Айгерим Карибаева — больше известная поклонникам искусства как арт_айка является художницей и дизайнером. Ее работы легко узнать по отличительному этно-стилю. Свободолюбивые девушки с длинными косами, маленькие девочки с красными щечками и нежно-влюбленные пары это только малая часть образов с ее картин. А недавно у Айгерим вышли детские эко-игрушки на дереве «Алақай». Наша редакция решила побеседовать с художницей об ее творчестве, игрушках и планах на будущее.
Расскажите о себе?
Я художница, иллюстратор и дизайнер. Побочный эффект это то, что я предприниматель. Я рисую с детства. Ну как-то осознанно к этому всему пришла при поступлении в академию. Я пять лет училась и с 18 до 23 я уже осознанно формировалась как художник. Я уже понимала: что я, кто я, для чего вообще рисую.
Как пришли к этому стилю?
Это сложно самому как-то оценить, что ты к чему-то пришел, к какому-то стилю. Да, в целом все равно ты как-то формируешься чем старше, тем мировоззрение больше, опыта больше, понимание больше. Ты себя больше знаешь. Из-за того, что ты себя больше знаешь, ты понимаешь, что тебе больше нравится, о чем ты хочешь говорить. Как ты хочешь это сказать. Ну и конечно из-за этого легче формируется какая-то мысль, какой-то посыл и ты потом передаешь это в творчество.
Опишите свой стиль
Он достаточно легко считываемый. Конкретные сюжеты, конкретные какие-то эмоции или переживания, которые легко понять. То есть мои работы это не то, над чем можно или нужно размышлять. Это какие-то образы, лаконичные в которых вложен смысл.
Что на это влияет?
На творчество влияет вообще все. Влияет опыт в жизни пережитый. Ты сам на себя влияешь очень сильно, потому что ты куда-то движешься, развиваешься что-то делаешь, ищешь себя. Работаешь над собой, меняешь себя и это сразу отражается на творчестве.
Как пришли к этому проекту и монетизации искусства?
Все равно моей конечной целью было то, что я вижу себя художником. Я могу сама себе быть креативщиком и дизайнером. Сама себе быть человеком, которая сама себе заворачивает концепцию. Я понимаю прекрасно психологию человека, как он потребляет продукт. Плюс я всегда глубоко в теме, что в Казахстане, что в Алмате, что в Астане, в мире или России. Потом у меня складывается общая картинка. Затем, я понимаю, что надо пробовать. Это была общая большая мысль, а потом маленькими шагами ты к чему-то идешь. Трудно, потому что тут тоже ломаешь много установок, что художник истинный он не продает картинки. Художник это тот, кто пишет маслом, потом выставляется и потом его покупают. Потом в какой-то момент ты понимаешь, что маленький шаг приводит к какому-то результату, по крайней мере для меня. Ты становишься увереннее. Я ставлю перед собой слишком большие альтруистические задачи. Мне важно делать это для популяризации. Я на самом деле в это искренне верю. Сегодня я буду одна так делать. Завтра за мной еще 10 человек придут. Потом из этих 10-20 придут те, кто поднимут уровень осознания страны и нации на другой уровень.
Как вы относитесь к плагиату?
Мне неприятно, то ощущение беспомощности в этом вопросе. С одной стороны это нормально, когда кто-то тобой вдохновляется. Я тоже кем-то вдохновляюсь. Возможно где-то там не умышленно, повторяю чьи-то образы. Когда это умышленный плагиат с коммерцией, то это неприятно. Во –первых о плагиате моих работ мне всегда скажут. По –разному люди реагируют бывают трубки бросают или спорят, но не было еще ни разу, чтобы кто-нибудь не извинился и не убрал это работу. Почему я рассказываю об этом громко, чтобы другим было неповадно. Пусть люди знают, когда ты так поступаешь, то тебе прилетит.
В следующий раз он уже будет сто раз думать можно ли так поступать. Это формирует нормальную культуру уважения к чужому труду. Все равно есть буква закона. Мои права защищены, после нескольких случаев плагиата мы обратились в агентство по патентам. Это большая работа мы собирали все документы. Все работы запатентованы. Плюс мне как раз запатентовали товарный знак.
Расскажите про шоурум? Что здесь есть?
Этому шоуруму чуть больше года. Это как острая боль была, потому что люди писали: куда можно приехать посмотреть работы. У меня изначально была идея работать только онлайн. Здесь работы мои и моего супруга. Это все репродукции и в основном узнаваемые людьми. Посетители покупают себе домой в виде оформления. Постеры и сувениры, мы стараемся разбавлять. Все это очень успешно продается. Приходят иностранцы и люди, которые покупают это в подарок за границу. Нам потом отправляют видео с какого-нибудь Стокгольма и показывают, как оформляют нашими работами дома.
Иностранцы покупают, то есть это работает на популяризацию нашей культуры зарубежом?
Для меня это было и остается загадкой. Насколько творчество может откликаться в людях другой национальности. Оказывается может. Они приходят сюда, и я вижу, что им это правда нравится. У нас есть заказы с сайта иностранцев, которые даже никогда в Казахстане не были. Я не знаю, как они меня находят.
Расскажите про новый ваш проект игрушки «Алақай»?
Эту идею я вынашивала два года. То есть от идеи до выхода 2 года прошло. Из-за того, что я мама и хожу по этим игрушечным магазинам и знаю весь ассортимент, я понимаю какие они миленькие бывают мягкие игрушки китайского производства. Игрушки это то, к чему дети постоянно стремятся и хотят. Эти игрушки Алакай были изготовлены на большой игрушечной российской фабрике. Они сюда в Казахстан поставки делают. У меня была такая светлая мысль, что маленькие дети от 6 месяцев еще не включены ни в какие телефоны и гаджеты, поэтому они играют с тем что покупает им мама. Я сделала таких 6 героев у которых есть общий домик. И было важно нарисовать их в казахских одеяниях и добавить некоторые современные элементы. Вот барашек он например на самокате, у лисички телефон. Ребенок может, поставив эти игрушки сам или вместе с мамой, создавать собственные истории. Мама ему в первый раз подскажет.
Почему это авторский проект?
Потому что в Казахстане этого я не видела. Я знаю, что у нас выпускают игрушки, но я не видела чтобы они были в таком качестве и в такой концепции. Я вытащила один шанс из миллиона, чтобы со мной работала большая российская фабрика. Кажется, что это просто дерево нарезал, но в то же время это высокие технологии, которых у нас в Казахстане нет. Для меня воплотить это в жизнь из головы было очень сложно. Я постоянно атаковала эти фабрики, пока одна из них мне не ответила. У них таких игрушек нет, на дереве именно. Это массив бука, они абсолютно безопасные. Они сертифицированы, потому что это большое производство. Сначала эти игрушки вырезают, потом они их вручную обрабатывают, вручную шлифуют. Это высокотехнологичное нанесение печати.
Как происходит сам процесс?
Я сначала нарисовала героев на планшете. Потом они показались мне недостаточно живыми я их перерисовала полностью в живой материал от руки, чтобы видны были фактуры живые в руке. Потом уже, примерно, я понимаю какого они должны быть размера. Готовлю для них файлы. Дальше мы делаем пробы, печатаем несколько раз. Потом я еду за ними в Алмату. Девушки с которыми мы переписывались из этой фабрики мне сказали: Айгерим, вы делаете такое большое дело. Мы знакомимся с казахами и их культурой и это важно. Для меня это большой проект, я еще не всю ценность до людей донесла. Для меня важно ,чтобы это было производство именно масштабное. Если это ручное, то значит это ограниченный тираж. У меня цель сделать таких игрушек много.
Какой отклик у аудитории на игрушки?
Он хороший. Теперь я ожидаю какой-то поддержки. Я понимаю, что этот продукт важен. Это маленькая частичка первая такая у нас в Казахстане. Завтра кто-то будет повторять и на рынке возможно появится что-то наше. Меня пока никто не заметил, не пришел и не спросил, что тебе нужно. Если даже брать этот проект Алакай, если я увижу, что это нужно, то я буду двигаться дальше. Можно сделать казахский алфавит. Если мама по-настоящему будет играться с ребенком, то у него это отложиться в памяти на всю жизнь. Для этого игрушки и покупают. Это первый продукт, который я хочу вывести за пределы своего шоурума и сайта. Это классно дарить, маленькому ребенку, когда в гости идешь. Элементарно ты поехал куда-то и ты можешь взять не просто шоколад, а туда за границу везти игрушки с собой. По таким вещам человек и считывает страну. Теперь, сделав игрушки я понимаю, что все возможно, что можно также проиллюстрировать детскую книгу.
Будущие проекты?
Всегда что-то есть. Я надеюсь, у нас получится шоу-рум открыть и сделать там арт-пространство и это будет что-то другое, потому что там будет и шоу-рум и скорее всего какие-то мастер-классы и культурные вечера. Я сейчас набираю работы для выставки. Я все равно художница и мне нужна классическая выставка. Я к этой цели потихоньку иду.
Беседу вела Зарина Кусанова
Национальная киноакадемия, Союз кинематографистов и Лига кинематографистов объединились в Альянс кинематографистов Казахстана. Уже в этом…
Азамат Сатыбалды покинул пост главы киностудии имени Шакена Айманова. Временно исполняющим обязанности президента «Казахфильма» назначен…
Лондонский музей, ранее известный как музей Лондона, представил свой новый логотип в виде белого фарфорового…
Американский рэпер и креативный директор Louis Vuitton Фаррелл Уильямс предлагает вернуть конкурсы искусств на Олимпийские…
Всего с начала года состоялось 170 премьерных спектаклей в 57 государственных театрах страны. Об этом…
Новое правительство Великобритании приняло решение отказаться от проекта строительства тоннеля недалеко от Стоунхенджа. Проект стоимостью…