Семью голосами против двух судьи Верховного суда США обязали Фонд изобразительного искусства Энди Уорхола выплатить гонорары фотографу Линн Голдсмит, которая в 1981 году сделала снимок певца Принса для журнала Newsweek. Эту фотография художник использовал в 16 шелкографических портретах.
Как повествует Le Monde, сама история началась в 1984 году, когда Энди Уорхол использовал фотографию Принса для создания портрета певца по заказу журнала Vanity Fair. Голдсмит тогда получила 400 долларов за использование ее фотоснимка. Уорхол скадрировал, увеличил и окрасил изображение, как он делал ранее с портретами Элизабет Тейлор и Мэрилин Монро, показав Принса с фиолетовой кожей, напоминающей его мегапопулярный хит Purple Rain, на оранжевом фоне. Но в процессе работы художник создал не один рисунок, который был размещен в журнале, а 16 на разных фонах, из которых два сделано карандашом.
После смерти Уорхола серию выкупил его фонд. А в 2016 году на страницах Vanity Fair появился другой вариант портрета Принса с оранжевым лицом. Журнал купил у Фонда художника право на его использование в спецвыпуске памяти Принса. Автор фотоснимка гонорар не получила. В 2017 году фотограф обращается в Фонд Уорхола с требованием выплаты за использование своего снимка, но фонд отказывает со ссылкой на так называемое «добросовестное использование». Оно предусматривает ограниченное использование авторского произведения в образовательных, научных и иных социально значимых целях без необходимости получения разрешения от правообладателя.
В случае Уорхола судьи Верховного суда США решили, что цели фотографа, сделавшего снимок певца, и художника, который на его основе создал свой портрет, одинаковы — коммерческое использование. И все же двое судей из коллегии Верховного суда были против такого решения. Они отмечают, что в свое время заимствовали Марк Твен, Стивенсон, Шекспир и даже Тициан, а подход Верховного суда может задушить творчество.
Как отмечает Le Monde, такое решение может повлиять на мир искусства. Решение Верховного суда США открывает шлюзы для исков о нарушении авторских прав против некоторых творцов. А в будущем художникам придется быть осторожнее в использовании произведений третьих лиц.
«Если кто-то видит в «Рефракции» украинскую тему, я не возражаю»: интервью с художницей Карлыгаш Кансейт о новой персональной выставке
«Эта выставка – мой внутренний портрет»: в Алматы открылась персональная выставка азербайджанского художника Баби Бадалова