Айша Гарифовна Ғалымбаева – художница-живописец, художница кино. Первая профессиональная художница-казашка.
Следующее поколение живописцев после Абылхана Кастеева – плеяда молодых художников и художниц – было настроено решительно. В 1940-е годы талантливая молодежь едет учиться в центральные художественные вузы страны и, вернувшись в родные края, ищет свой отличительный, национальный язык. В это время на сцене изобразительного искусства появляется Айша Ғалымбаева.
Рассказывает искусствоведка и научная сотрудница Государственного музея искусств Республики Казахстан им. А. Кастеева, авторка колонки Art of Her «Открывая Казахстан» Акжаркын Кумарбаева.
Что нужно знать о художнице?
Айша Ғалымбаева родилась 29 декабря 1917 года в селе Есик (Юго-Восточный Казахстан). Там художница провела свои детство и юность. Природа региона стала первым учителем для маленькой Айши – цветущие долины, горные реки, ширь степей вдохновляли ее, укрепляя в ней внутреннего творца. Как и все девочки своего времени, Айша приобщалась к вышивке, валяла войлок (киіз, кошмы), составляла сложные узоры для ковров, слыла настоящей мастерицей. Все это, в сочетании с народными песнями и сказаниями, которые так любила слушать девочка, заложило основу ее будущего творческого пути.
Все свободное время она рисовала, ее рисунки нравились всем, кто их видел, что придавало девочке уверенности в своих силах и вызывало еще большее желание творить. Вместе с тем старшее поколение считало ее любовь к изобразительному искусству несерьезным занятием и не одобряло увлечения Айши.
Несмотря на это, юная художница в первый же год обучения оканчивает на отлично Театрально-художественное училище Алматы. Далее следует обучение во ВГИКе (Россия, Москва) на кинохудожницу. Многочисленные эскизы к таким фильмам, как «Песни Абая», «Поэма о любви», «Девушка-джигит», формируют особую пластичность в характере ее живописи. При сборе материалов для создания эскизов народных костюмов Айша отправляется в путешествие по стране, по пути делая зарисовки не только мужских и женских костюмов, но и древних сакральных мест и природных ландшафтов. Результатом многолетнего труда стал альбом «Казахский народный костюм» 1958 года, вобравший в себя детальные иллюстрации элементов казахской народной одежды.
В главных ролях: женщина
Помимо красоты родной земли и ее обычаев, Айша Ғалымбаева славит красоту казахской женщины, вдохновляясь даже самой обыденной сценой. Так было создано множество образов, призванных воспевать силу женщины, ее внутреннюю и внешнюю красоту. На ее полотнах мы видим маленькую девочку, юную девушку, работницу фабрики, актрису кино, инженерку, искусствоведку, любящую мать и заботливую бабушку.
Для ее творчества характерны живописная декоративность цвета, графичность линий и в целом жизнеутверждающее, оптимистическое настроение.
А еще множество автопортретов, которые были как спутники на протяжении всего творческого пути художницы. Благодаря им можно увидеть, как росла и менялась сама Айша Ғалымбаева: от робкого взгляда молодой девушки «Автопортрет» (1947, 1950, 1954, 1955 годы), «Автопортрет в красном» (1961, 1964, 1970, 1980, 1988 годы) к зрелой, уверенной в себе женщине, но всегда утонченной и прекрасной.
Как смотреть работы Айши Ғалымбаевой?
Сложно сказать, какому из жанров художница отдавала большее предпочтение – ее любознательность и очарованность миром проявляется в каждой работе. Мастер не только портретов, но и многофигурных композиций, таких как «Песнь Казахстана», «Утро Алма-Аты».
Мир кинематографа дает большую свободу в самовыражении – невозможно не прочувствовать весь динамизм в работах Ғалымбаевой, которая в вихре кружит своих героев на картине «Той чабанов» 1965 года. Яркие пятна, театральность, буйство цвета, праздник жизни. Даже ее натюрморты наполнены движением.
Подходя к работам художницы, испытываешь внутреннюю благодарность по отношению к авторке. Создается впечатление, что в свои полотна Ғалымбаева вкладывает некий внутренний свет, передавая частицу собственной души. Деликатно и точно она переносит элементы казахского народного быта на свои полотна, сопровождая все это обилием цвета и энергичной манерой письма.
Картина «Песнь Казахстана» 1962 года воспринимается как симбиоз живописи и кино. Смотришь на нее – и вот-вот услышишь пение прекрасных дев, восседающих у подножья гор.
Ғалымбаева пишет небольшую работу девочки «Портрет Сауле» в 1959 году, и это произведение отличается от образов, написанных ранее. Айша Гарифовна и до этого писала портреты девочек («Кама и Жама» 1957 года) и другие, но именно этот портрет отличается особым характером.
Образ маленькой казахской девочки не раз встречался нам у художников-мужчин. Это всегда взгляд со стороны. В работе «Портрет Сауле» (1959 год) Ғалымбаевой чувствуется взгляд от первого лица, понимание сущности внутреннего мира портретируемой. Девочка в головном уборе такия с перьями на теплом фоне смотрит как бы сквозь зрителя любопытным и вопрошающим взглядом медных глаз, заставляя ощутить паузу, повисшую в воздухе. В нем все, он словно кадр из фильма: и характер девочки, и глубина сознания, и, возможно, желание получить ответ на волнующий ее вопрос.
Неоценим вклад Айши Ғалымбаевой в развитие казахстанского искусства. Вот только некоторые аспекты ее многогранной деятельности:
- Популяризация через личное творчество казахского народного прикладного искусства;
- Весомый вклад в развитие кинематографа и театров Казахстана;
- Создание авторских эскизов национальных костюмов;
- Создание собирательного казахского женского образа;
- Многовекторное развитие живописи и графики Казахстана;
- Педагогика;
- Укрепление дипломатических и культурных связей международного значения.
Британские музеи займутся проблемами изменения климата
Выставка, посвященная 90-летию Союза художников Казахстана