Интервью

10 исчезающих мозаик Алматы

Как часто вы обращаете внимание на то, что окружает вас? А как часто застаете себя за мыслями о той жизни, что неведома нам, которая всегда где-то там, далеко?

Мы любим говорить о громком искусстве на Венецианской биеннале, посещать выставки репродукций Ван Гога, Моне, Босха и, конечно, внимательно следить за мировыми сводками новостей из Нью-Йорка, Лондона, Парижа, Милана. Ну, и, как сейчас модно, Дубая.

А говорим ли мы о нас самих? Изучаем ли себя? Знакомы ли с искусством, которое окружает нас и вот-вот исчезнет раз и навсегда? Пытаемся ли остановить ход разрушительных событий?

Американец Дэннис Кин вот уже более 10 лет проводит экскурсии по монументальному искусству Алматы, которое вызывает небывалый интерес не только у иностранных туристов, но и местных жителей. Забавно, что не все алматинцы знакомы и с половиной тех работ, которые собраны в проекте Дэнниса Walking Almaty.

Он объездил почти весь Казахстан, чтобы создать доступную и открытую карту монументального искусства страны. Борется за сохранение искусства и готовит об этом уникальную книгу.

Главный редактор Art of Her Рус Бикетов поговорил с Дэннисом Кином о состоянии мозаик в городе, сложностях доступа к информации и об отсутствии интереса местных в их сохранении в рамках презентации совместного проекта Art of Her и Walking Almaty «10 исчезающих мозаик Алматы».

Дэннис Кин во время экскурсии. Фото из Instagram Walking Almaty

Дэннис, я знаю, что будучи студентом в США, Вы изучали казахский язык. Расскажите, почему Вы решили учить казахский и когда впервые приехали в Казахстан?

Я учился в школе и совершенно случайно наткнулся на программу обмена школьников. Тогда мне было 17 лет. По этой программе американские ученики могли отправиться в страны Европы, Мексику и… Казахстан. Я подумал, что это очень интересно, потому что большинство американцев очень мало знают о Казахстане. В школе я увлекался географией и уже что-то знал о стране, поэтому решил глубже изучить ее. В 2005 году я впервые приехал в Казахстан на 2 месяца, чтобы изучать казахский и русский языки. Для меня это было приятным открытием.

После возвращения, я поступил в Калифорнийский университет на филологию и лингвистику. Два года изучал русский, а потом понял, что хочу изучать казахский, чтобы лучше понимать культуру Казахстана. Тексты о казахских традициях на русском языке были очень поверхностные, а мне хотелось больше узнать.

После магистратуры я вновь вернулся в Казахстан и быстро понял, что в Алматы в основном говорят на русском (смеется).

Дэннис Кин и Владимир Твердохлебов. Фото из личного архива Денниса

Вы помните, как впервые столкнулись с мозаиками в Алматы?

Наверное, первую мозаику я увидел на здании KIMEP University, так как я тогда там учился. У меня сразу возникли вопросы: кто автор, какие материалы, о чем мозаика? Но никакой информации не было.

Позже, во время прогулок по городу, я находил много интересных мозаик, но нигде не было информации о работах. Спустя пять лет жизни в Алматы, я собрал достаточно большую коллекцию мозаик в Алматы. Мне казалось, что это так интересно, и о них можно много рассказать.

Около 2-х лет я работал в библиотеках и архивах, встречался с художниками, чтобы узнать информацию. Так и запустил свой первый проект Walking Almaty, в рамках которого провожу экскурсии и запустил сайт, на котором собрана вся информацию об уличном монументальном искусстве.

Сложно ли было найти информацию о мозаиках?

Сложно. К сожалению, главный архив был у Союза художников, но он куда-то исчез. Там была вся документация, сейчас ее нет. В основном я работал в музее Кастеева. Мало кто знает, что у них есть своя библиотека. Очень крутая библиотека, где собраны книги и каталоги о казахском искусстве. Но в книгах было только около 20% всех мозаик Алматы.

Мне пришлось искать художников, но их, к сожалению, не так много живых осталось. Мне посчастливилось познакомиться с художником-монументалистом Владимиром Твердохлебовым. Вместе мы разбирали мозаики, и по его воспоминаниям удалось собрать информацию об авторах.

Всего в Казахстане мне удалось отыскать более 600 мозаик. Я был в каждом городе страны, кроме Атырау и Актобе.

В каком состоянии мозаики в Алматы? Требуют ли они реставрации? Есть ли какой-нибудь орган, который следит за их состоянием?

Никакой поддержки нет. И, честно говоря, не ожидаю от местных властей. Я вижу, что для них сохранение советского наследия – это не приоритет. Хотя для меня это не советское наследие. Это наследие Казахстана, казахстанских художников.

Сами мозаики в печальном состоянии. Все зависит от хозяина здания, где она расположена. В основном люди не обращают на них внимание и не хотят платить за реставрацию. Очень много мозаик разрушается. Хотя есть и хорошие примеры – гостиница «Алматы» и Центр современной культуры «Целинный». Но на город таких примеров всего несколько.


10 исчезающих мозаик Алматы

Восточный календарь (автор: Владимир Твердохлебов, 1979-1980)

Адрес: г. Алматы, ул. Шевченко, 28.

Фото предоставлено Walking Almaty

Управление водного хозяйства акимата Алматы постоянно отказывалось провести серьезную реконструкцию этого памятника, что было одним из последних пожеланий покойного художника Владимира Твердохлебова. Совсем недавно статуи красили в третий раз, когда краску нужно было снять. Мраморные постаменты и скамейки следует полностью заменить на новый, качественный мрамор, а внутреннюю сантехнику вернуть в первоначальный вид.


Студенты (автор: Николай Цивчинский, 1968)

Адрес: г. Алматы, ул. Айтеке би, 99А.

Фото предоставлено Walking Almaty

Мозаика в КазГосЖенПУ создана двумя самыми известными мозаичистами Алматы, но половина работы была закрашена где-то в 2000-х годах. Верхнюю половину теоретически можно восстановить, если аккуратно снять штукатурку и краску. За углом находится еще одна серия мозаик, которая находится в очень ветхом состоянии. Они требуют интенсивной реставрации опытным мозаичистом.


Без названия (автор: Себастьян Киракозов)

Адрес: г. Алматы, ул. Волочаевская, 359.

Фото предоставлено Walking Almaty

Во время последнего посещения одна из этих мозаик популярного местного художника Себастьяна Киракозова закрыта рекламным баннером и имеет серьезные повреждения: на целых панелях отсутствует смальта. Вторую мозаику с таким же успехом можно было бы замазать или повредить без надлежащего вмешательства.


Наука и октябрь (автор: Виктор Константинов, 1967)

Адрес: г. Алматы, пр. Достык, 104.

Фото предоставлено Walking Almaty

Рельеф восточной стороны кинотеатра «Арман» закрыт деревянным навесом для кафе, построенным в 2022 году, а проведению большой части работ мешает растущее рядом дерево. Дерево можно удалить (пересадить в другом месте или пожертвовать другие саженцы), а открытое пространство можно спроектировать так, чтобы оно включало классический барельеф, а не загораживало его.


Без названия (авторы: Евгений Сидоркин и Генрих Дандерфер, 1972-1973)

Адрес: г. Алматы, ул. Тулебаева, 185.

Фото предоставлено Walking Almaty

Этот барельеф, созданный Сидоркиным по иллюстрации к произведениям Ауэзова, находится в прекрасном состоянии, но недавно был закрашен радужными красками во время реконструкции Дома-музея Ауэзова. Произведения монументального искусства должны быть сохранены в первозданном виде, а краска удалена.


Без названия (автор: неизвестен)

Адрес: г. Алматы, ул. Манаса, 22Б.

Фото предоставлено Walking Almaty

Это сграффито, возможно, работа культовых алматинских монументалистов Кенбаева и Цивчинского, находится в плохом состоянии и в прошлом местами было частично закрыто рекламными баннерами. Из-за особенностей сграффито работу, вероятно, придется снять и переустановить, используя штукатурку более высокого качества.


Без названия (автор: Евгений Сидоркин, 1961)

Адрес: г. Алматы, 2-й микрорайон, 40А / ул. Куанышбаева, 40А.

Фото предоставлено Walking Almaty

Это историческое сграффито, старейшее в городе, выполнено известным художником-графиком Евгением Сидоркиным, но частично прикрыто системой вентиляции. Вентиляцию следует убрать, сграффито восстановить, а рядом с произведением поставить историческую мемориальную доску.


Без названий (авторы: неизвестны)

Адрес: г. Алматы, ул. Омарова, 35.

Эта большая мозаика (самая большая в Алматы) и витраж (тоже самый большой в городе) расположены на закрытом для посещения комплексе телебашни Кок Тобе. Телебашня должна быть открыта для публики, как первоначально предполагалось, в соответствии с международными стандартами и другими телебашнями бывшего СССР, например, в Ташкенте.


Одевание невесты (авторы: Молдахмет Кенбаев и Николай Цивчинский, 1966)

Адрес: г. Алматы, ул. Кунаева, 43.

Фото предоставлено Walking Almaty

Витраж в Сымбате в настоящее время планируется убрать во время ремонта. Владельцы здания обещают переустановить стекла, но необходим общественный контроль, чтобы гарантировать, что самый старый витраж в Алматы не будет разрушен.


Без названия (авторы: Борис Анисимов, Владимир Твердохлебов, А. Зиненко, 1985)

Адрес: г. Алматы, ул. Курмангазы, 29.

Фото предоставлено Walking Almaty

Эта фреска когда-то украшала стены зимнего сада Дома учёных Академии наук, но во время ремонта 2000-х годов, видимо, была закрыта стеклянными зеркалами. Если фрески под зеркалами сохранились, их следует отреставрировать. В Академии сейчас идет интенсивная реконструкция, но планы зимнего сада не обнародованы.


Обложка: Instagram Monumentalalmaty.

Рус Бикетов

Главный редактор Art of Her

Recent Posts

Созданный Альянс кинематографистов Казахстана возрождает кинопремию «Тулпар»

Национальная киноакадемия, Союз кинематографистов и Лига кинематографистов объединились в Альянс кинематографистов Казахстана. Уже в этом…

2 августа, 2024

Айдара Омарова назначили врио президента «Казахфильма»

Азамат Сатыбалды покинул пост главы киностудии имени Шакена Айманова. Временно исполняющим обязанности президента «Казахфильма» назначен…

2 августа, 2024

Новый логотип Лондонского музея вызвал неоднозначную реакцию британцев

Лондонский музей, ранее известный как музей Лондона, представил свой новый логотип в виде белого фарфорового…

1 августа, 2024

Фаррелл Уильямс предлагает вернуть конкурсы искусств на Олимпийские игры

Американский рэпер и креативный директор Louis Vuitton Фаррелл Уильямс предлагает вернуть конкурсы искусств на Олимпийские…

1 августа, 2024

Более 1,5 млн зрителей посетили театры Казахстана с начала года

Всего с начала года состоялось 170 премьерных спектаклей в 57 государственных театрах страны. Об этом…

30 июля, 2024

Великобритания не будет строить тоннель недалеко от Стоунхенджа

Новое правительство Великобритании приняло решение отказаться от проекта строительства тоннеля недалеко от Стоунхенджа. Проект стоимостью…

30 июля, 2024