В Алматы открылись две новые скульптуры Сырлыбека Бекботаева «Қара шапан» («Черный чапан») на территории ТРЦ «Esentai Mall» и у ресторана «Афиша» на ул. Панфилова.
Впервые работы из серии «Шапан» художник представил во время проведения Всемирной выставки EXPO-2017 (Астана) в национальном павильоне Нур-Алем. Казахский и средне-азиатский чапан – это образ, который содержит в себе уникальный и легко узнаваемый местный культурный код. Кочевники обменивались чапанами, как материальным символом уважения, единства и взаимопонимания, скрепляя союзы и договоренности.
«Сейчас, когда мы рефлексируем над своей самоидентичностью в период деколонизации, это очень актуальная работа. Многие люди стали носить чапаны, так они отражают свой культурный код. Но какого-то определенного смысла в цвет и форму я не закладывал. Для меня было важно, чтобы среди городской архитектуры скульптуры визуально смотрелись красиво и добротно», – поделился Сырлыбек Бекботаев.
«Қара Шапан» соткан из металлических проволок разной толщины, и несмотря на то, что на самом деле материал сложный и неподатливый, кажется, что выкроен он был из цельного куска ткани. Замысловатое плетение складывается в абстрактный орнамент, напоминающий узбекский абровый шелк, а лохматые слои металлической вязи, один за другим сложенные внахлест, отсылают к войлоковалянию.
«Скульптуры завершились своевременно благодаря помощи моих друзей-художников: Оралбека Кабоке и Дауренбека Бекназарова. Они внесли свою значимую лепту. Все-таки плетение – это очень трудоемкий процесс, без них я был работал над ними гораздо дольше», – отметил художник.
Сырлыбек Бекботаев (р.1987) – мультидисциплинарный художник. Окончил Казахско-Турецкий Университет (Алматы) по специальности «Рисунок и графика». Состоял в арт-группе «Кызыл трактор». Художественная практика Сырлыбека очень разнообразна: от живописи, графики и фотоарта, до инсталляций и перформанса. Больше всего волнует художника аналитическая интроспекция – исследование кочевнической философии, с точки зрения человека, никогда по-настоящему не испытывавшего жизни в степи, но при этом на интуитивном уровне чувствующего глубокую связь с тем особым отношением к пространству и образу жизни.
Обложка: Tima Baldin.
«Через искусство можно оставить свое имя в истории»: галеристка Данагуль Толепбай о сфере арт-бизнеса в Астане
Майке Крус назначена директором Art Basel