contemporary Art, только термин введен с адаптацией на русский язык в начале 21 века. В целом это тоже противостояние традиционалистам – разработка экспериментальных новых идей, подачи и выражения. Относится к настоящему времени.


Современное искусство. В широком смысле. Современное искусство не как специальное определение или название, а буквально – искусство наших современников. Не обязательно оно должно отражать время, быть актуальным. Современное искусство «в буквальном смысле», может быть как изящным, так и модернистским, просто это те картины, которые написаны совсем недавно. Возможно, в пределах десяти лет как и Contemporary Art, но тонкая разница есть. Всё-таки Contemporary Art – это более новаторский подход к художественному выражению, а наши современники могут написать картину в традиционном стиле. К примеру, здание, которое открылось в этом году – и это тоже будет, буквально, современным искусством.


Итоги

Истоки «современного искусства» в идейном плане, происходят от модернизма. Изобразительные методы живописи модернизма, которые используются сейчас, считаются современными, потому что они не относятся к классической школе.

Contemporary Art – это искусство в пределах 10 лет от нашего времени и назад, как правило с авангардным и новаторским уклоном. То, что уходит из десятилетия становится постмодернизмом.

Современное искусство в широком смысле может быть актуальным (отражать культурные, социальные и духовные аспекты времени) и просто документировать художественным языком события нашего времени, даже если оно в традиционном стиле.

До сих пор существует моего споров и мнений о том, что является современным искусством и, правда, изучая этот вопрос глубоко, можно запутаться ещё больше. Главное, понимать, что знание всех этих направлений живописи, стилей, подходов и эпох будет пустым звуком, если при восприятии работы художника, в первую очередь, не появилось желание никак это не анализировать, а просто вобрать в себя как плод творчества, чтобы насытить то не названное и незримое в нас. Если контакт состоялся, дальше уже можно «познакомиться», в основном для того, чтобы понять какой именно путь художественного выражения вам близок и, погружаться глубже в этот захватывающий и разнообразный мир искусства.

Инна Кипчакбаева

Автор Art of Her

Recent Posts

Созданный Альянс кинематографистов Казахстана возрождает кинопремию «Тулпар»

Национальная киноакадемия, Союз кинематографистов и Лига кинематографистов объединились в Альянс кинематографистов Казахстана. Уже в этом…

2 августа, 2024

Айдара Омарова назначили врио президента «Казахфильма»

Азамат Сатыбалды покинул пост главы киностудии имени Шакена Айманова. Временно исполняющим обязанности президента «Казахфильма» назначен…

2 августа, 2024

Новый логотип Лондонского музея вызвал неоднозначную реакцию британцев

Лондонский музей, ранее известный как музей Лондона, представил свой новый логотип в виде белого фарфорового…

1 августа, 2024

Фаррелл Уильямс предлагает вернуть конкурсы искусств на Олимпийские игры

Американский рэпер и креативный директор Louis Vuitton Фаррелл Уильямс предлагает вернуть конкурсы искусств на Олимпийские…

1 августа, 2024

Более 1,5 млн зрителей посетили театры Казахстана с начала года

Всего с начала года состоялось 170 премьерных спектаклей в 57 государственных театрах страны. Об этом…

30 июля, 2024

Великобритания не будет строить тоннель недалеко от Стоунхенджа

Новое правительство Великобритании приняло решение отказаться от проекта строительства тоннеля недалеко от Стоунхенджа. Проект стоимостью…

30 июля, 2024