Статьи

Билл Виола: пять главных работ в творчестве художника

12 июля стало известно о смерти американского художника Билла Виолы. Более четырех десятилетий он создавал аудио- и видеоинсталляции, фильмы, видео, звуковые среды, а также медиаработы, сопровождающие масштабные концертные и оперные постановки. Виола использует современные технологии, которые отличаются своей точностью и, в то же время, простотой. С помощью видео он исследует явления чувственного восприятия как путь к самопознанию.

Видеоискусство позволило воплотить мечту художника — оживить картины. По его словам, когда изображение освобождается от статики, процесс восприятия становятся более глубоким.

Основные темы произведений Виолы: рождение, смерть, жизнь и переживания. Именно поэтому в его работах часто встречаются мистические символы в виде воды, воздуха и огня. Еще одна из особенностей творчества Билла Виолы — особое внимание ко времени. Например, использование замедленного движения, создающего эффект «подвешенного времени».

Art of Her собрал пять важных работ в творчестве художника, которые помогут поближе познакомиться с его невероятным мировосприятием и глубокой философией.


The Reflecting Pool (1977-1979)

В работе «Отражающий бассейн» Билл Виола исследует темы времени, мимолетности человеческого существования, дуализма: жизни и смерти, света и темноты, огня и воды. Он черпает вдохновение в китайском даосизме, буддизме и греческой философии. Человек выходит из леса и встает на краю бассейна. Он прыгает в воду, но его тело застывает подвешенным в воздухе. Все последующие движения сведены к отражениям и расходящимся волнам на глади воды. Он выныривает на поверхность, а затем снова исчезает в лесу.

Работа является метафорой жизненного цикла; она символизирует человека в мире природы, его своеобразное крещение в мире виртуальных образов и опосредованных восприятий. Используя в качестве материала видео, Билл Виола «ваяет» время и исследует границу бытия и небытия.


The Greeting (1995)

В 1995 году на 46-й Венецианской биеннале в Национальном павильоне США Билл Виола представил видеоработу «Приветствие», которую называют современной интерпретацией картины итальянского художника Якопо Понтормо «Встречи Марии и Елизаветы». Здесь мы вновь видим застывшее время, в реальности не принадлежащее ни современной культуре, ни тем более XVI веку, вдохновившему художника. По легенде Виола впервые увидел репродукцию картины Понтормо в книжном магазине, еще не зная, что за произведение перед ним, и вскоре после этого заметил на улице трех женщин, чьи одежды развевались на ветру, напоминая о чем-то нездешнем. Так у художника родился замысел с помощью новых технологий переложить композицию Понтормо, сохранив свойственную ему напряженность поз и маньеристическую контрастную палитру.

«Я не выбирал видео как медиа, с которым хочу работать, видео само выбрало меня», — отмечал художник.


The Messenger (1996)

В этом видео показана фигура обнаженного мужчины, мерцающая под толщей воды и медленно поднимающаяся на поверхность. Человек пробивает своим телом водную «стену», делает вдох и опять опускается под воду. По словам художника, «Посланник» является метафорой жизненного цикла человека и тайны человеческого существования. Виола говорит, что, создавая эту работу, он не имел в виду какое-то определенное религиозное учение. С другой стороны, он не отрицает влияние христианства на свою работу: «Если говорить о моей духовной практике, то меня нельзя назвать набожным христианином, но все равно я являюсь продуктом этой культурной системы». В своих произведениях он часто рассказывает о «трансформации, пороге между жизнью и смертью и замедлении времени». Обычно действие, которое в реальной жизни длится всего несколько секунд, — падение в воду, например — у Виолы растягивается на много минут.

Интересно, что в 1996 году эту видеоработа он демонстрировал в кафедральном соборе Дарема (Англия) на западной двери XII века. Сейчас «Посланник» экспонируется в берлинской галерее Haunch of Venison.


Tristan’s Ascension (2005)

«Вознесение Тристана» представляет собой сцену вознесения души после смерти: пробужденная душа поднимается вверх по водопаду, льющемуся в обратном направлении. Тело мужчины предстает лежащим на каменной плите в пустой бетонной комнате. Мельчайшие капли воды становятся видимыми по мере того, как отделяются от пола и начинают «падение вверх» в пространстве. То, что начиналось как легкий дождь, скоро превращается в бурный поток, и стена воды выталкивает бездыханное тело, возвращая его к жизни. Его руки движутся произвольно, а торс выгибается кверху посреди бурлящей воды. Наконец все тело поднимается над плитой, увлекаемое стремительными водными потоками, и исчезает в вышине. Поток постепенно стихает, и капание воды сходит на нет, пока не остается лишь пустая плита, поблескивающая на мокром полу.

«Движущиеся изображение существует в сфере где-то между темпоральной эмоциональностью музыки и материальной достоверностью живописи и поэтому хорошо подходит для того, чтобы связать практические элементы сценографии и живую динамику исполнения», — говорил Виола.


Martyrs (Earth, Air, Fire, Water) (2014)

Серию «Мученики» Билл Виола создал для собора Святого Павла в Лондоне. Это мученики четырех стихий — земли, воды, огня и воздуха. В этой серии художник словно предчувствует сегодняшний день, когда природные стихии и катаклизмы неконтролируемы. Он обращается к первоначальному древнегреческому значению слова martyr — «свидетель». По мнению художника, средства массовой информации превращают нас в пассивных свидетелей чужих страданий.

В работе «Мученик земли» человек погребен под насыпью земли, он неподвижен, его страдания на мгновение прекращены. А затем мы наблюдаем начало испытаний: по мере того как природный элемент начинает нарушать неподвижность человека, постепенно возникает движение. Земля медленно поднимается и ударяется о его тело, непрерывно наращивая силу. Чем сильнее она свирепствует, тем нерушимее становится воля мученика. Земля, наверное, воплощение самых трудных минут в прохождении мученика через смерть к свету.

Амина Галиева

Recent Posts

Созданный Альянс кинематографистов Казахстана возрождает кинопремию «Тулпар»

Национальная киноакадемия, Союз кинематографистов и Лига кинематографистов объединились в Альянс кинематографистов Казахстана. Уже в этом…

2 августа, 2024

Айдара Омарова назначили врио президента «Казахфильма»

Азамат Сатыбалды покинул пост главы киностудии имени Шакена Айманова. Временно исполняющим обязанности президента «Казахфильма» назначен…

2 августа, 2024

Новый логотип Лондонского музея вызвал неоднозначную реакцию британцев

Лондонский музей, ранее известный как музей Лондона, представил свой новый логотип в виде белого фарфорового…

1 августа, 2024

Фаррелл Уильямс предлагает вернуть конкурсы искусств на Олимпийские игры

Американский рэпер и креативный директор Louis Vuitton Фаррелл Уильямс предлагает вернуть конкурсы искусств на Олимпийские…

1 августа, 2024

Более 1,5 млн зрителей посетили театры Казахстана с начала года

Всего с начала года состоялось 170 премьерных спектаклей в 57 государственных театрах страны. Об этом…

30 июля, 2024

Великобритания не будет строить тоннель недалеко от Стоунхенджа

Новое правительство Великобритании приняло решение отказаться от проекта строительства тоннеля недалеко от Стоунхенджа. Проект стоимостью…

30 июля, 2024