23 апреля набирающая обороты Almaty Gallery вновь распахнула свои двери, в этот раз чтобы открыть выставку «Шымкун» союза художников РК, города Шымкент.

Насладиться работами воочию вы сможете до 8-го мая, пока подлинники не разлучат с нашим городом и вновь не увезут на малую родину в Шымкент, в город, реверансом и признанием любви в чью сторону и является данная выставка. 

И так, чем же удивили и запомнились художники чуть ли не самого горячего города? 

Открытие выставки прошло в легкой неформальной атмосфере, однако было не таким простым, как могло показаться с первого взгляда, зритель собрался серьезный и искушенный. Среди тихих, вежливых, просто и неброско одетых людей можно было запросто обнаружить чуть ли не весь главный бомонд деятелей культуры нашей страны и нашей эпохи, это люди, которые уже вписаны в историю либо те кто ее собственно и пишет, оно и понятно, ведь представляли выставку уже давно известные и маститые художники, такие как Бекенов Мухтар, Иляев Султан, Муратбаев Абдуахад.

Поэтому тем более особенное внимание к себе привлекает персона Насыровой Гульфейрус. Она не только самая молодая в прямом и в профессиональном смысле участница выставки и группы «ТAMYR», но еще и единственная представительница прекрасной половины среди авторов этой выставки. На фоне тяжеловесов по цеху молодая художница сияла и стала настоящим украшением выставки. Приятная, женственная, сдержанная и одновременно не зажатая, очень подкупающе импонирующая личность. Но этого как мы понимаем для того, чтобы быть художником недостаточно.

Давайте рассмотрим поближе Насырову, вернее ее творчество. Не могла же такая жемчужина случайно образоваться и сразу взлететь за один день встав в ряд с ветеранами? Здесь дело не только в архитектурном образовании, которое конечно видно отложилось в менталитете художницы, по крайней мере в ее сегодняшних работах, отложится ли это красной нитью на всем ее творчестве или нет покажет только время. Касательно непосредственно самой художественной составляющей, она уже родилась в этом изначально, училась мыслить и воспринимать этот мир, как художник, раньше, чем как человек, не осознавая этого она уже получала образование в своей естественной среде. Отец художницы известный скульптор конечно, не мог не повлиять (хотел он этого или нет) на ее формирование, именно поэтому, она так органично монтировалась среди остальных художников, тем не менее, я все же удержалась от соблазна изучить творчество ее отца тщательно, что бы найти его отблеск в ее работах. Мне захотелось дать отдельное место ей, ее собственному изюму так сказать, без того чтобы отделять ее от ее школы.

Казахская критика в мире искусствоведения имеет свои культурные особенности и тонкости в отличии от западной или российской, она имеет свой стиль повествования. Местная ментальная особенность заключается в деликатности в обращении с настроением человека слушающего, здесь принято уважительно и бережно относиться к настроению и душевному состоянию человека, с которым ведешь диалог, ты будто берешь ответственность за это на себя, таковы местные правила, но не отходя далеко от толковости, пользы, и своего собственного мнения. 

Сегодня искусствовед Мукажанова Кульжазира Жумадиловна, показала мне высший пилотаж критики казахской школы на примере творчества Гульфейрус. Естественно, она начала с того, что обратила мое внимание на титанический и кропотливый труд девушки, ее работы правда очень скрупулезны и требуют самообладания, очень много времени и терпения. И то, что за спиной девушки очень хороший багаж образования и говорить не приходится, поэтому с композиционной точки зрения тоже работы великолепны, сознательный подход к цвету, соответствие концепции выставки – безупречно, и даже индивидуальность в работах прослеживается. Вместе с тем что она последователь своих учителей, тем не менее видно, что она как минимум продукт своего времени, своего поколения имеет свой отличающий ее от других художников выставки манер. И вместе с тем, что эти комментарии правдивы, Кульжазира Жумадиловна обронила напоследок интересную фразу. Она сказала художнице, — «Потом ты можешь делать что-то другое, тебе через год может показаться что-то, совсем другое, но то, что ты сегодня так начинаешь — в этом есть большой потенциал, у тебя есть свой стиль, и все богатство твоей школы и коллег, с которыми ты сегодня выставляешься ты продолжишь на новом уровне».

Когда попадаешь в ореол ее работ, ощущается интерес, какое-то наклевывающееся впечатление, но еще не четкое, я бы сказала, только собирается намечаться и приобретать ясные очертания. Поэтому я считаю, мы обнаружили такой период творчества, в котором прямо на наших глазах сейчас птенец, пробивший скорлупу, раскрывается, нам виден очень симпатичный клюв, а кто по итогу оттуда вылупится пока остается интригой.

В последнее время в мире искусства все меньше случайных людей и это становится интересным в перспективе искусства, если эта перспектива у нас есть, потому что по сравнению с поколением наших отцов, которые шли в неизвестность смело, гремели и процветали, их творческая молодость была ярче и это признают все. 

От нашего поколения все больше и больше ждут творческих взрывов в художественной сфере об этом и говорит объединение «TAMYR», и по-моему, в лице Гульфейрус происходит нечто очень интересное на горизонте современного искусства Казахстана. На это стоит обратить внимание, потому что в последнее время я часто слышу от разных художников что нам нужна какая-то система или институт, который бы обеспечивал былую яркую жизнедеятельность искусства Казахстана.

И такие комьюнити как «TAMYR» это попытка создать условия художников для самих себя чтобы закрыть эту потребность.

Это чуть ли не самая главная мысль, к которой я пришла, посетив это мероприятие. Этих ребят стоит запомнить, возможно у нас прямо на глазах зарождается что-то культовое и великое, что впишется или даже повернет искусство в новое русло.  

Выставка «Шымкун» проходит в Almaty Gallery с 23 апреля по 8 мая 2022 года.

Адрес: Достык, 44, режим работы: вт-вс с 11.00 до 19.00.

Вход свободный.

Материал подготовила Гаухар Джайлаубаева

Фото: Aiya Visual Arts

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *