Центр современной культуры «Целинный» откроет свои двери уже в декабре этого года. Об этом заявила директорка Джамиля Нуркалиева в ходе пресс-тура и панельной дискуссии о судьбе сграффито Евгения Сидоркина, которые прошли в начале июня.

Спустя шесть лет реконструкция здания подходит к завершению, и команда «Целинного» активно готовится к выставочному сезону в собственном доме. Все это время они организовывали свои проекты на площадках других арт-институций Алматы.

Однако актуальным остается вопрос о судьбе остатков сграффито Сидоркина, которое было обнаружено в 2018 году в ходе подготовительных работ к реконструкции и вызвало не мало споров среди местных жителей о его будущем. О том, что было на общественных слушаньях и какая судьба ждет монументальную работу Евгения Сидоркина рассказывает главный редактор Art of Her Рус Бикетов.


Откуда взялось сграффито Евгения Сидоркина?

В 1964 году по проекту архитектора Савелия Розенблюма было построено здание кинотеатра «Целинный». Как сообщают в пресс-службе ЦСК, 12 октября 1964 года состоялось совещание Художественного Совета Казхудожфонда, которое постановило принять «с оценкой отлично» выполненную художником Сидоркиным «орнаментальную роспись способом «сграффито». Это и была та самая большая композиция многослойного сграффито для фойе «Целинного».

В 2001 году кинотеатр вошел в киносеть «Отау синема» и был полностью реконструирован: основной зал разделили на два, изменили фасад, надстроили второй этаж, зашили в гипсокартон сграффито Сидоркина.

В 2016 году задние бывшего кинотеатра, которое некоторые эксперты стали относить к памятнику раннего модернизма, купил бизнесмен и меценат Кайрат Боранбаев, решив открыть на его месте Центр современной культуры. Тогда местные общественники забеспокоились, что историческое здание снесут, как и кинотеатр «Алатау», на месте которого компания, принадлежавшая Боранбаеву, открыла известную мировую сеть ресторанов быстрого питание.

Однако бизнесмен заверил жителей, что сносить здание бывшего кинотеатра не планируется. Тогда специалисты стали разрабатывать план реконструкции, который осложнялся некачественным строительством и отсутствием современным норм сейсмостойкости у здания.

«Когда мы подали проект реконструкции, проводилось исследование, по результатам которого нам сообщили, что здание подлежит сносу. Во-первых, это некачественное строительство. В советские годы его строили в рекордные сроки, потому что по своей идеологии оно должно было закрыть Никольскую церковь. Во-вторых, отсутствие укреплений согласно современным сейсмическим нормам. Но мы все же приняли решение сохранить историческую ткань здания. Для этого мы обратились в КазГАСА, чтобы они разработали нам проект укрепления», — рассказала Джамиля Нуркалиева.

В 2018 году, в ходе подготовки к реконструкции, были обнаружены остатки сграффито Евгений Сидоркина, которое считалось уничтоженным еще во время реконструкции 2001 года. Команда «Целинного» решила сохранить остатки работы, проделав большую работу по их консервации: специалисты демонтировали сграффито, то есть вырезали его огромными блоками, укрепили стены и обратно «прикрепили».

«Мы предполагаем, что на тот момент строители поленились уничтожать его до конца, поэтому верхнюю часть сграффито они оставили», — говорит Джамиля Нуркалиева.


Какая судьба ждет сграффито?

Британский архитектор Асиф Хан, разрабатывающий проект ЦСК «Целинный», считает, что сграффито не должно выступать в роли главного арт-объекта в Центре, так как в таком случае оно будет забирать все внимание зрителей на себя, уводя от основной деятельности «Целинного» – поддержки современных художни_ц. Он предлагает оставить работу Сидоркину в том состоянии, в котором ее нашли, но покрыть белой краской, через которую будут видны очертания сграффито. Таким образом сохранится история, не отягощающая настоящее и будущее современного искусства страны.

«Мое личное мнение — в нашей истории достаточно шрамов, и нам не нужно каждый день видеть перед собой еще больше боли, потому что это становится единственным, о чем мы думаем, и это мешает нам двигаться вперед. Лично меня с художественной точки зрения больше интересуют два варианта: либо создать своего рода призрачное присутствие, либо заполнить панно полностью», — сказал он.

С Асифом Ханом согласен и известный казахстанский архитектор Алмас Ордабаев, по словам которого, представленный проект ЦСК отлично вписывается в современные реалии и актуальные вопросы деколонизации.

«Будем честны — Сидоркин замечательный художник-график, но никакой не монументалист. И не надо в этом фойе его выставлять, нужно оставить место для художников Казахстана… Если учитывать заветы венецианской хартии, если ты не знаешь, как это было в самом деле, то сделай что-то нейтральное», — отметил Ордабаев.

Стоит отметить, что среди участни_ц общественного слушанья были и те, кто выступал за реставрацию сграффито и его сохранении как центральной части здания. Однако эти идеи не вызвали широкой поддержки среди других участни_ц.

Предполагается, что основное решение по судьбе сграффито будет принято собственниками основываясь на мнениях специалистов. Но как мне кажется, итог этой истории был уже определен и проект Асифа Хана будет реализован в полном объеме. Я лишь добавлю, что частные институции – это частная собственность. Важно помнить об этом. Но в случае с ЦСК «Целинный», создается новый локальный прецедент, когда предприниматель готов вступать в диалог с местным арт-сообществом и желает стать его полноценным участником.

Мне также импонирует философия директорки Джамили Нуркалиевой, которая буквально заявляет: «Мы не открещиваемся от прошлого, мы находимся с ним в диалоге». Это простая мысль подкрепляет мое мнение о том, что Центр современной культуры «Целинный» находится на правильном пути и сегодня является одной из флагманских площадок современного искусства в Казахстане.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *