В эти дни небольшой швейцарский город Базель стал главной целью арт-дилеров и экспертов со всего мира. С 10 по 16 июня там проходит 54-ое издание крупнейшей ярмарки современного искусства Art Basel.

В этом году для участия было отобрано 285 галерей из 40 стран. Свои стенды впервые представят 22 галереи — это важная деталь для директора Art Basel Майке Круз.

«Для меня очень важно осуществить смену поколений», — говорит она.

Отметим, что в этот раз ярмарка проходит на фоне нестабильной экономической ситуации. Согласно последнему отчету, подготовленному Art Basel и банком UBS, отмечено 4% замедление темпов роста мирового арт-рынка. Но несмотря на это, организаторы ярмарки смотрят в будущее с оптимизмом.

Почему все так стремятся попасть в Базель? В чем особенность и какова история самой крупной арт-ярмарки в мире? Рассказывает главный редактор Art of Her Рус Бикетов.

История Art Basel

Ярмарка была основана в 1970 году швейцарскими арт-дилерами и коллекционерами Эрнстом Бейелером, Трудл Брукнер и Бальцем Хильтом. Идея создания арт-площадки, которая бы привлекала коллекционеров и арт-экспертов со всей Европы была взята у старейшей в мире арт-ярмарки Kunstmarkt Köln (Art Cologne), основанной в 1967 году и проходящей в городе Кёльн (Германия).

Идея ярмарки не случайно родилась именно в Базеле. Небольшой город на реке Рейн на северо-западе Швейцарии расположен на стыке трех стран — Швейцарии, Германии и Франции. Из-за удачного местоположению, в Базель можно легко добраться из любого крупного европейского города.

В первый год своего существования Art Basel собрала 90 галерей из 10 стран и привлекла около 16 тыс. посетителей. Это был грандиозный успех, на который тут же обратили внимание крупные игроки мирового арт-рынка. Следующие издания ярмарки стали привлекать не только европейских арт-дилеров, но и американских, которые искали внешние рынки из-за экономики США, переживающей на тот момент спад.

Широкий успех позволил Art Basel в 1994 году заключить выгодное соглашение о партнерстве с крупнейшим швейцарским финансовым холдингом UBS. Кстати, в этом году ярмарка отмечает свое 30-летнее сотрудничество с банком.

Кроме этого, успех в Швейцарии привел к созданию трех дочерних ярмарок — Art Basel Miami Beach, которая проводится в США с 2002 года, Art Basel Hong Kong, запущенная в 2013 году и Paris+ par Art Basel с 2022 года. Эти ярмарки позволили расширить географию мероприятия и привлечь новых участников и зрителей.


Структура Art Basel

Ярмарка делится на несколько секторов, каждый из которых представляет определенный аспект современного искусства:

Galleries – главный и самый престижный сектор, где представляют свои экспозиции ведущие галереи мира. Здесь можно увидеть работы как известных мастеров, так и перспективных молодых художников.

Feature – сектор, посвященный кураторским проектам самых знаменитых художников XX века. Это могут быть как персональные, так и групповые выставки.

Statements – сектор для галерей, которые представляют работы молодых художников. Благодаря этим стендам глобальный арт-рынок открывает для себя новые имена в современном искусстве, а двое лучших получают премию Bâloise Art Prize. Кроме этого, работы отмеченные наградой приобретает банковская компания Bâloise Group и передает их в музеи современного искусства Люксембурга и Франкфурта.

Unlimited – сектор, позволяющий экспонировать работы внушительного формата. Здесь представлено разнообразное современное искусство — от гигантских панно и скульптур до масштабных инсталляций, видеопроекций и живых выступлений художников.

Edition – сектор, посвященный печатным изданиям и произведениям тиражной графики.

Parcours – сектор, который включает стенды, инсталляции и перформансы, размещенные в различных местах Базеля.

Участвовали ли галереи из стран Центральной Азии в Art Basel?

На данный момент не было ни одного прецедента участия центральноазиатских галерей в Art Basel. Как отмечают эксперты, ежегодно почти 1000 галерей со всего мира подают заявки на участие в ярмарке, но отборочная комиссия отбирает не более 300.

Для местных галеристов попасть в Art Basel – сложная задача. Для этого нужно поддерживать высокие международные стандарты, что почти невозможно из-за отсутствия развитого локального арт-рынка. Кроме этого, аренда стенда на такой масштабной ярмарке – это большие затраты, которые, скорее всего не окупятся.

Однако, во время основной ярмарки в Базеле проходит VOLTA Art Basel, где в свое время участие принимали казахстанские галеристы – Владислав Слудский и его Qazart, Данагуль Толепбай и ее Pygmalion Gallery.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *