Открывая Казахстан

Айша Ғалымбаева — первая профессиональная художница-казашка

Айша Гарифовна Ғалымбаева – художница-живописец, художница кино. Первая профессиональная художница-казашка.

Следующее поколение живописцев после Абылхана Кастеева – плеяда молодых художников и художниц – было настроено решительно. В 1940-е годы талантливая молодежь едет учиться в центральные художественные вузы страны и, вернувшись в родные края, ищет свой отличительный, национальный язык. В это время на сцене изобразительного искусства появляется Айша Ғалымбаева.

Рассказывает искусствоведка и научная сотрудница Государственного музея искусств Республики Казахстан им. А. Кастеева, авторка колонки Art of Her «Открывая Казахстан» Акжаркын Кумарбаева.

Что нужно знать о художнице?

Айша Ғалымбаева родилась 29 декабря 1917 года в селе Есик (Юго-Восточный Казахстан). Там художница провела свои детство и юность. Природа региона стала первым учителем для маленькой Айши – цветущие долины, горные реки, ширь степей вдохновляли ее, укрепляя в ней внутреннего творца. Как и все девочки своего времени, Айша приобщалась к вышивке, валяла войлок (киіз, кошмы), составляла сложные узоры для ковров, слыла настоящей мастерицей. Все это, в сочетании с народными песнями и сказаниями, которые так любила слушать девочка, заложило основу ее будущего творческого пути.

Все свободное время она рисовала, ее рисунки нравились всем, кто их видел, что придавало девочке уверенности в своих силах и вызывало еще большее желание творить. Вместе с тем старшее поколение считало ее любовь к изобразительному искусству несерьезным занятием и не одобряло увлечения Айши.

Несмотря на это, юная художница в первый же год обучения оканчивает на отлично Театрально-художественное училище Алматы. Далее следует обучение во ВГИКе (Россия, Москва) на кинохудожницу. Многочисленные эскизы к таким фильмам, как «Песни Абая», «Поэма о любви», «Девушка-джигит», формируют особую пластичность в характере ее живописи. При сборе материалов для создания эскизов народных костюмов Айша отправляется в путешествие по стране, по пути делая зарисовки не только мужских и женских костюмов, но и древних сакральных мест и природных ландшафтов. Результатом многолетнего труда стал альбом «Казахский народный костюм» 1958 года, вобравший в себя детальные иллюстрации элементов казахской народной одежды.

В главных ролях: женщина

Помимо красоты родной земли и ее обычаев, Айша Ғалымбаева славит красоту казахской женщины, вдохновляясь даже самой обыденной сценой. Так было создано множество образов, призванных воспевать силу женщины, ее внутреннюю и внешнюю красоту. На ее полотнах мы видим маленькую девочку, юную девушку, работницу фабрики, актрису кино, инженерку, искусствоведку, любящую мать и заботливую бабушку.

Для ее творчества характерны живописная декоративность цвета, графичность линий и в целом жизнеутверждающее, оптимистическое настроение.

А еще множество автопортретов, которые были как спутники на протяжении всего творческого пути художницы. Благодаря им можно увидеть, как росла и менялась сама Айша Ғалымбаева: от робкого взгляда молодой девушки «Автопортрет» (1947, 1950, 1954, 1955 годы), «Автопортрет в красном» (1961, 1964, 1970, 1980, 1988 годы) к зрелой, уверенной в себе женщине, но всегда утонченной и прекрасной.

Как смотреть работы Айши Ғалымбаевой?

Сложно сказать, какому из жанров художница отдавала большее предпочтение – ее любознательность и очарованность миром проявляется в каждой работе. Мастер не только портретов, но и многофигурных композиций, таких как «Песнь Казахстана», «Утро Алма-Аты».

Мир кинематографа дает большую свободу в самовыражении – невозможно не прочувствовать весь динамизм в работах Ғалымбаевой, которая в вихре кружит своих героев на картине «Той чабанов» 1965 года. Яркие пятна, театральность, буйство цвета, праздник жизни. Даже ее натюрморты наполнены движением.

Айша Ғалымбаева, «Той чабанов», 1965 год

Подходя к работам художницы, испытываешь внутреннюю благодарность по отношению к авторке. Создается впечатление, что в свои полотна Ғалымбаева вкладывает некий внутренний свет, передавая частицу собственной души. Деликатно и точно она переносит элементы казахского народного быта на свои полотна, сопровождая все это обилием цвета и энергичной манерой письма.

Картина «Песнь Казахстана» 1962 года воспринимается как симбиоз живописи и кино. Смотришь на нее – и вот-вот услышишь пение прекрасных дев, восседающих у подножья гор.

Айша Ғалымбаева, «Песнь Казахстана», 1962 год

Ғалымбаева пишет небольшую работу девочки «Портрет Сауле» в 1959 году, и это произведение отличается от образов, написанных ранее. Айша Гарифовна и до этого писала портреты девочек («Кама и Жама» 1957 года) и другие, но именно этот портрет отличается особым характером.

Образ маленькой казахской девочки не раз встречался нам у художников-мужчин. Это всегда взгляд со стороны. В работе «Портрет Сауле» (1959 год) Ғалымбаевой  чувствуется взгляд от первого лица, понимание сущности внутреннего мира портретируемой. Девочка в головном уборе такия с перьями на теплом фоне смотрит как бы сквозь зрителя любопытным и вопрошающим взглядом медных глаз, заставляя ощутить паузу, повисшую в воздухе. В нем все, он словно кадр из фильма: и характер девочки, и глубина сознания, и, возможно, желание получить ответ на волнующий ее вопрос.

Айша Ғалымбаева, портрет Сауле, 1959 год

Неоценим вклад Айши Ғалымбаевой в развитие казахстанского искусства. Вот только некоторые аспекты ее многогранной деятельности:

  • Популяризация через личное творчество казахского народного прикладного искусства;
  • Весомый вклад в развитие кинематографа и театров Казахстана;
  • Создание авторских эскизов национальных костюмов;
  • Создание собирательного казахского женского образа;
  • Многовекторное развитие живописи и графики Казахстана;
  • Педагогика;
  • Укрепление дипломатических и культурных связей международного значения.
Акжаркын Кумарбаева

Искусствоведка, младшая научная сотрудница ГМИ РК им. А. Кастеева

Recent Posts

Созданный Альянс кинематографистов Казахстана возрождает кинопремию «Тулпар»

Национальная киноакадемия, Союз кинематографистов и Лига кинематографистов объединились в Альянс кинематографистов Казахстана. Уже в этом…

2 августа, 2024

Айдара Омарова назначили врио президента «Казахфильма»

Азамат Сатыбалды покинул пост главы киностудии имени Шакена Айманова. Временно исполняющим обязанности президента «Казахфильма» назначен…

2 августа, 2024

Новый логотип Лондонского музея вызвал неоднозначную реакцию британцев

Лондонский музей, ранее известный как музей Лондона, представил свой новый логотип в виде белого фарфорового…

1 августа, 2024

Фаррелл Уильямс предлагает вернуть конкурсы искусств на Олимпийские игры

Американский рэпер и креативный директор Louis Vuitton Фаррелл Уильямс предлагает вернуть конкурсы искусств на Олимпийские…

1 августа, 2024

Более 1,5 млн зрителей посетили театры Казахстана с начала года

Всего с начала года состоялось 170 премьерных спектаклей в 57 государственных театрах страны. Об этом…

30 июля, 2024

Великобритания не будет строить тоннель недалеко от Стоунхенджа

Новое правительство Великобритании приняло решение отказаться от проекта строительства тоннеля недалеко от Стоунхенджа. Проект стоимостью…

30 июля, 2024